Вопросы к зачету (экзамену)
Понятие здоровья. Уровни. Понятие болезни. Факторы, определяющие здоровье и болезнь.
Определение общественного здоровья. Основные показатели общественного здоровья: рождаемости, смертности, естественного прироста населения, младенческой смертности, средней продолжительности предстоящей жизни.
Критерии оценки индивидуального здоровья. Субъективные и объективные показатели. Группы здоровья.
* Часто болеющие дети. Дети контингента высокого социального риска. Факторы риска.
* Организация лечебно-педагогических и социальных мер при реабилитации детей-инвалидов.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Закаливание. Организация системы закаливания с использованием научно-обоснованных методов. Неспецифические, специальные и нетрадиционные способы закаливания.
Основы рационального питания. Значение и потребности макро- и микронутриентов в питании детей и подростков. Организация питания в образовательных учреждениях.
Понятие стресса, стрессовых факторов. Общий адаптационный синдром. Виды стресса. Стадии развития.
Наркомании. Основные синдромы. Виды наркоманий. Признаки употребления наркотиков. Принципы лечения. Роль учителя в их профилактике.
Ишемическая болезнь сердца. Причины, клинические формы (стенокардия, инфаркт миокарда). Первая медицинская помощь при стенокардии и инфаркте миокарда.
Гипертоническая болезнь, причины, клиника. Гипертонический криз. Первая доврачебная помощь.
Цереброваскулярная болезнь. Причины. Острое нарушение мозгового кровообращения (ишемический и геморрагический инсульт). Первая медицинская помощь.
Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Понятие о причинах заболеваний органов дыхания. Основные симптомы острого бронхита и пневмонии. Принципы лечения, ухода и профилактики.
Ложный круп и бронхиальная астма: причины, клинические проявления первая медицинская помощь.
Аллергические реакции: причины. Понятие о реакциях немедленного и замедленного типа. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Профилактика.
Понятие об ожирении: причины, степени тяжести, клинические формы, принципы лечения и меры профилактики.
Нефрит: определение, причины, признаки, первая медицинская помощь, осложнения, принципы лечения и профилактика.
Цистит: определение, причины, признаки, принципы лечения и профилактика.
*Пиелонефрит: причины, признаки, принципы лечения и профилактика.
Почечнокаменная болезнь: причины, признаки, принципы лечения, первая медицинская помощь при приступе почечной колики, профилактика.
Острый гастрит: причины, признаки, принципы лечения и профилактика.
Гастроэзофагеальная болезнь, этиология, клинические проявления. Осложнения. Принципы лечения.
Желчнокаменная болезнь: причины развития, признаки, осложнения, принципы лечения и профилактика.
Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки: причины, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при желудочном кровотечении, принципы лечения и профилактика.
Личная гигиена и здоровье. Понятие о пролежнях и их профилактика.
Понятие о лекарствоведении. Лекарственные формы и виды лекарств. Пути введения.
Сахарный диабет. Причины, факторы риска. Клинические проявления. Первая медицинская помощь при гипо- и гипергликемических состояниях.
Методы планирования семьи. Современные методы и традиционные методы контрацепции. Недостатки. Достоинства. Эффективность.
Аборт: определение, виды, осложнения.
*Нормальная беременность: определение, благоприятный возраст, продолжительность, признаки.
Болезни, передающиеся половым путем (БППП). Характерные общие симптомы большинства болезней, передающихся половым путем. Меры личной и общественной профилактики.
Сифилис: этиология, эпидемиология, клинические проявления. Профилактика.
Гонорея: этиология, эпидемиология, клинические проявления. Профилактика.
СПИД: возбудители, пути передачи, клиника. Меры личной и общественной профилактики.
Пароксизмальные состояния. Определения. Классификация. Краткая характеристика эпилептических и неэпилептических припадков. Первая мед. помощь (обморок, большой судорожный (эпилептический) припадок).
Медико-генетическое консультирование. Методы. Задачи. Медико-педагогическая реабилитация детей, страдающих наследственными заболеваниями.
* Основные нарушения опорно-двигательного аппарата у детей: нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Причины. Признаки. Профилактика.
Неврозы: этиология, клинические формы, принципы лечения. Системные неврозы.
Иммунитет, его значение. Виды иммунитета и их общая характеристика. Специфические и неспецифические механизмы иммунитета. Понятие об антигенах и антителах.
Инфекционный процесс: понятие, динамика его развития.
Эпидемический процесс: понятие, три звена, формы интенсивности развития (спорадия, эпидемия, пандемия).
Инфекции дыхательных путей (грипп, ангина): возбудители, пути передачи, клиника, профилактика.
Кишечные инфекции (дизентерия, сальмонеллезы): возбудители и пути поражения, клиника, профилактика.
Кишечные инвазии (энтеробиоз, дифиллоботриоз): возбудители, эпидемиология, клиника, диагностика. Принципы лечения и профилактика.
