logo
ucheb_posobie_ispoln_organy_okonchat_variant

1. Вопросы самоконтроля по теме занятия

  1. Объясните механизм стимулирующего влияния горечей на аппетит и желудочную секрецию?

  2. Как следует принимать лекарственные средства, содержащие соля­ную кислоту? Какие осложнения возникают при их неправильном применении?

  3. Объясните механизм действия антацидов. Как наиболее рационально принимать антациды?

  4. Укажите патофизиологические основы развития язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Укажите эндогенные вещества, стимулирующие образование защитных факторов.

  5. Почему при язвенной болезни желудка необходимо назначать на ночь лекарственные средства, снижающие кислотность желудочно­го сока?

  6. Какие механизмы лежат в основе гастропротективного действия? Назовите лекарственные средства, обладающие гастропротектив­ным влиянием.

  7. На какие рецепторы ЦНС влияет апоморфин? Какие противорвот­ные средства являются прямыми конкурентными и неконкурентны­ми антагонистами апоморфина?

  8. Проведите выбор противорвотных средств при гастродуоденальном рефлюксе; укачивании; эндогенной и экзогенной интоксикациях.

  9. Какие желчегонные средства применяют для длительной терапии хронического холецистита; купирования желчной колики; проведе­ния диагностических процедур? Почему?

  10. Укажите время рационального приема желчегонных средств с учетом времени приема пищи.

  11. Чем отличаются механизмы действия гепатопротективных средств растительного происхождения и эссенциале?

  12. Перечислите основные ферменты, синтезируемые в поджелудочной железе. Заполните таблицу «Средства, применяемые при остром и хроническом панкреатитах»:

    Показания к применению

    Группы средств и препараты

    Хронический панкреатит

    • Ферментные препараты: …

    Острый панкреатит

    • Ингибиторы протеолитических ферментов: …

    • Антациды: …

    • М-холиноблокаторы: …

    • Антибиотики: …

  13. Объясните механизмы избирательного действия на толстый кишеч­ник слабительных средств, содержащих антрагликозиды.

2. Проанализируйте графические, ситуационные, клинико-фармакологические задачи, отражающие механизмы и особенности действия изучаемых лекарственных средств, показания к их клиническому применению, побочные эффекты:

Задача 1. Определить вещества А-Е, применяемые при нарушениях секреторной активности желез желудка (омепразол, пентагастрин, ранитидин, пирензепин, магния окись)

Свойства

Вещество

А

Б

В

Г

Д

I

Влияние на объем желудочного сока

-

Влияние на кислотность желудочного сока

II

Нейтрализация хлористоводородной кислоты в желудке

+

III

Взаимодействие с рецепторами клеток желудка:

  • гистаминовые Н2-рецепторы

  • М1-холинорецепторы

  • гастриновые рецепторы

блокада

блокада

стимуляция

Влияние на «протоновый насос»

ингиби-рование

Примечание:↑ – повышение; ↓ – уменьшение; (+) – наличие эффекта.

Задача 2. Определить препараты А-Д, применяемые для снижения секреции желез желудка и указать направленность их действия (+ или –) (пирензепин, омепразол, атропин, ранитидин, мизопростол)

Задача 3. Определить антацидные средства А-В (магния окись, алюминия гидроокись, натрия гидрокарбонат)

Эффекты

Препараты

А

Б

В

Антацидный эффект

Выраженность

Высокая

Низкая

Высокая

Скорость развития

Быстрая

Медленная

Медленная

Продолжительность

Кратковременная

Длительная

Длительная

Дополнительные эффекты

Адсорбирующий и вяжущий

Образование СО2в желудке

+

Побочные эффекты

Алкалоз, вторичная волна секреции

Обстипация

Послабляющее действие

Примечание:(+) – наличие эффекта.

