1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
Какие отхаркивающие средства назначают при респираторных заболеваниях со скудным отделением мокроты, а какие – при заболеваниях с трудно отделяемой вязкой мокротой?
Какие эффекты вызывают отхаркивающие средства рефлекторного действия в различных дозах? Почему опасно превышение доз, в которых препараты оказывают отхаркивающее действие?
Рассмотрите преимущества и недостатки ингаляционного введения бронхолитических и противовоспалительных средств при бронхиальной астме.
В чем сходство и различие в механизмах действия бронхолитических средств – адреномиметиков и ксантинов?
Известно, что при длительном применении β2-адреномиметиков может развиваться отек слизистой оболочки бронхов с уменьшением их просвета. Каков механизм этого осложнения? Какой адреномиметик не вызывает отека слизистой оболочки бронхов?
Какие лекарственные средства назначают для предупреждения приступов бронхиальной астмы, возникающих ночью? Почему?
Почему при бронхоспазме, провоцированном вдыханием холодного воздуха или пыли, предпочтительнее назначать М-холиноблокаторы? Проведите выбор препаратов.
Почему рационально комбинировать β2-адреномиметики и М-холиноблокаторы для лечения бронхообструктивных синдромов? В какой лекарственной форме эти комбинации применяются?
2. Проанализируйте графические, ситуационные, клинико-фармакологические задачи, отражающие механизмы и особенности действия изучаемых лекарственных средств, показания к их клиническому применению, побочные эффекты:
Задача 1. Указать локализацию действия (1-5) бронхолитиков (адреномиметики, М-холиноблокаторы, спазмолитики миотропного действия)
Задача 2. Определить бронхолитики А-В (изадрин, адреналин, сальбутамол)
Задача 3. Определите вещества (А-Г), применяемые при бронхиальной астме (ипратропий, сальбутамол, кромолин-натрий, эуфиллин)
Задача 4. Указать направленность действия веществ, применяемых при бронхиальной астме (глюкокортикоиды, зилеутон, зафирлукаст)
Задача 5. Указать направленность (1-4) действия ацетилцистеина, настоя травы термопсиса
Задача 6. Определить стимуляторы дыхания А-В (бемегрид, кордиамин, цититон)
Препараты | Механизм действия | Пути введения | Длительность действия |
А | Прямое и рефлекторное возбуждение дыхательного центра | Подкожно, внутримышечно, внутривенно, внутрь | Несколько часов |
Б | Прямое возбуждение дыхательного центра | Внутривенно, внутримышечно, подкожно | Несколько часов |
В | Рефлекторное возбуждение дыхательного центра | Внутривенно | Несколько минут |
Задача 7. Определить отхаркивающие средства А-В (бромгексин, ацетилцистеин, настой травы термопсиса)
Вещество | Эффект | Принцип действия | Влияние на продукцию эндогенного сурфактанта | Пути введения |
А | Разжижение мокроты | Разрыв дисульфидных связей протеогликанов мокроты | Не влияет | Ингаляционно, внутримышечно, внутривенно, внутрь |
Б | Разжижение мокроты | Деполимеризация мукополисахаридов и мукопротеинов мокроты | Повышает | Внутрь |
В | Увеличение секреции бронхиальных желез, снижение вязкости мокроты, повышение активности мерцательного эпителия бронхов | Рефлекторный (со слизистой оболочки желудка) | Не влияет | Внутрь |
Задача 8. Определить противокашлевые средства А-В (либексин, кодеин, глауцин)
Свойства | А | Б | В |
Эффективность при кашле | ++ | + | + |
Понижение возбудимости кашлевого центра | + | + | - |
Блокада периферических рецепторов кашлевого рефлекса | - | - | + |
Способность угнетать дыхательный центр | + | - | - |
Способность вызывать привыкание и лекарственную зависимость | + | - | - |
Задача 9. Определить препараты А-В, применяемые при угнетении дыхания (цититон, налоксон, флумазенил)
Показания к применению | А | Б | В |
Отравление снотворными – агонистами бензодиазепиновых рецепторов | + |
|
|
Отравление опиоидными анальгетиками |
| + |
|
Асфиксия новорожденных |
|
| + |
Задача 10. Проанализируйте задачу.
В связи с изнурительным кашлем больному было назначено противокашлевое средство в таблетках. Больной разжевал таблетку и проглотил. Спустя некоторое время кашель заметно уменьшился. Однако больной почувствовал онемение во рту. Какой препарат был назначен больному? Как следует его принимать?
Задача 11. Проанализируйте задачу.
