logo search
ucheb_posobie_ispoln_organy_okonchat_variant

Занятие 2 Кардиотонические средства. Противоаритмические средства

Цель занятия:Изучить классификации, механизмы, особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты и противопоказания к применению сердечных гликозидов и противоаритмических средств; отравление сердечными гликозидами. Научиться прописывать лекарственные средства в рецептах при определенных патологических состояниях, исходя из особенностей фармакодинамики и фармакокинетики.

Актуальность темы

Болезни сердечно-сосудистой системы занимают 2-3 место по распространенности среди населения России, в том числе Республики Саха (Якутия). В настоящее время отмечается тенденция роста заболеваемости и смертности от болезней системы кровообращения. Кроме того, заболевания сердечно-сосудистой системы «молодеют» и являются основной причиной инвалидности (40%).

По оценке специалистов института клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова, к 2000 году в России насчитывалось около 3,5 млн. пациентов, страдающих хронической сердечной недостаточностью (ХСН), из которых 30% ежегодно умирают. Основными препаратами терапии этой патологии являются кардиотонические средства гликозидной и негликозидной структуры.

Наиболее частым синдромом не только сердечно-сосудистых заболеваний, но также целого ряда других болезней и патологических состояний являются аритмии. Знание основ лечения аритмий, умение оказать квалифицированную помощь (особенно при фатальных нарушениях ритма) необходимо каждому специалисту.

Для усвоения материала темы необходимо знать: из курса физиологии — свойства сердечной мышцы, основные показатели деятельности сердца, механизмы регуляции сердечной деятельности; из курса органической химии — понятие о полярности веществ; из курса патологической физиологии — понятие о сердечной недостаточности; из общей фармакологии — понятие о кумуляции, особенностях транспорта через биомембраны полярных и неполярных соединений.

Блок заданий для внеаудиторной работы

А. Вопросы для самоподготовки к занятию:

1. Сердечные гликозиды. История изучения сердечных гликозидов (В.Уитеринг, Е.В.Пеликан, работы сотрудников С.П.Боткина и И.П. Павлова). Растения, содержащие сердечные гликозиды. Химическое строение. Фармакокинетика. Фармакодинамика сердечных гликозидов: влияние на силу и ритм сердечных сокращений, проводимость, автоматизм, обмен веществ в миокарде. Механизм кардиотонического действия сердечных гликозидов. Сущность терапевтического действия сердечных гликозидов при сердечной недостаточности. Побочные действия и противопоказания к применению. Сравнительная характеристика различных препаратов (активность, всасывание в ЖКТ, скорость развития и продолжительность действия, кумуляция). Клинические проявления интоксикации сердечными гликозидами, лечение и профилактика интоксикации (дифенин, препараты калия).

2. Кардиотонические средства негликозидной структуры: классификация, механизмы действия, применение, побочные эффекты, противопоказания к применению.

3. Противоаритмические средства: классификация, механизмы и особенности действия, фармакокинетика, выбор препаратов при различных формах аритмий (тахиаритмиях и экстрасистолиях, брадиаритмиях и блокадах сердца). Побочные эффекты и противопоказания к применению.

Дополнительные вопросы для студентов педиатрического факультета:

  1. Применение и особенности дозирования сердечных гликозидов в педиатрической практике.

  2. Выбор лекарственных средств для лечения аритмий у детей (преобладают суправентрикулярные тахиаритмии).