1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
Дайте определение понятию «сердечная недостаточность». Причины возникновения и клинические проявления сердечной недостаточности. Выбор средств в зависимости от вида и проявления сердечной недостаточности.
Объясните механизмы кардиальных и экстракардиальных эффектов сердечных гликозидов.
Почему у здоровых людей сердечные гликозиды, несмотря на способность увеличивать силу сердечных сокращений, не улучшают кровоток в органах?
Известно, что сердечные гликозиды, блокируя Na+,K+-АТФ-азу, нарушают возврат ионов калия в кардиомиоциты. Почему сердечные гликозиды в терапевтических дозах уменьшают гипокалигистию в миокарде?
Какие особенности фармакокинетики определяют пути введения, скорость наступления и продолжительность терапевтического эффекта сердечных гликозидов?
Перечислите симптомы интоксикации сердечными гликозидами, меры помощи.
Перечислите показания к применению и побочные эффекты кардиотонических средств негликозидной природы.
Нарисуйте потенциал действия. Назовите фазы потенциала действия и укажите последовательность ионных токов в различные фазы потенциала действия.
Назовите виды нарушений сердечного ритма и механизмы их развития. Обоснуйте выбор антиаритмических средств в зависимости от вида нарушений сердечного ритма.
Какие механизмы влияния на электрофизиологические процессы в сердце являются общими для противоаритмических средств?
Почему противоаритмические средства, как удлиняющие, так и укорачивающие эффективный рефрактерный период, препятствуют циркуляции волны возбуждения в миокарде?
Какие противоаритмические средства оказывают лечебное действие исключительно при суправентрикулярных аритмиях? Почему?
Верапамил, дилтиазем и нифедипин блокируют кальциевые каналы L-типа. Почему в качестве противоаритмических средств используют только верапамил и дилтиазем?
Почему пропранолол и верапамил, несмотря на хорошее всасывание в кишечнике, имеют при приеме внутрь низкую биодоступность?
2. Проанализируйте графические, ситуационные, клинико-фармакологические задачи, отражающие механизмы и особенности действия изучаемых лекарственных средств, показания к их клиническому применению, побочные эффекты:
Задача 1. Объясните механизм кардиотонического действия сердечных гликозидов, расположив нижеприведенные утверждения в логической последовательности
1… | Инактивация (связывание) белка тропонина С |
2… | Снижение активности Na/Ca-насоса |
3… | Образование акто-миозинового комплекса |
4… | Увеличение содержания ионов натрия внутри кардиомиоцитов |
5… | Повышение силы сердечных сокращений (положительное инотропное действие) |
6… | Ингибирование Na+/К+-АТФазы мембран кардиомиоцитов |
7… | Нарушение выхода ионов кальция из кардиомиоцитов |
Задача 2. Какому варианту (А-В) соответствует действие сердечных гликозидов на клетки миокарда?
Параметры | А | Б | В |
Активность Na+,K+-АТФ-азы мембран клеток | Повышается | Снижается | Не изменяется |
Содержание внутри клеток
|
Снижается Повышается Снижается |
Повышается Снижается Повышается |
Снижается Повышается Не изменяется |
Задача 3. Какие изменения в деятельности сердца (варианты А-В) происходят под влиянием сердечных гликозидов?
Варианты | Функции | |||
Сократимость | Частота сердечных сокращений | Проводимость | Автоматизм | |
А | ↑ | ↑ | ↑ | ↑ |
Б | ↑ | ↓ | ↓ | ↑ |
В | ↓ | ↓ | ↓ | ↓ |
Задача 4. Какие изменения ЭКГ (варианты А-В) соответствуют действию сердечных гликозидов?
Варианты | РР | PQ | QT |
А | Увеличивается | Увеличивается | Уменьшается |
Б | Уменьшается | Не изменяется | Не изменяется |
В | Не изменяется | Уменьшается | Увеличивается |
Задача 5. Определить сердечные гликозиды А-В (дигоксин, дигитоксин, строфантин)
Вещества | Основные пути введения | Латентный период при введении | Полное выведение | Выраженность кумуляции | |
Внутрь | Внутривенно | ||||
А | Внутривенно |
| 3-10 мин | 1-3 дня | + |
Б | Внутрь, внутривенно | 0,5-2 ч | 5-30 мин | 2-7 дней | ++ |
В | Внутрь | 2-4 ч |
| 2-3 недели | ++++ |
Задача 6. Укажите, какой вариант (А-В) соответствует действию дигоксина при сердечной недостаточности?
