1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
1. Физиологические механизмы регуляции тонуса сосудов.
Перечислите пути фармакологического воздействия на системное артериальное давление.
Что такое «органы-мишени» артериальной гипертензии? Какие группы антигипертензивных средств обладают органопротективными свойствами и улучшают функции органов-мишеней при артериальной гипертензии?
Почему при комбинированном применении гипотензивных средств различных фармакологических групп возрастает их эффективность? Как называется это взаимодействие?
Какие лекарственные средства назначают больным артериальной гипертензией с повышенным сердечным выбросом; высоким симпатическим тонусом; высоким сопротивлением сосудов; высокой активностью ренина и ангиотензина II?
Какие лекарственные средства применяют для лечения гипертонического криза и острой гипотонии?
Почему клофелин применяют только для купирования гипертонического криза, а не для длительной терапии артериальной гипертензии? Какие лекарственные средства, снижающие возбудимость сосудодвигательного центра, можно применять длительно? Почему?
Какие ингибиторы АПФ действуют исходной молекулой, а какие являются пролекарствами? Как происходит метаболическая активация пролекарств?
В каких случаях блокаторы рецепторов ангиотензина II имеют преимущества перед ингибиторами АПФ?
Рассмотрите механизмы гипотензивного действия мочегонных средств. Проведите выбор мочегонных средств для лечения артериальной гипертензии, оцените их эффективность и безопасность при длительном применении.
Нарисуйте схему нефрона. На схеме нефрона укажите: а) отделы нефрона; б) участки реабсорбции ионов натрия, хлора и воды; в) участки секреции ионов калия; г) точки приложения гормонов, регулирующих процесс мочеобразования.
Перечислите возможные пути увеличения диуреза.
Распределите перечисленные диуретические средства: диакарб, дихлотиазид, фуросемид, спиронолактон, маннитол, эуфиллин, кислота этакриновая – согласно преимущественной локализации действия.
Локализация действия
Почечный клубочек
Проксимальный каналец
Восходящая часть петли Генле
Дистальный каналец
На всем протяжении нефрона
Начальный отдел
Конечный отдел
Заполните таблицу «Основные показания к применению диуретиков».
Показания / ЛС | Тиазидные диуретики (дихлотиазид) | «Петлевые» (фуросемид) | Осмотические (маннитол) | Ингибиторы карбангидразы (диакарб) | Калийсберегающие (в комплексе с сильными диуретиками) |
Хронические отеки (сердечные, почечные) |
|
|
|
|
|
Артериальная гипертензия |
|
|
|
|
|
Отек легких |
|
|
|
|
|
Отек мозга |
|
|
|
|
|
Глаукома |
|
|
|
|
|
Терапия острых отравлений |
|
|
|
|
|
Примечание.Наличие эффекта обозначить символом «+».
Заполните таблицу «Побочные эффекты диуретических средств».
Побочные эффекты / ЛС | Дихлотиазид | Фуросемид | Диакарб | Триамтерен | Спиронолактон |
Гипокалиемия |
|
|
|
|
|
Гиперкалиемия |
|
|
|
|
|
Гиперурикемия |
|
|
|
|
|
Гипергликемия |
|
|
|
|
|
Ототоксичность |
|
|
|
|
|
Гематотоксичность |
|
|
|
|
|
Гинекомастия |
|
|
|
|
|
Гепатотоксичность |
|
|
|
|
|
Ацидоз |
|
|
|
|
|
Алкалоз |
|
|
|
|
|
Гипотензия |
|
|
|
|
|
Примечание.Наличие эффекта обозначить символом «+».
