logo
общая педагогика / УМК общеуниверситетских кафедр / Основы медицинских знаний

4.Содержание курса

Раздел 1. Проблемы здоровья детей и подростков

Тема 1. Основные понятия и определения дисциплины. Факторы, определяющие здоровье и болезнь

Значение дисциплины «Основы медицинских знаний» для педагогов в их профессиональной деятельности. Цель. Задачи. Определение понятия «здоровье», «болезнь», «переходное состояние». Уровни здоровья - биологическое, психическое, социальное. Факторы, определяющие здоровье и болезнь.

Тема 2. Показатели общественного и индивидуального здоровья. Группы здоровья

Определение общественного здоровья. Основные показатели общественного здоровья: рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, средняя продолжительность предстоящей жизни. Динамика этих показателей. Критерии оценки индивидуального здоровья. Субъективные и объективные показатели. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка. Группы здоровья.

Раздел 2. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема

Тема 3. Человек и окружающая среда. Адаптация организма к изменяющимся условиям окружающей среды

Человек и окружающая среда. Физические, биологические, социальные и психологические факторы. Адаптация и ее виды. Понятие стресса, стрессовых факторов, айстресса, дистресса. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса. Стрессоры. Стрессоустойчивость. Способы антистрессовой защиты.

Тема 4. Здоровый образ жизни и его составляющие

Определение понятий «уровень жизни», «качество жизни», «здоровый образ жизни». Факторы жизнедеятельности, оказывающие влияние на формирование здорового образа жизни. Основные составляющие здорового образа жизни. Мотивация здоровья. Здоровьесберегающие технологии в образовании.

Тема 5. Методы оздоровления и укрепления здоровья: рациональное питание, физическая культура и закаливание

Функция питания. Заболевания, связанные с нарушением питания. Основы рационального питания. Энергетическая ценность пищи и энергетические затраты организма ребенка и подростка. Значение и потребности макро- и микронутриентов в питании детей и подростков. Пищевая ценность продуктов питания. Организация питания в образовательных учреждениях.

Эволюционные предпосылки двигательной активности. Гиподинамия. Физическая культура, общие эффекты и принципы физической тренировки. Место физической культуры в жизнедеятельности человека. Физиологическая сущность закаливания.

Организация системы закаливания с использованием научно-обоснованных методов. Неспецифические, специальные и нетрадиционные способы закаливания. Личная гигиена и ее влияние на здоровье.