*Инфекции наружных покровов (грибковые поражения кожи (микроспория), чесотка, педикулез): возбудители, пути заражения, клиника, диагностика, профилактика.
Социально значимые заболевания: туберкулез и гепатиты с гемоконтактным механизмом передачи возбудителя.
Детские инфекции: корь, скарлатина, ветряная оспа, полиомиелит, коклюш, паротит. Эпидемиология. Клинические проявления. Профилактика.
Травмы опорно-двигательного аппарата: ушибы мягких тканей, растяжение связок, переломы, вывихи. Признаки. Первая медицинская помощь.
Переломы позвоночника. Первая медицинская помощь. Варианты транспортной иммобилизации при повреждении различных отделов позвоночника.
Травмы головы. Черепно-мозговая травма: сотрясение, ушиб, сдавление. Признаки. Первая медицинская помощь.
Травматический шок, фазы. Основные противошоковые мероприятия.
Синдром длительного сдавления (травматический токсикоз). Причины. Клиника. Первая медицинская помощь.
Кровотечения. Виды, характеристика, симптомы острой кровопотери. Способы временной остановки.
Раны: классификация, признаки, осложнения, первая медицинская помощь.
Термические ожоги: степени тяжести, способы определения площади ожога, первая медицинская помощь.
Отморожение и замерзание: признаки, степени тяжести, первая медицинская помощь.
Тепловой и солнечный удар: признаки, первая медицинская помощь.
Терминальные состояния. Реанимационные мероприятия при остановке сердца и дыхания. Особенности проведения реанимационных мероприятий при утоплении, электротравме у детей и взрослых.
Первая медицинская помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути.
Артериальное давление: техника измерения, характеристики артериального давления.
Пульс: определение, характеристики, техника исследования.
Частота дыхания у взрослых, новорожденных, а также при повышении температуры тела. Характеристика по частоте, ритму, глубине. Одышка: понятие, виды.
Правила термометрии. Понятие о нормальной, субфебрильной и лихорадочной температуре.
Понятие об ознобе, лихорадке и критическом падении температуры. Первая медицинская помощь.
Применение горчичников. Показания, противопоказания.
Наложение согревающего компресса. Показания, противопоказания.
Применение грелки и пузыря со льдом. Показания и противопоказания.
Постановка очистительной и лекарственной клизмы. Показания.
*Техника постановки подкожной и внутримышечной инъекции. Места инъекций.
* Первичная обработка новорожденного.
Примечание. * - для студентов факультета социальной педагогики.
- Федеральное агентство по образованию
- Основы медицинских знаний
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1.Цели и задачи изучения дисциплины
- 2.Требования к уровню усвоения дисциплины
- 3.Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения очная
- Форма обучения заочная
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- Форма обучения заочная
- 4.Содержание курса
- Тема 6. Вредные привычки, их роль в формировании здоровья. Злоупотребление психоактивными веществами
- Раздел 3. Понятие о неотложных состояниях
- Тема 7. Неотложные состояния в клинике заболеваний сердечно-сосудистой системы
- Тема 8. Неотложные состояния в клинике заболеваний органов дыхания
- Тема 9. Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Острые пищевые отравления
- Тема 10. Неотложные состояния при эндокринных заболеваниях
- Тема 11. Неотложные состояния при аллергических заболеваниях
- Тема 20. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников
- Раздел 3. Понятие о неотложных состояниях
- Тема 7. Неотложные состояния в клинике заболеваний сердечно-сосудистой системы
- Тема 8. Неотложные состояния в клинике заболеваний органов дыхания
- Тема 9. Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Острые пищевые отравления
- Тема 10. Неотложные состояния при эндокринных заболеваниях
- Тема 11. Неотложные состояния при аллергических заболеваниях
- Тема 12. Заболевания мочевыделительной системы и их профилактика
- Тема 13. Принципы лекарственной помощи
- Тема 15. Детский травматизм. Первая помощь при травмах и меры профилактики
- Тема 16. Основные приемы сердечно-легочной реанимации
- Раздел 4. Основы микробиологии эпидемиологии и иммунологии
- Тема 18 Основные группы инфекционных заболеваний и их профилактика
- Раздел 5. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей
- Тема 20. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников
- Тема 21. Профилактика болезней, передающихся половым путем в подростковом возрасте
- Тема 22. Значение наследственности в развитии некоторых физических и психических нарушений у детей и подростков
- Тема 23. Роль государственных и негосударственных учреждений и организаций в сохранении здоровья детей и подростков
- Тема 19. Основные факторы риска развития форм патологий у школьников. Роль учителя и значение организации учебного процесса в профилактике этих заболеваний
- 6. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- Темы рефератов
- 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 7.1. Список литературы
- 7.2.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 7.3. Методические указания студентам
- Задания для самостоятельной работы (ситуационные задачи)
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Вопросы к зачету (экзамену)