2. Проанализируйте графические, ситуационные, клинико-фармакологические задачи, отражающие механизмы и особенности действия изучаемых лекарственных средств, показания к их клиническому применению, побочные эффекты:
Задача 1. Указать локализацию действия (1-8) клофелина, бензогексония, резерпина, анаприлина, празозина и лабеталола
Задача 2. Указать локализацию (1-7) и направленность действия («+» или «–») клофелина и моксонидина
Задача 3. Определить гипотензивные средства А-В (α-адреноблокаторы, β-адреноблокаторы, симпатолитики)
Задача 4. Определить, к каким группам гипотензивных средств (β-адреноблокаторы, гипотензивные средства центрального действия, ганглиоблокаторы) относятся препараты А-В
Задача 5. Определить гипотензивные средства А-В
Задача 6. Определить препараты А-В по их влиянию на гладкомышечные клетки кровеносных сосудов
Задача 7. Указать локализацию (1; 2; 1+2) сосудорасширяющего действия апрессина, натрия нитропруссида, диазоксида и празозина
Задача 8. Определить гипертензивные средства А-В
Препараты | Эффекты | Свойства | |||
Тонус периферических сосудов | Частота сердечных сокращений | Продолжи-тельность действия | Основная причина кратковремен-ности действия | Пути введения | |
А
|
↑ |
↓ |
минуты | нейрональный захват |
в вену |
Б |
↑↓ |
↑ |
минуты | нейрональный захват | в вену, в мышцу, под кожу |
В |
↑ |
↓ |
минуты | быстрая биотрансфор-мация |
в вену |
Задача 9. К каким группам диуретических средств относятся препараты А и Б?
Задача 10. Определить мочегонные средства А-Г по локализации действия (фуросемид, дихлотиазид, маннитол, спиронолактон, триамтерен)
Задача 11. Определить мочегонные средства А-Г (фуросемид, дихлотиазид, спиронолактон, триамтерен)
Примечание:задачу анализировать последовательно отIкIII
Задача 12. Определить мочегонные средства А-В (фуросемид, спиронолактон, дихлотиазид)
Препараты | Увеличение выведения с мочой ионов | Путь введения | Начало действия | Длительность действия |
А | Na+, Cl- (K+, Mg2+) | Внутрь | 30-60 мин | 8-12 ч |
Б | Na+, Cl- (K+, Mg2+) | Внутривенно Внутрь | 3-4 мин 20-30 мин | 1-2 ч 3-4 ч |
В | Na+, Cl- | Внутрь | 2-5 дней | Дни |
Задача 13. Определить мочегонные средства А-В (фуросемид, дихлотиазид, маннитол)
Препараты | Показания к применению | ||||
Отёк мозга | Отёк легких | Отёки при застойной сердечной недостаточности | Артериальная гипертензия | Форсированный диурез | |
А | + |
|
|
| + |
Б | + | + | + | + | + |
В |
|
| + | + |
|
Задача 14. Проанализируйте задачу.
Пациенту с артериальной гипертензией и сопутствующим хроническим гепатитом был назначен каптоприл, который проявил хороший терапевтический эффект. Врач решил перевести больного на прием ингибитора АПФ длительного действия. Однако новое лекарственное средство оказалось неэффективным.
Какой препарат стал принимать больной вместо каптоприла? В чем причина отсутствия его терапевтического действия?
Задача 15. Проанализируйте задачу.
Больной застойной сердечной недостаточностью по назначению врача принимал лекарственное средство. Через 2 недели терапии у больного уменьшилась тахикардия, исчезли одышка и отеки. Однако больной стал жаловаться на слабость, головокружение, сухой кашель. Артериальное давление – 90/60 мм рт. ст.
Средство какой фармакологической группы принимал больной? Каковы причины осложнений? Предложите замену препарата.
Задача 16. Проанализируйте задачу.
Ребенок 5 лет нашел стеклянный флакон с таблетками и проглотил 10 таблеток, приняв их за витамины. Через полчаса у него появились сухость во рту, заложенность носа, головокружение, заторможенность, сонливость. Ребенок потерял сознание. При осмотре врачом скорой помощи обнаружено: кожа бледная, слизистые оболочки сухие, зрачки сужены, сухожильные рефлексы угнетены, дыхание – 10 в минуту, пульс – 60 в минуту, слабого наполнения, АД в положении лежа – 60/20 мм рт. ст., при попытке посадить ребенка – не определяется, на ЭКГ – атриовентрикулярная блокада.
Поставьте диагноз, объясните патогенез и симптомы отравления, предложите меры неотложной помощи.
