4.Содержание курса
Раздел 1. Проблемы здоровья детей и подростков
Тема 1. Основные понятия и определения дисциплины. Факторы, определяющие здоровье и болезнь
Значение дисциплины «Основы медицинских знаний» для педагогов в их профессиональной деятельности. Цель. Задачи. Определение понятия «здоровье», «болезнь», «переходное состояние». Уровни здоровья - биологическое, психическое, социальное. Факторы, определяющие здоровье и болезнь.
Тема 2. Показатели общественного и индивидуального здоровья. Группы здоровья
Определение общественного здоровья. Основные показатели общественного здоровья: рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, средняя продолжительность предстоящей жизни. Динамика этих показателей. Критерии оценки индивидуального здоровья. Субъективные и объективные показатели. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка. Группы здоровья.
Раздел 2. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
Тема 3. Человек и окружающая среда. Адаптация организма к изменяющимся условиям окружающей среды
Человек и окружающая среда. Физические, биологические, социальные и психологические факторы. Адаптация и ее виды. Понятие стресса, стрессовых факторов, айстресса, дистресса. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса. Стрессоры. Стрессоустойчивость. Способы антистрессовой защиты.
Тема 4. Здоровый образ жизни и его составляющие
Определение понятий «уровень жизни», «качество жизни», «здоровый образ жизни». Факторы жизнедеятельности, оказывающие влияние на формирование здорового образа жизни. Основные составляющие здорового образа жизни. Мотивация здоровья. Здоровьесберегающие технологии в образовании.
Тема 5. Методы оздоровления и укрепления здоровья: рациональное питание, физическая культура и закаливание
Функция питания. Заболевания, связанные с нарушением питания. Основы рационального питания. Энергетическая ценность пищи и энергетические затраты организма ребенка и подростка. Значение и потребности макро- и микронутриентов в питании детей и подростков. Пищевая ценность продуктов питания. Организация питания в образовательных учреждениях.
Эволюционные предпосылки двигательной активности. Гиподинамия. Физическая культура, общие эффекты и принципы физической тренировки. Место физической культуры в жизнедеятельности человека. Физиологическая сущность закаливания.
Организация системы закаливания с использованием научно-обоснованных методов. Неспецифические, специальные и нетрадиционные способы закаливания. Личная гигиена и ее влияние на здоровье.
- Федеральное агентство по образованию
- Основы медицинских знаний
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1.Цели и задачи изучения дисциплины
- 2.Требования к уровню усвоения дисциплины
- 3.Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения очная
- Форма обучения заочная
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- Форма обучения заочная
- 4.Содержание курса
- Тема 6. Вредные привычки, их роль в формировании здоровья. Злоупотребление психоактивными веществами
- Раздел 3. Понятие о неотложных состояниях
- Тема 7. Неотложные состояния в клинике заболеваний сердечно-сосудистой системы
- Тема 8. Неотложные состояния в клинике заболеваний органов дыхания
- Тема 9. Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Острые пищевые отравления
- Тема 10. Неотложные состояния при эндокринных заболеваниях
- Тема 11. Неотложные состояния при аллергических заболеваниях
- Тема 20. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников
- Раздел 3. Понятие о неотложных состояниях
- Тема 7. Неотложные состояния в клинике заболеваний сердечно-сосудистой системы
- Тема 8. Неотложные состояния в клинике заболеваний органов дыхания
- Тема 9. Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Острые пищевые отравления
- Тема 10. Неотложные состояния при эндокринных заболеваниях
- Тема 11. Неотложные состояния при аллергических заболеваниях
- Тема 12. Заболевания мочевыделительной системы и их профилактика
- Тема 13. Принципы лекарственной помощи
- Тема 15. Детский травматизм. Первая помощь при травмах и меры профилактики
- Тема 16. Основные приемы сердечно-легочной реанимации
- Раздел 4. Основы микробиологии эпидемиологии и иммунологии
- Тема 18 Основные группы инфекционных заболеваний и их профилактика
- Раздел 5. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей
- Тема 20. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников
- Тема 21. Профилактика болезней, передающихся половым путем в подростковом возрасте
- Тема 22. Значение наследственности в развитии некоторых физических и психических нарушений у детей и подростков
- Тема 23. Роль государственных и негосударственных учреждений и организаций в сохранении здоровья детей и подростков
- Тема 19. Основные факторы риска развития форм патологий у школьников. Роль учителя и значение организации учебного процесса в профилактике этих заболеваний
- 6. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- Темы рефератов
- 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 7.1. Список литературы
- 7.2.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 7.3. Методические указания студентам
- Задания для самостоятельной работы (ситуационные задачи)
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Вопросы к зачету (экзамену)