Задача 7. Указать направленность действия сердечных гликозидов на некоторые параметры деятельности сердца и гемодинамики при сердечной недостаточности
Параметры деятельности сердца и гемодинамики | Направленность действия сердечных гликозидов |
Систола (сила) |
|
Систола (продолжительность) |
|
Диастола (продолжительность) |
|
Ударный объем |
|
Минутный объем |
|
Частота сердечных сокращений |
|
Проведение импульсов по проводящей системе |
|
Венозное давление |
|
Кровоснабжение паренхиматозных органов |
|
Объем циркулирующей крови |
|
Задача 8. Укажите препараты и принцип их действия при отравлениях сердечными гликозидами
Группа средств | Препараты | Принцип действия |
Хелатообразующие соединения |
|
|
Препараты калия |
|
|
Антиаритмические средства |
|
|
М-холиноблокаторы |
|
|
β-адреномиметики |
|
|
Донаторы сульфгидрильных групп |
|
|
Задача 9. Определить противоаритмические средства А-Д (анаприлин, амиодарон, хинидин, верапамил, новокаинамид)
Средства | Блокирующее действие на: | ||||
ионные каналы | рецепторы | ||||
Na+ | Ca++ | K+ | β-адренорецепторы | М-холинорецепторы | |
А | +++ |
| ++ |
|
|
Б | +++ |
| ++ |
| + |
В | + | + | +++ | ++ |
|
Г | + | +++ |
|
|
|
Д | + |
|
| +++ |
|
Примечание:количеством «+» обозначено относительная блокирующая активность средств
Задача 10. Определить блокаторы натриевых каналов А-В (хинидин, лидокаин, пропафенон)
Вещество | Влияние на волокна Пуркинье | ||
Автоматизм | Проводимость | Эффективный рефрактерный период | |
А | ↓ | ↓↓↓ | 0/↑ |
Б | ↓ | ↓↓ | ↑ |
В | ↓ | 0/↓ | ↓ |
Примечание:↓ - уменьшение; ↑ - увеличение; 0 – отсутствие эффекта
Задача 11. Определить блокаторы натриевых каналов А-В (хинидин, лидокаин, профаненон)
Вещество | Кардиальные побочные эффекты | ||
Угнетение сократимости миокарда | Угнетение атриовентрикулярной проводимости | Аритмогенное действие | |
А | ++ | ++ | ++ |
Б | 0/± | 0/± | + |
В | +++ | +++ | +++ |
Примечание: «+» – наличие эффекта; «0» – отсутствие эффекта
Задача 12. Определить препараты, применяемые при сердечных аритмиях (хинидин, лидокаин, анаприлин, амиодарон, верапамил)
Вещества | Локализация аритмий | |
Наджелудочковые аритмии | Желудочковые аритмии | |
А | + |
|
Б |
| + |
В | + | + |
Задача 13. Указать основную направленность противоаритмического действия (1-5) хинидина, лидокаина, верапамила, амиодарона и анаприлина
Задача 14. Каким образом (вариант 3 или 4) устраняют аритмии, возникшие по механизму «повторного входа возбуждения», хинидин, новокаинамид, пропафенон, анаприлин, амиодарон?
Задача 15. Указать локализацию (1-6) и характер (блокирующее или стимулирующее) действия средств, применяемых при атриовентрикулярном блоке (изадрин, атропин)
Задача 16. Проанализируйте задачу.