Задача 17. Проанализируйте задачу.
Больной С., 59 лет, поступил в больницу с жалобами на головную боль, головокружение, боли в затылке, тошноту, неустойчивость походки, АД – 200/140 мм рт. ст. Из анамнеза известно, что больной получал клофелин по 1 таблетке 3 раза в день, однако накануне он забыл принять препарат.
Объяснить причину ухудшения состояния.
Задача 18. Проанализируйте задачу.
Больному К., 47 лет, в хирургическом отделении при местном обезболивании выполнена операция грыжесечения. Через сутки после операции он встал с постели, потерял сознание и упал.
Объяснить причину острой гипотонии. Назначить препарат для восстановления АД до нормы.
Задача 19. Проанализируйте задачу.
Больная С., 38 лет, поступила в больницу с жалобами на боли в суставах. Поставлен диагноз «подагра». При сборе анамнеза выяснено, что больная без указаний врача на протяжении 7 лет с целью устранения отеков под глазами принимала дихлотиазид.
Оказать помощь и объяснить механизм возникновения осложнения.
Задача 20. Проанализируйте задачу.
Больной В., 54 лет, с хронической сердечной недостаточностью получает дигитоксин. Для устранения отеков назначен фуросемид. Через 3 ч после внутривенного введения фуросемида развились тахиаритмия, экстрасистолия.
Объяснить механизм побочного действия и способы его устранения.
- Л.К. Туркебаева, и.Ш. Малогулова,
- Содержание
- Лекарственные средства, влияющие
- Классификация лекарственных средств, влияющих на функции органов дыхания
- I. Средства, расширяющие бронхи (бронхолитические средства)
- II. Средства, обладающие противовоспалительной и бронхолитической активностью
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 2 Кардиотонические средства. Противоаритмические средства
- Классификация кардиотонических и
- При брадиаритмиях и блокадах сердца
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 3 Лекарственные средства, применяемые при недостаточности коронарного кровообращения (антиангинальные средства). Лекарственные средства, применяемые при нарушении мозгового кровообращения
- Классификация антиангинальных средств и средств, применяемых при нарушениях коронарного кровообращения Антиангинальные средства
- II. Средства, уменьшающие потребность миокарда в о2
- Средства, применяемые при мигрени
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 4 Лекарственные средства, влияющие на сосудистый тонус: гипотензивные (антигипертензивные) средства, гипертензивные средства. Диуретические средства
- Классификация лекарственных средств, влияющих на сосудистый тонус Гипотензивные средства
- Гипертензивные средства
- I. Средства, повышающие сердечный выброс и тонус периферических сосудов
- II. Средства, повышающие преимущественно тонус периферических сосудов
- Классификация диуретических средств
- Гипотензивные средства, гипертензивные средства
- Диуретические средства
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Установка для определения активности диуретических средств
- Занятие 5 Лекарственные средства, влияющие на систему крови
- Классификация лекарственных средств,
- Средства, способствующие остановке кровотечений (гемостатики)
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 6 Лекарственные средства, влияющие на функции органов пищеварения
- I. Средства, применяемые при пониженной секреции
- II. Средства, применяемые при повышенной секреции
- I. Средства, способствующие образованию желчи (холеретики)
- II. Средства, способствующие выведению желчи
- I. Средства, стимулирущие моторику кишечника
- II. Средства, ослабляющие моторику кишечника
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 7 Лекарственные средства, влияющие на миометрий (самостоятельная работа студентов)
- Классификация лекарственных средств, влияющих на тонус и сократительную активность миометрия:
- I. Усиливающие сократительную активность (токостимулирующие средства)
- II. Ослабляющие сократительную активность (токолитические средства)
- 1. Тестовые задания для самоконтроля
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 8
- Механизмы и локализация действия, эффекты
- Показания к применению
- Побочные и токсические эффекты
- Препараты и группы препаратов
- Особенности применения лекарственных средств, влияющих на функции исполнительных органов, в педиатрии
- Особенности применения лекарственных средств, влияющих на функции исполнительных органов, в стоматологии
- Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Использованная литература