Занятие 3 Лекарственные средства, применяемые при недостаточности коронарного кровообращения (антиангинальные средства). Лекарственные средства, применяемые при нарушении мозгового кровообращения
Цель занятия: Изучить классификации, механизмы, особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты и противопоказания к применению антиангинальных средств и средств, применяемых при нарушении мозгового кровообращения. Научиться прописывать лекарственные средства в рецептах при определенных патологических состояниях, исходя из особенностей фармакодинамики и фармакокинетики.
Актуальность темы:
В России почти 10 млн. трудоспособного населения страдают ишемической (коронарной) болезнью сердца (ИБС) и более 30% из них болеют стабильной стенокардией. ИБС занимает I место в структуре общей смертности населения России.
При ИБС возникает несоответствие между потребностью миокарда в кислороде и поступлением последнего. Клиническими формами ИБС являются стенокардия и инфаркт миокарда. Основная группа лекарственных препаратов, применяемых для купирования и профилактики приступов стенокардии – антиангинальные средства, действие которых направлено на восстановление нарушенного баланса путем снижения потребности сердца в кислороде и/или увеличения доставки кислорода к миокарду. Кроме того, при ИБС применяют кардиопротекторные средства, улучшающие переносимость миокардом гипоксии.
Нарушения кровообращения в головном мозге носят разнообразный характер. Наиболее распространенной патологией являются ишемические поражения мозга, в частности — инсульты, для лечения которых необходимы вещества, повышающие мозговой кровоток и обладающие нейропротекторным действием, а также препараты, предупреждающие образование в сосудах тромбов (антиагреганты, антикоагулянты).
Своеобразной цереброваскулярной патологией является мигрень (приступообразные головные боли пульсирующего характера). Лекарственные средства для ее лечения включают препараты для купирования приступов мигрени и для их предупреждения.
Знание препаратов данных групп важно кардиологам, неврологам, терапевтам, врачам «Скорой помощи» для купирования и лечения ИБС, нарушений мозгового кровообращения, как наиболее частых причин инвалидности и смертности населения.
Для усвоения материала темы необходимо знать: из курса физиологии — механизмы регуляции коронарного и мозгового кровообращения; из курса биохимии — метаболические и физиологические эффекты цАМФ, АМФ, аденозина, цГМФ; роль аденилатциклазы, гуанилатциклазы, фосфодиэстеразы и аденозиндезаминазы в метаболизме; из курса патофизиологии — понятие об атеросклерозе, острой и хронической коронарной недостаточности, геморрагическом и ишемическом инсультах, причинах, вызывающих эти состояния; из предыдущих занятий по фармакологии — фармакологические свойства β-адреноблокаторов, блокаторов кальциевых каналов, активаторов калиевых каналов, наркотических анальгетиков, азота закиси, средств для нейролептанальгезии.
Блок заданий для внеаудиторной работы
А. Вопросы для самоподготовки к занятию:
1. Лекарственные средства, применяемые при недостаточности коронарного кровообращения (антиангинальные средства): классификация по влиянию на дисбаланс между потребностью миокарда в кислороде и доставкой кислорода; фармакокинетика, механизмы и особенности действия, выбор препаратов для купирования приступов стенокардии (средства, улучшающие «качество» жизни) и препаратов для профилактики приступов стенокардии (средства, увеличивающие продолжительность жизни), выбор препаратов в зависимости от формы ИБС, клиническое значение, побочные эффекты и их коррекция, отравление нитратами (патогенез, симптомы, меры помощи), противопоказания к применению.
2. Лекарственные средства, применяемые при нарушениях мозгового кровообращения: химическое строение, классификация, фармакокинетика, механизмы и особенности действия, применение, побочные эффекты, противопоказания к применению.
Дополнительные вопросы для студентов педиатрического факультета:
Особенности применения лекарственных средств, влияющих на мозговое кровообращение, в педиатрии.
- Л.К. Туркебаева, и.Ш. Малогулова,
- Содержание
- Лекарственные средства, влияющие
- Классификация лекарственных средств, влияющих на функции органов дыхания
- I. Средства, расширяющие бронхи (бронхолитические средства)
- II. Средства, обладающие противовоспалительной и бронхолитической активностью
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 2 Кардиотонические средства. Противоаритмические средства
- Классификация кардиотонических и
- При брадиаритмиях и блокадах сердца
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 3 Лекарственные средства, применяемые при недостаточности коронарного кровообращения (антиангинальные средства). Лекарственные средства, применяемые при нарушении мозгового кровообращения
- Классификация антиангинальных средств и средств, применяемых при нарушениях коронарного кровообращения Антиангинальные средства
- II. Средства, уменьшающие потребность миокарда в о2
- Средства, применяемые при мигрени
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 4 Лекарственные средства, влияющие на сосудистый тонус: гипотензивные (антигипертензивные) средства, гипертензивные средства. Диуретические средства
- Классификация лекарственных средств, влияющих на сосудистый тонус Гипотензивные средства
- Гипертензивные средства
- I. Средства, повышающие сердечный выброс и тонус периферических сосудов
- II. Средства, повышающие преимущественно тонус периферических сосудов
- Классификация диуретических средств
- Гипотензивные средства, гипертензивные средства
- Диуретические средства
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Установка для определения активности диуретических средств
- Занятие 5 Лекарственные средства, влияющие на систему крови
- Классификация лекарственных средств,
- Средства, способствующие остановке кровотечений (гемостатики)
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 6 Лекарственные средства, влияющие на функции органов пищеварения
- I. Средства, применяемые при пониженной секреции
- II. Средства, применяемые при повышенной секреции
- I. Средства, способствующие образованию желчи (холеретики)
- II. Средства, способствующие выведению желчи
- I. Средства, стимулирущие моторику кишечника
- II. Средства, ослабляющие моторику кишечника
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 7 Лекарственные средства, влияющие на миометрий (самостоятельная работа студентов)
- Классификация лекарственных средств, влияющих на тонус и сократительную активность миометрия:
- I. Усиливающие сократительную активность (токостимулирующие средства)
- II. Ослабляющие сократительную активность (токолитические средства)
- 1. Тестовые задания для самоконтроля
- 3. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам
- Занятие 8
- Механизмы и локализация действия, эффекты
- Показания к применению
- Побочные и токсические эффекты
- Препараты и группы препаратов
- Особенности применения лекарственных средств, влияющих на функции исполнительных органов, в педиатрии
- Особенности применения лекарственных средств, влияющих на функции исполнительных органов, в стоматологии
- Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Использованная литература