1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
Объясните механизм стимулирующего влияния горечей на аппетит и желудочную секрецию?
Как следует принимать лекарственные средства, содержащие соляную кислоту? Какие осложнения возникают при их неправильном применении?
Объясните механизм действия антацидов. Как наиболее рационально принимать антациды?
Укажите патофизиологические основы развития язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Укажите эндогенные вещества, стимулирующие образование защитных факторов.
Почему при язвенной болезни желудка необходимо назначать на ночь лекарственные средства, снижающие кислотность желудочного сока?
Какие механизмы лежат в основе гастропротективного действия? Назовите лекарственные средства, обладающие гастропротективным влиянием.
На какие рецепторы ЦНС влияет апоморфин? Какие противорвотные средства являются прямыми конкурентными и неконкурентными антагонистами апоморфина?
Проведите выбор противорвотных средств при гастродуоденальном рефлюксе; укачивании; эндогенной и экзогенной интоксикациях.
Какие желчегонные средства применяют для длительной терапии хронического холецистита; купирования желчной колики; проведения диагностических процедур? Почему?
Укажите время рационального приема желчегонных средств с учетом времени приема пищи.
Чем отличаются механизмы действия гепатопротективных средств растительного происхождения и эссенциале?
Перечислите основные ферменты, синтезируемые в поджелудочной железе. Заполните таблицу «Средства, применяемые при остром и хроническом панкреатитах»:
Показания к применению
Группы средств и препараты
Хронический панкреатит
Ферментные препараты: …
Острый панкреатит
Ингибиторы протеолитических ферментов: …
Антациды: …
М-холиноблокаторы: …
Антибиотики: …
Объясните механизмы избирательного действия на толстый кишечник слабительных средств, содержащих антрагликозиды.
2. Проанализируйте графические, ситуационные, клинико-фармакологические задачи, отражающие механизмы и особенности действия изучаемых лекарственных средств, показания к их клиническому применению, побочные эффекты:
Задача 1. Определить вещества А-Е, применяемые при нарушениях секреторной активности желез желудка (омепразол, пентагастрин, ранитидин, пирензепин, магния окись)
| Свойства | Вещество | ||||
А | Б | В | Г | Д | ||
I | Влияние на объем желудочного сока | ↓ | ↓ | ↓ | - | ↑ |
Влияние на кислотность желудочного сока | ↓ | ↓ | ↓ | ↓ | ↑ | |
II | Нейтрализация хлористоводородной кислоты в желудке |
|
|
| + |
|
III
| Взаимодействие с рецепторами клеток желудка:
|
блокада |
блокада |
|
|
стимуляция |
Влияние на «протоновый насос» |
|
| ингиби-рование |
|
|
Примечание:↑ – повышение; ↓ – уменьшение; (+) – наличие эффекта.
Задача 2. Определить препараты А-Д, применяемые для снижения секреции желез желудка и указать направленность их действия (+ или –) (пирензепин, омепразол, атропин, ранитидин, мизопростол)
Задача 3. Определить антацидные средства А-В (магния окись, алюминия гидроокись, натрия гидрокарбонат)
Эффекты | Препараты | |||
А | Б | В | ||
Антацидный эффект | Выраженность
| Высокая | Низкая | Высокая |
Скорость развития
| Быстрая | Медленная | Медленная | |
Продолжительность
| Кратковременная | Длительная | Длительная | |
Дополнительные эффекты |
| Адсорбирующий и вяжущий |
| |
Образование СО2в желудке | +
|
|
| |
Побочные эффекты | Алкалоз, вторичная волна секреции | Обстипация | Послабляющее действие |
Примечание:(+) – наличие эффекта.
Задача 4. Определить гастропротекторные средства А-В (мизопростол, висмута трикалия дицитрат, сукральфат)
Эффекты | Препараты | |||
А | Б | В | ||
Гастропротектор-ное действие | Механическая защита слизистой оболочки (язвенной поверхности) | +
| +
|
|
Повышение устойчивости слизистой оболочки к повреждающим факторам |
|
| + | |
Дополнительные эффекты | Влияние на секрецию хлористоводородной кислоты
|
|
| ↓ |
Антибактериальное действие в отношении Helicobacterpylori
|
| +
|
|
Примечание:↓ – уменьшение; (+) – наличие эффекта.
Задача 5. Определить слабительные средства А-Г (препараты корня ревеня, масло касторовое, солевые слабительные, изафенин)
| Свойства | Средства | |||
А | Б | В | Г | ||
I | Стимулирующее влияние на весь кишечник
| + | + |
|
|
Стимулирующее влияние преимущественно на толстый кишечник |
|
| + | + | |
II | Стимулирующее влияние на хеморецепторы кишечника | + |
| + | + |
Увеличение объема содержимого кишечника и последующая активация механорецепторов |
| + |
|
| |
III | Для действия препарата не требуется каких-либо химических превращений его в организме |
| + |
| + |
Действующие начала высвобождаются в организме в основном: а) в тонком кишечнике б) в толстом кишечнике |
+ |
|
+ |
|
Примечание:(+) – наличие эффекта.
Задача 6. Проанализируйте задачу.
