Тема 11. Неотложные состояния при аллергических заболеваниях
Понятие об аллергенах, антигенах, антителах и аллергической реакции. Клинические формы аллергических заболеваний: аллергические реакции немедленного и замедленного типа. Анафилактический шок, крапивница: признаки и первая медицинская помощь. Дерматит атопический: признаки, принципы лечения и профилактика.
Тема 12. Заболевания мочевыделительной системы и их профилактика
Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей. Характеристика острого и хронического нефрита, острого цистита. Этиология, клинические проявления, принципы лечения и меры профилактики этих заболеваний. Мочекаменная болезнь. Почечная колика. Первая медицинская помощь.
Тема 13. Принципы лекарственной помощи
Лекарственные средства: определение, формы, пути введения. Повторное применение лекарственных средств (кумуляция, сенсибилизация, привыкание). Домашняя аптечка: основной состав лекарств, показания и противопоказания.
Тема 14. Пароксизмальные состояния
Пароксизмы: определение и классификация. Эпилепсия: этиология, классификация эпилептических припадков, клинические проявления. Первая медицинская помощь при эпилептическом припадке. Неэпилептические пароксизмы. Обмороки: признаки, первая медицинская помощь. Фебрильные припадки: клинические проявления, первая медицинская помощь.
Тема 15. Детский травматизм. Первая помощь при травмах и меры профилактики
Травматизм, виды. Профилактика школьного травматизма. Травмы головы, позвоночника, груди, живота, конечностей: краткая характеристика. Травматический шок и травматический токсикоз. Клинические проявления и первая медицинская помощь. Кровотечение: определение, классификация, признаки, первая медицинская помощь. Раны: определение, классификация, виды, признаки. Первая медицинская помощь при ранениях. Ожоги, отморожение, замерзание: признаки, первая медицинская помощь.
Тема 16. Основные приемы сердечно-легочной реанимации
Терминальные состояния: периоды, признаки. Причины и признаки остановки сердца и дыхания. Основные реанимационные мероприятия: непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
Раздел 4. Основы микробиологии. Эпидемиологии и иммунологии
Тема 17. Основные понятия иммунологии, микробиологии и эпидемиологии
Понятие об эпидемическом и инфекционном процессах, эпидемическом очаге и звеньях эпидемического процесса. Интенсивность эпидемического процесса (спорадия, эпидемия, пандемия). Иммунитет: определение, виды. Профилактические прививки.
Тема 18. Основные группы инфекционных заболеваний и их профилактика
Классификация инфекционных болезней человека. Профилактика инфекций дыхательных путей, кишечных, кровяных и наружных кожных покровов. Профилактика детских инфекций: кори, скарлатины, дифтерии, полиомиелита, коклюша, ветряной оспы, эпидемического паротита, краснухи. Гельминтозы: этиология, эпидемиология, клиника и профилактика.
Раздел 5. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей
Тема 19. Основные факторы риска развития форм патологий у школьников. Роль учителя и значение организации учебного процесса в профилактике этих заболеваний
Наиболее часто встречающиеся заболевания школьников: нарушения осанки и остроты зрения (миопия), неврозы.
Причины нарушения осанки. Нарушение осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях: сутуловатость, круглая, кругло-вогнутая, плоская спина, асимметричная осанка. Профилактика нарушений осанки у дошкольников и школьников. Сколиозы. Определение. Классификация. Реабилитация больных страдающих сколиозом. Плоскостопие. Причины развития заболевания. Принципы лечения.
Физиология зрения. Оптическая система глаза. Понятие о гиперметропии и нарушении аккомодации. Миопия: этиология, принципы лечения и профилактики.
Неврозы: этиология, патогенез, классификация, клинические проявления, принципы лечения. Системные неврозы (неврозы детского возраста): заикание, энурез, энкопрез, снохождение, сноговорение, ночные страхи, патологические привычные действия. Современные подходы к психолого-педагогической коррекции неврозов у детей.
- Федеральное агентство по образованию
- Основы медицинских знаний
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1.Цели и задачи изучения дисциплины
- 2.Требования к уровню усвоения дисциплины
- 3.Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения очная
- Форма обучения заочная
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- Форма обучения заочная
- 4.Содержание курса
- Тема 6. Вредные привычки, их роль в формировании здоровья. Злоупотребление психоактивными веществами
- Раздел 3. Понятие о неотложных состояниях
- Тема 7. Неотложные состояния в клинике заболеваний сердечно-сосудистой системы
- Тема 8. Неотложные состояния в клинике заболеваний органов дыхания
- Тема 9. Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Острые пищевые отравления
- Тема 10. Неотложные состояния при эндокринных заболеваниях
- Тема 11. Неотложные состояния при аллергических заболеваниях
- Тема 20. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников
- Раздел 3. Понятие о неотложных состояниях
- Тема 7. Неотложные состояния в клинике заболеваний сердечно-сосудистой системы
- Тема 8. Неотложные состояния в клинике заболеваний органов дыхания
- Тема 9. Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Острые пищевые отравления
- Тема 10. Неотложные состояния при эндокринных заболеваниях
- Тема 11. Неотложные состояния при аллергических заболеваниях
- Тема 12. Заболевания мочевыделительной системы и их профилактика
- Тема 13. Принципы лекарственной помощи
- Тема 15. Детский травматизм. Первая помощь при травмах и меры профилактики
- Тема 16. Основные приемы сердечно-легочной реанимации
- Раздел 4. Основы микробиологии эпидемиологии и иммунологии
- Тема 18 Основные группы инфекционных заболеваний и их профилактика
- Раздел 5. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей
- Тема 20. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников
- Тема 21. Профилактика болезней, передающихся половым путем в подростковом возрасте
- Тема 22. Значение наследственности в развитии некоторых физических и психических нарушений у детей и подростков
- Тема 23. Роль государственных и негосударственных учреждений и организаций в сохранении здоровья детей и подростков
- Тема 19. Основные факторы риска развития форм патологий у школьников. Роль учителя и значение организации учебного процесса в профилактике этих заболеваний
- 6. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
- Темы рефератов
- 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 7.1. Список литературы
- 7.2.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 7.3. Методические указания студентам
- Задания для самостоятельной работы (ситуационные задачи)
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Вопросы к зачету (экзамену)