Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Методы исследования. Семиотика поражений.
Цель занятия: 1. Познакомиться с возрастными анатомо-физиологическими особенностями сердечно-сосудистой системы у детей.
2. Освоить практические навыки по методике исследованиясердечно-сосудистой системы у детей различного возраста.
3. Познакомиться с семиотикой поражений сердечно-сосудистой системы в детском возрасте, методами лабораторной и инструментальной диагностики.
I. Основные вопросы, подлежащие самостоятельному изучению.
1. Особенности внутриутробного плацентарного кровообращения. 2. Анатомо-физиологические особенности сердечнососудистой системы (вес сердца, границы относительной сердечной тупости, характер тонов сердца, особенности иннервации, частота сердечного ритма). 3. Особенности сосудистой системы (крупных сосудов, возрастные особенности частоты и характера пульса). 4. Возрастные нормативы артериального давления. 5. Особенности методики исследования сердечнососудистой системы у детей. 6. Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы у детей (общие симптомы поражения сердечно-сосудистой системы; частота и генез функциональных шумов у детей, признаки поражения мио- эндо- и перикарда).
. II. Самостоятельная работа в клинике. I. Провести осмотр 2 детей (первого года и более старшего возраста). 2. После короткого знакомства с анамнезом жизни ребенка при осмотре оценить развитие ребенка, наличие деформации над областью сердца, цианоза, пульсации сосудов, отеков. 3. Определить визуально и пальпаторно верхушечный толчок, границы относительной и абсолютной тупости. 4. Дать характеристику тонов сердца, оценку и характеристику шумов сердца, подсчитать и охарактеризовать пульс, измерить артериальное давление. 5. Сделать общее заключение по состоянию сердечно-сосудистой системы с учетом возрастных особенностей. 6. Работа у постели курируемого больного: а) сбор анамнеза – выявление жалоб на повышенную утомляемость, одышку при физической нагрузке или в покое, боли в области сердца и суставов; давность заболевания, динамика его клинических проявлений; уточнение факторов, способствующих сенсибилизации – частые ангины, частые простудные заболевания, перенесенная скарлатина, наличие кариеса зубов и гайморита; неблагоприятные социально-бытовые условия; наследственная предрасположенность; б) исследование больного по системам: при внешнем осмотре–• оценка физического развития ребенка, положение больного в постели, определение окраски кожных покровов и слизистых (бледность, цианоз), выявление высыпаний на коже (анулярная эритема), отеков, пастозности; выявление изменений со стороны сердца (смещение верхушечного толчка, (сердечный горб) и периферических сосудов («пляска каротид», симптом Мюссе, набухание яремных вен, пульсация в надчревной области); оценка изменений со стороны суставного аппарата (гиперемия, отек, болезненность при активном и пассивном сгибании); при пальпации сердца и периферических сосудов – оценка верхушечного и сердечного толчка (усиление, ослабление, смещение), определение симптома «кошачьего мурлыкания», характеристика пульса на лучевой артерии (частота, ритм, напряжение, наполнение) и артерии тыла стопы; при перкуссии сердца – определение границ его относительной и абсолютной тупости, его конфигурации, размеров сосудистого пучка; при аускультации–характеристика сердечных тонов (ослабление, усиление, раздвоение), изменение ритма (экстрасистолия, мерцательная аритмия, эмбриокардия); наличие сердечных и внесердечных органических и функциональных шумов, оценка тембра и проводимости сердечных шумов, выявление кардиопульмональных шумов, шумов в области крупных артерий и вен – сонной, подключичной, бедренной артерий, яремных вен; в) измерение артериального давления на верхних (слева, справа) и нижних конечностях; г) проведение функциональных проб (Штанге–Генча, по Шалкову).
- Медико-профилактический факультет
- Организация работы детской больницы.
- Оценка физического и нервно-психического развития.
- Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатической системы, костно-мышечной системы. Методы исследования. Семиотика поражений этих систем
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения. Методы исследования. Семиотика поражения. Естественное вскармливание
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- Смешанное и искусственное вскармливание.
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- Анатомо-физиологические особенности органов кроветворения. Методы исследования. Семиотика поражений.
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей, методы исследования, семиотика поражений.
- Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Методы исследования. Семиотика поражений.
- Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей. Методы исследования. Семиотика поражений.
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- Острые распираторновирусные инфекции, острый ларинготрахеит и острый бронхит у детей Клиника, диагностика, лечение и профилактика.Разбор больных
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Курация и разбор больных с острыми пневмониями
- Рахит. Гипервитаминоз «д», синдром спазмофилии.
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Хронические расстройства питания
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Анемии у детей раннего возраста
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Геморрагические диатезы у детей
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Заболеваниями почек и мочевыводящих путей
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- Заболевания сердечно-сосудистой системы. Курация и разбор больных с ревматизмом , неревматическими кардитами, впс, всд.
- Заболевания органов пищеварения неинфекционной природы
- Организация и принципы работы детской инфекционной больницы. Разбор больных с кишечными инфекциями: дизентерией, колиинфекциями, сальмонеллезом
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Дифтерия у детей. Клиника, лечение, профилактика. Дифференциальная диагностика с различными ангинами.
- Скарлатина и инфекционный мононуклеоз у детей.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Коклюш. Разбор больных
- Разбор больных с корью, ветряной оспой, эпидемическим паротитом и краснухой
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Вирусные гепатиты
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Психомоторное развитие здорового ребенка. Семиотика поражений нервной системы в детском возрасте
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатической и костно-мышечной систем. Методика исследования. Семиотика поражений этих систем
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей.
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- Естественное вскармливание
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- Смешанное и искусственное вскармливание.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей. Методы исследования. Семиотика поражений.
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Острые распираторновирусные инфекции, острый ларинготрахеит и острый бронхит у детей
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Курация и разбор больных детей с различными формами острой пневмонии
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Курация и разбор больных детей с хроническими неспецифическими заболеваниями легких
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- Курация и разбор больных детей с респираторными аллергозами и бронхиальной астмой
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- Курация и разбор больных с врожденными пороками сердца у детей
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Курация и разбор больных с приобретенными заболеваниями сердечно-сосудистой системы
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Анемии у детей раннего и старшего возраста
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Геморрагические диатезы и геморрагические заболевания у детей
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Курация и разбор больных детей с различными формами гломерулонефрита
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Курация и разбор больных детей с различными формами пиелонефрита
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Разбор больных корью
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Разбор больных Краснухой, эпидемическим паротитом и ветряной оспой
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Разбор больных коклюшем
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Разбор больных скарлатиной и инфекционным мононуклеозом
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.
- Разбор больных дифтерией.
- Вирусные гепатиты
- Курация и разбор больных с неотложными состояниями у детей
- I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
- II. Самостоятельная работа в клинике.