Больному было назначено отхаркивающее средство по поводу острого бронхита с трудно отделяющейся мокротой. Больной страдает хроническим гастритом. В результате приема отхаркивающего средства усилилась симптоматика гастрита. Какой препарат был назначен? Почему он ухудшил течение гастрита? Какие отхаркивающие средства целесообразно назначить данному больному?
Задача 12. Проанализируйте задачу.
В аптечный киоск обратился посетитель с просьбой рекомендовать ему препарат для устранения мучительного кашля и улучшения отделения мокроты. В аптечном киоске имелись препараты: терпингидрат, АЦЦ (шипучие таблетки), бромгексин (таблетки и оральные капли). Из какой группы необходимо выбрать препарат: муколитические или отхаркивающие средства? В чем принципиальное различие фармакологического действия этих групп? Какой из имеющихся препаратов дает наиболее выраженный фармакологический эффект?
Задача 13. Проанализируйте задачу.
Спортсменка-лыжница накануне соревнований лечилась от последствий бронхита комбинированным лекарственным средством, в состав которого входят два вещества: одно из них обладает бронхолитическим, а другое – противокашлевым действием. При допинг-контроле были обнаружены продукты превращения одного из этих веществ, что повлекло дисквалификацию спортсменки. Какое действующее вещество в составе лекарственного средства могло быть запрещенным? Почему?
Задача 14. Какое лекарственное средство и в какой лекарственной форме следует назначить в каждом из приведенных случаев? Почему?
Больной страдает хронической обструктивной болезнью легких со сниженной чувствительностью к лечебному действию адреномиметиков и М-холиноблокаторов.
Больной 75 лет страдает бронхиальной астмой в течение 10 лет, приступы возникают при переходе из теплого помещения на улицу и наоборот. Сопутствующее заболевание – стабильная стенокардия. Больной 6 месяцев тому назад перенес инфаркт миокарда.
- Л.К. Туркебаева, и.Ш. Малогулова,
- Содержание
- Лекарственные средства, влияющие
- Классификация лекарственных средств, влияющих на функции органов дыхания
- I. Средства, расширяющие бронхи (бронхолитические средства)
- II. Средства, обладающие противовоспалительной и бронхолитической активностью
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 2 Кардиотонические средства. Противоаритмические средства
- Классификация кардиотонических и
- При брадиаритмиях и блокадах сердца
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 3 Лекарственные средства, применяемые при недостаточности коронарного кровообращения (антиангинальные средства). Лекарственные средства, применяемые при нарушении мозгового кровообращения
- Классификация антиангинальных средств и средств, применяемых при нарушениях коронарного кровообращения Антиангинальные средства
- II. Средства, уменьшающие потребность миокарда в о2
- Средства, применяемые при мигрени
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 4 Лекарственные средства, влияющие на сосудистый тонус: гипотензивные (антигипертензивные) средства, гипертензивные средства. Диуретические средства
- Классификация лекарственных средств, влияющих на сосудистый тонус Гипотензивные средства
- Гипертензивные средства
- I. Средства, повышающие сердечный выброс и тонус периферических сосудов
- II. Средства, повышающие преимущественно тонус периферических сосудов
- Классификация диуретических средств
- Гипотензивные средства, гипертензивные средства
- Диуретические средства
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Установка для определения активности диуретических средств
- Занятие 5 Лекарственные средства, влияющие на систему крови
- Классификация лекарственных средств,
- Средства, способствующие остановке кровотечений (гемостатики)
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 6 Лекарственные средства, влияющие на функции органов пищеварения
- I. Средства, применяемые при пониженной секреции
- II. Средства, применяемые при повышенной секреции
- I. Средства, способствующие образованию желчи (холеретики)
- II. Средства, способствующие выведению желчи
- I. Средства, стимулирущие моторику кишечника
- II. Средства, ослабляющие моторику кишечника
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 7 Лекарственные средства, влияющие на миометрий (самостоятельная работа студентов)
- Классификация лекарственных средств, влияющих на тонус и сократительную активность миометрия:
- I. Усиливающие сократительную активность (токостимулирующие средства)
- II. Ослабляющие сократительную активность (токолитические средства)
- 1. Тестовые задания для самоконтроля
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 8
- Механизмы и локализация действия, эффекты
- Показания к применению
- Побочные и токсические эффекты
- Препараты и группы препаратов
- Особенности применения лекарственных средств, влияющих на функции исполнительных органов, в педиатрии
- Особенности применения лекарственных средств, влияющих на функции исполнительных органов, в стоматологии
- Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Использованная литература