logo
Методичка для МПФ и ЛФ на 2006 г не трогать м

Заболевания сердечно-сосудистой системы. Курация и разбор больных с ревматизмом , неревматическими кардитами, впс, всд.

Цель занятия: 1. Ознако­миться с клиническими особенностями основных заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей (ревматизм, неревматические кардиты, врожденные пороки сердца, вегето-сосудистая дистония), методами лабораторной и ин­струментальной диагностики, а также лечением этих заболе­ваний. 5. Познакомиться с особенностями профилактики за­болеваний сердечно-сосудистой системы в детском возрасте.

I. Основные вопросы, подлежащие самостоятельному изу­чению.

1. Этиопатогенез и патоморфология ревматиз­ма. 2. Классификация и степени активности ревматизма по Нестерову. 3. Клинические особенности кардиальных и экстракардиальных проявлений ревматизма у детей. 4. Понятие о неревматических кардитах у детей (инфекционно-аллергических, аллергических, токсических и др.) и вегето-сосудистой дистонии. 5. Знакомство с особенностями течения врожденных пороков сердца у детей. 6. Лабораторная и инструментальная диагностика заболеваний сердечно-сосуди­стой системы у детей. 7. Современные методы лечения и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей. 8. Санитарно-гигиенический уход за больными с па­тологией сердечно-сосудистой системы.

II. Самостоятельная работа в клинике. I. Провести осмотр 2 детей (первого года и более стар­шего возраста). 2. После короткого знакомства с анамнезом жизни ребенка при осмотре оценить развитие ребенка, нали­чие деформации над областью сердца, цианоза, пульсации сосудов, отеков. 3. Определить визуально и пальпаторно вер­хушечный толчок, границы относительной и абсолютной тупо­сти. 4. Дать характеристику тонов сердца, оценку и характе­ристику шумов сердца, подсчитать и охарактеризовать пульс, измерить артериальное давление. 5. Сделать общее заключе­ние по состоянию сердечно-сосудистой системы с учетом воз­растных особенностей. 6. Работа у постели курируемого боль­ного: а) сбор анамнеза – выявление жалоб на повышенную утомляемость, одышку при физической нагрузке или в покое, боли в области сердца и суставов; давность заболевания, динамика его клинических проявлений; уточнение факторов, способствующих сенсибилизации – частые ангины, частые простудные заболевания, перенесенная скарлатина, наличие кариеса зубов и гайморита; неблагоприятные социально-бытовые условия; наследственная предрасположенность; б) ис­следование больного по системам: при внешнем осмотре - оценка физического развития ребенка, положение больного в постели, определение окраски кожных покровов и слизи­стых (бледность, цианоз), выявление высыпаний на коже (анулярная эритема), отеков, пастозности; выявление изме­нений со стороны сердца (смещение верхушечного толчка, (сердечный горб) и периферических сосудов («пляска каротид», симптом Мюссе, набухание яремных вен, пульсация в надчревной области); оценка изменений со стороны сустав­ного аппарата (гиперемия, отек, болезненность при активном и пассивном сгибании); при пальпации сердца и перифериче­ских сосудов – оценка верхушечного и сердечного толчка (усиление, ослабление, смещение), определение симптома «кошачьего мурлыкания», характеристика пульса на луче­вой артерии (частота, ритм, напряжение, наполнение) и ар­терии тыла стопы; при перкуссии сердца – определение гра­ниц его относительной и абсолютной тупости, его конфигура­ции, размеров сосудистого пучка; при аускультации–харак­теристика сердечных тонов (ослабление, усиление, раздвое­ние), изменение ритма (экстрасистолия, мерцательная арит­мия, эмбриокардия); наличие сердечных и внесердечных органических и функциональных шумов, оценка тембра и про­водимости сердечных шумов, выявление кардиопульмональных шумов, шумов в области крупных артерий и вен – сон­ной, подключичной, бедренной артерий, яремных вен; в) из­мерение артериального давления на верхних (слева, справа) и нижних конечностях; г) проведение функциональных проб (Штанге–Генча, по Шалкову). 7. Оценка некоторых лабора­торных показателей сердечно-сосудистой патологии (клини­ческий анализ крови, проба на СРБ, дифениламиновая реак­ция– ДФА, протеинограмма, титра стрептококковых анти­тел, ЭКГ и ФКГ). Анализ полученных анамнестических и клинико-лабораторных данных, постановка клинического ди­агноза с учетом особенностей конкретного случая (обследо­ванного больного). 8. Назначение лечения в зависимости от нозологической формы, фазы заболевания, активности про­цесса, характера течения и возможных осложнений (режим, диета, медикаментозная терапия – антибиотики, салицилаты,не стероидные противовоспалительные препараты, глюкокортикоиды, препараты хинолинового ряда, сердечные гликозиды, диуретики, витамины, антигистамииные средства, седативные препараты, ЛФК). Этапное лечение. Профилак­тика.