logo search
Методичка для МПФ и ЛФ на 2006 г не трогать м

Коклюш. Разбор больных

Цель занятия: 1. Изучение особенностей клиники и течения коклюша у детей различного возраста. 2. Знаком­ство с основными методами диагностики и лечения коклюша. 3. Знакомство с противоэпидемическими мероприятиями в очаге и методами специфической и неспецифической про­филактики коклюша.

I. Основные вопросы для самостоятельного изучения. 1. Характеристика возбудителя и эпидемиологические особенности коклюша (источник инфекции, пути передачи, входные ворота, восприимчивость и формирование иммуните­та). 2. Основные патологоанатомические изменения при кок­люше. 3. Патогенез заболевания, механизм возникновения судорожного кашля. 4. Классификация коклюша. 5. Клиниче­ские проявления в различные периоды заболевания при ти­пичных и атипичных формах. 6. Особенности течения коклю­ша у детей раннего возраста и привитых детей. 7. Осложне­ния коклюша. 8. Методы диагностики коклюша (роль эпид­анамнеза и клинических проявлений, бактериологические и серологические методы диагностики, исследование перифери­ческой крови). 9. Дифференциальный диагноз коклюша с ост­рыми респираторными заболеваниями, инородным телом, корью, бронхоаденитом и др. 10. Лечение коклюша. Значение воздушного режима, использование различных медикаментоз­ных средств в зависимости от тяжести заболевания и наличия осложнений. 11. Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. 12. Профилактика коклюша. II. Самостоятельная работа в клинике. 1. Знакомство с работой отделения и особенностями эпидрежима. Разбор больных с различными вариантами течения коклюша. 2. Подробный сбор анамнеза у постели больного. Обратить внимание на эпиданамнез, установить продолжителность инкубационного и катарального периода, появление кашля, его характер, репризы, рвоту, характер кашлевого приступа, частоту их. 3. Объективный осмотр больного. Обра­тить внимание на: а) общее состояние, б) характер кашля, в) при осмотре кожи и слизистых – одутловатость лица, кро­воизлияния, язвочку уздечки языка и т. д., г) при исследова­нии сердечно-сосудистой системы – частоту пульса, артери­альное давление, границы сердца, тоны сердца, д) при иссле­довании органов дыхания – цианоз, апноэ, одышку, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, признаки эм­физемы; е) при исследовании нервной системы – общемозго­вые симптомы, параличи и т. д. Разбор результатов дополни­тельных методов исследования: а) анализ крови (лейкоцитоз, лимфоцитоз, СОЭ), б) анализ мочи, в) бактериологические и серологические исследования, г) рентгенография грудной клетки. 5. Обоснование клинического диагноза и осложнений.

6. Дифференциальный диагноз. 7. Лечение: режим, уход, дие­тотерапия, антибиотикотерапия, введение специфического гамма-глобулина, использование нейроплегических средств, витаминотерапия. 8. Лечение осложнений и сопутствующих заболеваний. 9. Профилактика: изоляция и наблюдение за контактными, ранняя диагностика и изоляция больных, спе­цифическая профилактика (вакцина АКДС).