logo
общая педагогика / УМК общеуниверситетских кафедр / Основы медицинских знаний

Тема 11. Неотложные состояния при аллергических заболеваниях

Понятие об аллергенах, антигенах, антителах и аллергической реакции. Клинические формы аллергических заболеваний: аллергические реакции немедленного и замедленного типа. Анафилактический шок, крапивница: признаки и первая медицинская помощь. Дерматит атопический: признаки, принципы лечения и профилактика.

Тема 12. Заболевания мочевыделительной системы и их профилактика

Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей. Характеристика острого и хронического нефрита, острого цистита. Этиология, клинические проявления, принципы лечения и меры профилактики этих заболеваний. Мочекаменная болезнь. Почечная колика. Первая медицинская помощь.

Тема 13. Принципы лекарственной помощи

Лекарственные средства: определение, формы, пути введения. Повторное применение лекарственных средств (кумуляция, сенсибилизация, привыкание). Домашняя аптечка: основной состав лекарств, показания и противопоказания.

Тема 14. Пароксизмальные состояния

Пароксизмы: определение и классификация. Эпилепсия: этиология, классификация эпилептических припадков, клинические проявления. Первая медицинская помощь при эпилептическом припадке. Неэпилептические пароксизмы. Обмороки: признаки, первая медицинская помощь. Фебрильные припадки: клинические проявления, первая медицинская помощь.

Тема 15. Детский травматизм. Первая помощь при травмах и меры профилактики

Травматизм, виды. Профилактика школьного травматизма. Травмы головы, позвоночника, груди, живота, конечностей: краткая характеристика. Травматический шок и травматический токсикоз. Клинические проявления и первая медицинская помощь. Кровотечение: определение, классификация, признаки, первая медицинская помощь. Раны: определение, классификация, виды, признаки. Первая медицинская помощь при ранениях. Ожоги, отморожение, замерзание: признаки, первая медицинская помощь.

Тема 16. Основные приемы сердечно-легочной реанимации

Терминальные состояния: периоды, признаки. Причины и признаки остановки сердца и дыхания. Основные реанимационные мероприятия: непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

Раздел 4. Основы микробиологии. Эпидемиологии и иммунологии

Тема 17. Основные понятия иммунологии, микробиологии и эпидемиологии

Понятие об эпидемическом и инфекционном процессах, эпидемическом очаге и звеньях эпидемического процесса. Интенсивность эпидемического процесса (спорадия, эпидемия, пандемия). Иммунитет: определение, виды. Профилактические прививки.

Тема 18. Основные группы инфекционных заболеваний и их профилактика

Классификация инфекционных болезней человека. Профилактика инфекций дыхательных путей, кишечных, кровяных и наружных кожных покровов. Профилактика детских инфекций: кори, скарлатины, дифтерии, полиомиелита, коклюша, ветряной оспы, эпидемического паротита, краснухи. Гельминтозы: этиология, эпидемиология, клиника и профилактика.

Раздел 5. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей

Тема 19. Основные факторы риска развития форм патологий у школьников. Роль учителя и значение организации учебного процесса в профилактике этих заболеваний

Наиболее часто встречающиеся заболевания школьников: нарушения осанки и остроты зрения (миопия), неврозы.

Причины нарушения осанки. Нарушение осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях: сутуловатость, круглая, кругло-вогнутая, плоская спина, асимметричная осанка. Профилактика нарушений осанки у дошкольников и школьников. Сколиозы. Определение. Классификация. Реабилитация больных страдающих сколиозом. Плоскостопие. Причины развития заболевания. Принципы лечения.

Физиология зрения. Оптическая система глаза. Понятие о гиперметропии и нарушении аккомодации. Миопия: этиология, принципы лечения и профилактики.

Неврозы: этиология, патогенез, классификация, клинические проявления, принципы лечения. Системные неврозы (неврозы детского возраста): заикание, энурез, энкопрез, снохождение, сноговорение, ночные страхи, патологические привычные действия. Современные подходы к психолого-педагогической коррекции неврозов у детей.