logo
Методичка для МПФ и ЛФ на 2006 г не трогать м

I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.

1. Этиология и факторы, способствующие развитию пиело­нефрита у детей. 2. Патогенез первичного и вторичного пиело­нефрита. 3. Классификация пиелонефрита в детском возрас­те. 4. Морфологические изменения при пиелонефрите. 5. Осо­бенности клиники и течения первичного и вторичного пиело­нефрита в детском возрасте. 6. Хроническая почечная недо­статочность как следствие хронического пиелонефрита. 7. Ме­тоды диагностики пиелонефрита (лабораторные функциональные методы исследования, рентгеноурографические, методы радиоизотопной ренографии и скеннирование почек). 8. Диф­ференциальный диагноз пиелонефрита и инфекции мочевыводящих путей. 9. Современные прин­ципы лечения острого и хронического пиелонефрита (этапность, этиопатогенетическая терапия, фототерапия, санатор­но-курортное лечение). 10. Профилактика пиелонефрита в дет­ском возрасте.

II. Самостоятельная работа студента в клинике.

Работа у постели больного: 1. Сбор анамнеза: а) подъем температуры, дизурические расстройства, боли в животе, по­яснице, мутная моча, вялость, снижение аппетита, бледность. Уточняется связь заболевания с предшествующей интеркуррентной инфекцией или другим провоцирующим фактором; б) анамнез жизни собирается по схеме кафедры (ранее пере­несенные заболевания, наличие очагов хронической инфекции, состояние здоровья матери до и в период беременности; осо­бенности периода новорожденности, грудного периода, наслед­ственная предрасположенность). 2. Объективное исследова­ние: общее состояние, характерное изменение цвета кожных покровов, тени под глазами, пастозность верхних век. Состоя­ние носоглотки, верхних дыхательных путей, легких, сердеч­но-сосудистой системы. При пальпации живота определить место болезненности; при бимануальной пальпации почек (в вертикальном и горизонтальном положении) определить расположение и размер почек. Положительный симптом Пастернацкого; у девочек – наличие, характер и степень влага­лищных выделений. При обследовании детей младшего воз­раста обращать внимание на наличие признаков дегидрата­ции, наличие менингеальных симптомов; характер темпера­туры, мочи, стула. 3. Проанализировать результаты дополни­тельных исследований: а) анализ крови, б) анализ мочи (пре­обладание лейкоцитов, бактериурия), в) биохимические пока­затели крови, г) посевы мочи, д) проба Нечипоренко, Каков­ского – Аддиса, Амбурже, е) определение активных лейко­цитов, ж) определение степени бактериурии (с ТТХ или дру­гим методом подсчета), з) функциональные исследования по­чек (диурез, проба Зимницкого, Реберга – Тареева, проба с феноловым красным и др.) и) рентгеноурографическое ис­следование, к) ренография, л) глазное дно, м) ЭКГ, ФКГ. 4. Обосновать и сформулировать развернутый диагноз пиело­нефрита. 5. Выявить и представить особенности этиопатогенеза заболевания у курируемого больного. 6. Назначить ком­плексное этиопатогенетическое лечение с учетом формы – первичный или вторичный, течения – острый или хронический, периода заболевания и степени нарушений функции почек, а также индивидуальных особенностей течения заболевания и сопутствующей патологии. Режим, диета, антибактериаль­ная терапия (с учетом антибиотикограммы): антибиотики, препараты нитрофуранового ряда, 5-НОК, сульфаниламиды и др., их дозировка, длительность применения, показания для отмены или замены одного препарата другим. Использование фитотерапии, десенсибилизирующих средств, витаминотера­пия, по показаниям дезинтоксикационная терапия, физиоте­рапия, симптоматические средства. Показания к хирургиче­скому лечению, санация очагов инфекции. 7. Эпикриз и реко­мендации по дальнейшему амбулаторному наблюдению.

Общая организационная структура детской инфекционной больницы,

отделений различного профиля.

Острые желудочно-кишечные инфекции (ОКИ)

у детей (разбор больных с дизентерией, колиинфекцией, сальмонеллезом)

Цель занятия: 1. Познакомиться с организационной структурой детской инфекционной больницы. 2. Познако­миться со структурой детских инфекционных отделений раз­ного профиля. 3. Изучить этиологию, эпидемиологию и патогенез колиинфекции у детей раннего возраста. 4. Изучить этиологию, эпидемиологию и патогенез дизентерии у детей раннего и старшего возрастов 5. Изучить этиологию, эпидемиологию и патогенез сальмонеллеза у детей раннего и старшего возрастов 3.Изучить клинические особенности трех наи­более распространенных у детей кишечных инфекций – дизентерии, колиинфекции и сальмонеллеза. 4. Освоить основы дифференциальной диагностики кишечной инфекции у детей. 5. Освоить основы рациональной терапии (оральная и инфузионная терапия) кишечных инфекций у детей. 6. Познакомиться с комплексом противоэпидемиче­ских мероприятий в очаге желудочно-кишечной инфекции.