Врач-терапевт во время очередного посещения больного, лечащегося по поводу сердечной недостаточности, обнаружил резкое ухудшение его состояния. Больной бледен, не говорит, губы цианотичны, кашель, розовая мокрота на губах. Дыхание – 40 в минуту, пульс – 100 в минуту, политопные желудочковые экстрасистолы, артериальное давление – 100/80 мм рт. ст. После введения унитиола состояние больного улучшилось. Он сообщил, что, желая скорее выздороветь, принимал назначенные таблетки по 3 сразу 5 раз в день. Временами экстрасистолия возобновлялась, но больной не терял сознания и жаловался, что «темно в глазах» и «немеют руки и ноги». Поставьте диагноз, объясните патогенез и симптомы отравления, предложите меры неотложной помощи.
Задача 17. Проанализируйте задачу.
Студент-кружковец кафедры фармакологии в эксперименте изучал влияние противоаритмических средств на ЭКГ. Средство А удлиняло сегмент PQ (атриовентрикулярная проводимость), комплекс QRS и сегмент ST (эффективный рефрактерный период). Средство Б укорачивало сегмент PQ, комплекс QRS и сегмент ST. Средство В удлиняло сегмент PQ, но укорачивало комплекс QRS и сегмент ST. К каким классам противоаритмических средств относятся средства А–В?
Задача 18. Проанализируйте задачу.
Создатель нового класса лекарственных средств немецкий фармаколог Альбрехт Флекенштейн в эксперименте на изолированном сердце установил, что изучаемое вещество снижало частоту сердечных сокращений и ослабляло сокращения миокарда. После удаления ионов кальция из перфузирующего раствора кардиодепрессивный эффект вещества утрачивался, но после добавления ионов кальция возобновлялся. Какой класс лекарственных средств открыл Флекенштейн? Какое значение они имеют в современной кардиологии?
- Л.К. Туркебаева, и.Ш. Малогулова,
- Содержание
- Лекарственные средства, влияющие
- Классификация лекарственных средств, влияющих на функции органов дыхания
- I. Средства, расширяющие бронхи (бронхолитические средства)
- II. Средства, обладающие противовоспалительной и бронхолитической активностью
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 2 Кардиотонические средства. Противоаритмические средства
- Классификация кардиотонических и
- При брадиаритмиях и блокадах сердца
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 3 Лекарственные средства, применяемые при недостаточности коронарного кровообращения (антиангинальные средства). Лекарственные средства, применяемые при нарушении мозгового кровообращения
- Классификация антиангинальных средств и средств, применяемых при нарушениях коронарного кровообращения Антиангинальные средства
- II. Средства, уменьшающие потребность миокарда в о2
- Средства, применяемые при мигрени
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 4 Лекарственные средства, влияющие на сосудистый тонус: гипотензивные (антигипертензивные) средства, гипертензивные средства. Диуретические средства
- Классификация лекарственных средств, влияющих на сосудистый тонус Гипотензивные средства
- Гипертензивные средства
- I. Средства, повышающие сердечный выброс и тонус периферических сосудов
- II. Средства, повышающие преимущественно тонус периферических сосудов
- Классификация диуретических средств
- Гипотензивные средства, гипертензивные средства
- Диуретические средства
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Установка для определения активности диуретических средств
- Занятие 5 Лекарственные средства, влияющие на систему крови
- Классификация лекарственных средств,
- Средства, способствующие остановке кровотечений (гемостатики)
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 6 Лекарственные средства, влияющие на функции органов пищеварения
- I. Средства, применяемые при пониженной секреции
- II. Средства, применяемые при повышенной секреции
- I. Средства, способствующие образованию желчи (холеретики)
- II. Средства, способствующие выведению желчи
- I. Средства, стимулирущие моторику кишечника
- II. Средства, ослабляющие моторику кишечника
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 7 Лекарственные средства, влияющие на миометрий (самостоятельная работа студентов)
- Классификация лекарственных средств, влияющих на тонус и сократительную активность миометрия:
- I. Усиливающие сократительную активность (токостимулирующие средства)
- II. Ослабляющие сократительную активность (токолитические средства)
- 1. Тестовые задания для самоконтроля
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 8
- Механизмы и локализация действия, эффекты
- Показания к применению
- Побочные и токсические эффекты
- Препараты и группы препаратов
- Особенности применения лекарственных средств, влияющих на функции исполнительных органов, в педиатрии
- Особенности применения лекарственных средств, влияющих на функции исполнительных органов, в стоматологии
- Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Использованная литература