В лаборатории экспериментальной фармакологии в экспериментах на белых крысах с моделями язв желудка проводили скрининг веществ с потенциальным лечебным действием при язвенной болезни. Вещество А препятствовало развитию язв желудка при модели язвенного поражения, вызванного ацетилсалициловой кислотой, повышало в слизистой оболочке желудка содержание простагландинов. Вещество Б оказывало антиульцерогенный эффект при экспериментальном язвообразовании, вызванном резерпином, снижало кислотность желудочного сока, после его введения ацетилхолинхлорид не стимулировал секрецию желудочного сока. Вещество В наиболее эффективно предотвращало образование язв, вызванное гистамином.
К каким фармакологическим группам принадлежат средства А–В?
Задача 7. Проанализируйте задачу.
Больному язвенной болезнью с высокой кислотностью желудочного сока и положительным тестом на Helicobacter pylori врач назначил омепразол и антихеликобактерный антибиотик кларитромицин. После терапии состояние больного улучшилось, омепразол и кларитромицин были отменены. Для поддерживающей терапии врач предложил принимать висмута трикалия дицитрат. Прослушав рекламу на радио, больной дополнительно стал принимать маалокс. У него появились тошнота, рвота, диарея. При обследовании установлено, что рН желудочного сока составляет 4,5.
Объясните значение указанных лекарственных средств при язвенной болезни? Какова причина осложнений? Возможно ли совместное применение антацидных и гастропротективных средств?
Задача 8. Проанализируйте задачу.
Больному инфарктом миокарда, страдающему от упорной рвоты, было введено в вену противорвотное средство. Инъекции повторяли несколько раз. У больного появились депрессия, ригидность скелетных мышц, тремор головы и рук.
Какое лекарственное средство применяли? Объясните механизм осложнений. Назовите противорвотный препарат с аналогичным механизмом действия, но не нарушающий функции ЦНС.
Задача 9. Проанализируйте задачу.
Больному острым панкреатитом было введено в вену лекарственное средство, которое купировало панкреонекроз, но повышало свертывание крови.
Какой препарат был назначен больному? Каков механизм его действия и в чем причина осложнения?
Задача 10. Проанализируйте задачу.
В эксперименте на крысах с острым гепатитом изучали действие лекарственных средств, влияющих на метаболизм печени. Гепатит вызывали с помощью тетрахлорметана (гепатотоксин, образующий свободные радикалы в процессе окисления цитохромом Р-450). Средство А увеличивало активность цитохрома Р-450 выше нормы. В результате его введения значительно возрастала летальность животных. Причиной гибели был массивный некроз печени. Средство Б восстанавливало функцию цитохрома Р-450 до нормы, способствовало сохранению жизни всех экспериментальных животных, оказывало противонекротическое влияние.
К каким фармакологическим группам принадлежат средства А и Б? Объясните причины их различного влияния на течение токсического гепатита.
- Л.К. Туркебаева, и.Ш. Малогулова,
- Содержание
- Лекарственные средства, влияющие
- Классификация лекарственных средств, влияющих на функции органов дыхания
- I. Средства, расширяющие бронхи (бронхолитические средства)
- II. Средства, обладающие противовоспалительной и бронхолитической активностью
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 2 Кардиотонические средства. Противоаритмические средства
- Классификация кардиотонических и
- При брадиаритмиях и блокадах сердца
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 3 Лекарственные средства, применяемые при недостаточности коронарного кровообращения (антиангинальные средства). Лекарственные средства, применяемые при нарушении мозгового кровообращения
- Классификация антиангинальных средств и средств, применяемых при нарушениях коронарного кровообращения Антиангинальные средства
- II. Средства, уменьшающие потребность миокарда в о2
- Средства, применяемые при мигрени
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 4 Лекарственные средства, влияющие на сосудистый тонус: гипотензивные (антигипертензивные) средства, гипертензивные средства. Диуретические средства
- Классификация лекарственных средств, влияющих на сосудистый тонус Гипотензивные средства
- Гипертензивные средства
- I. Средства, повышающие сердечный выброс и тонус периферических сосудов
- II. Средства, повышающие преимущественно тонус периферических сосудов
- Классификация диуретических средств
- Гипотензивные средства, гипертензивные средства
- Диуретические средства
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Установка для определения активности диуретических средств
- Занятие 5 Лекарственные средства, влияющие на систему крови
- Классификация лекарственных средств,
- Средства, способствующие остановке кровотечений (гемостатики)
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 6 Лекарственные средства, влияющие на функции органов пищеварения
- I. Средства, применяемые при пониженной секреции
- II. Средства, применяемые при повышенной секреции
- I. Средства, способствующие образованию желчи (холеретики)
- II. Средства, способствующие выведению желчи
- I. Средства, стимулирущие моторику кишечника
- II. Средства, ослабляющие моторику кишечника
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 7 Лекарственные средства, влияющие на миометрий (самостоятельная работа студентов)
- Классификация лекарственных средств, влияющих на тонус и сократительную активность миометрия:
- I. Усиливающие сократительную активность (токостимулирующие средства)
- II. Ослабляющие сократительную активность (токолитические средства)
- 1. Тестовые задания для самоконтроля
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 8
- Механизмы и локализация действия, эффекты
- Показания к применению
- Побочные и токсические эффекты
- Препараты и группы препаратов
- Особенности применения лекарственных средств, влияющих на функции исполнительных органов, в педиатрии
- Особенности применения лекарственных средств, влияющих на функции исполнительных органов, в стоматологии
- Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Использованная литература