Задача 4. Определить гастропротекторные средства А-В (мизопростол, висмута трикалия дицитрат, сукральфат)

Эффекты

Препараты

А

Б

В

Гастропротектор-ное действие

Механическая защита слизистой оболочки (язвенной поверхности)

+

+

Повышение устойчивости слизистой оболочки к повреждающим факторам

+

Дополнительные эффекты

Влияние на секрецию хлористоводородной кислоты

Антибактериальное действие в отношении Helicobacterpylori

+

Примечание:↓ – уменьшение; (+) – наличие эффекта.

Задача 5. Определить слабительные средства А-Г (препараты корня ревеня, масло касторовое, солевые слабительные, изафенин)

Свойства

Средства

А

Б

В

Г

I

Стимулирующее влияние на весь кишечник

+

+

Стимулирующее влияние преимущественно на толстый кишечник

+

+

II

Стимулирующее влияние на хеморецепторы кишечника

+

+

+

Увеличение объема содержимого кишечника и последующая активация механорецепторов

+

III

Для действия препарата не требуется каких-либо химических превращений его в организме

+

+

Действующие начала высвобождаются в организме в основном:

а) в тонком кишечнике

б) в толстом кишечнике

+

+

Примечание:(+) – наличие эффекта.

Задача 6. Проанализируйте задачу.

В лаборатории экспериментальной фармакологии в экспериментах на белых крысах с моделями язв желудка проводили скрининг ве­ществ с потенциальным лечебным действием при язвенной болез­ни. Вещество А препятствовало развитию язв желудка при модели язвенного поражения, вызванного ацетилсалициловой кислотой, повышало в слизистой оболочке желудка содержание простагланди­нов. Вещество Б оказывало антиульцерогенный эффект при экспе­риментальном язвообразовании, вызванном резерпином, снижало кислотность желудочного сока, после его введения ацетилхолин­хлорид не стимулировал секрецию желудочного сока. Вещество В наиболее эффективно предотвращало образование язв, вызванное гистамином.

К каким фармакологическим группам принадлежат средства А–В?

Задача 7. Проанализируйте задачу.

Больному язвенной болезнью с высокой кислотностью желудочного сока и положительным тестом на Helicobacter pylori врач назначил омепразол и антихеликобактерный антибиотик кларитромицин. После терапии состояние больного улучшилось, омепразол и кла­ритромицин были отменены. Для поддерживающей терапии врач предложил принимать висмута трикалия дицитрат. Прослушав рек­ламу на радио, больной дополнительно стал принимать маалокс. У него появились тошнота, рвота, диарея. При обследовании установ­лено, что рН желудочного сока составляет 4,5.

Объясните значение указанных лекарственных средств при язвенной болезни? Какова причина осложнений? Возможно ли совместное применение анта­цидных и гастропротективных средств?

Задача 8. Проанализируйте задачу.

Больному инфарктом миокарда, страдающему от упорной рвоты, было введено в вену противорвотное средство. Инъекции повторя­ли несколько раз. У больного появились депрессия, ригидность ске­летных мышц, тремор головы и рук.

Какое лекарственное средство применяли? Объясните механизм осложнений. Назовите противо­рвотный препарат с аналогичным механизмом действия, но не на­рушающий функции ЦНС.

Задача 9. Проанализируйте задачу.

Больному острым панкреатитом было введено в вену лекарственное средство, которое купировало панкреонекроз, но повышало сверты­вание крови.

Какой препарат был назначен больному? Каков меха­низм его действия и в чем причина осложнения?

Задача 10. Проанализируйте задачу.

В эксперименте на крысах с острым гепатитом изучали действие лекарственных средств, влияющих на метаболизм печени. Гепатит вызывали с помощью тетрахлорметана (гепатотоксин, образующий свободные радикалы в процессе окисления цитохромом Р-450). Средство А увеличивало активность цитохрома Р-450 выше нормы. В результате его введения значительно возрастала летальность жи­вотных. Причиной гибели был массивный некроз печени. Средство Б восстанавливало функцию цитохрома Р-450 до нормы, способ­ствовало сохранению жизни всех экспериментальных животных, оказывало противонекротическое влияние.

К каким фармакологи­ческим группам принадлежат средства А и Б? Объясните причины их различного влияния на течение токсического гепатита.