Вопросы к экзаменам по «Общественному здоровью и здравоохранению» для студентов V курса лечебного факультета.
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания.
1. Общественное здравоохранение и здоровье – самостоятельная мед наука , изучающая воздействие соц воздействий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мероприятий по его оздоровлению и совершенствованию мед обслуживания. ОЗЗ наука о стратегии и тактики здравоохранения, разработанная на основе исследования общ здоровья, организационные и медико-социальные предложения, направленные на повышение уровня общего здор и качества мед помощи.
Общественное здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. 3 уровня здоровья: 1) индивидуальное 2) групповое (несколько людей, объектов по полу, возр и тд.) 3) здоровье население (включая все группы населения РФ). Общественное здоровье – это учебная и научная дисциплина, изучающая здоровье населения или отдельных соц групп и факторов, его определения (соц образ жизни, факторы окружающей среды, биологические факторы и др). Здоровье населения (ОЗ) – это политическое, экономическое и технологическое достижимое состояние адаптированности населения к существующим условиям окр среды, характерной для конкретного периода развития страны, соответствуя воспроизводству здоровых поколений. Общественное здравоохранение это система государственных и общ и др мероприятий, направленных на охрану и укрепление здор населения (общ здор). Охрана здоровья граждан это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здор каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, представление ему мед помощи в случае утраты здоровья. ВОЗ 4 категории, характеризующие состояние здравоохранения в стране: 1) показатели относящиеся к политике в области здравоохранения 2) соц и экон показатели 3) показатели обеспеченности мед соц помощи 4) показатель состоянья здор населения. Назначение науки и предмета ОЗЗ – изучение оздоровления, а также неблагоприятного влияния социальных факторов и условий на здор населения и его групп и выработка национально обоснованных рекомендаций по устранению и предупреждению вредного для здор людей вредных социальных условий и факторов в интересах охраны и повышения уровня общественного здоровья.
Основные методы науки об общественном здоровье и здравоохранении (анализ официальных документов, наблюдение, опрос, экспертный, экспериментальный и моделирование, исторический, статистический).
2. 1) Статистический т.к он позволяет: а) количественно измерить показатели здоровья населения, деятельности врачей б) выявить закономерности в показателях здоровья, выявить факторы риска возникновения патологии в) дать оценку эффективности работы мед учреждения и здравоохранения в целом. Он рассматривается как м-д соц.д-ли,а соц.гигиена может рассматриваться как соц. терапия, поэтому она тесно связана со статистикой. 2) Исторический: необходимо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее. Является хранителем опыта прошлых поколений. Знание истории страны, предмета, специальности - культура человека (Горький). 3) Экономический – финансирование 4) Экспериментальный моделирование, создание учреждений, форм медицинской помощи в них и др. 5)Метод системного анализа, используется при исследовании общественных и биологических систем. 6) Планово-нормативный 7) Социологические методы - опрос населения, анкетирование. 25-33% населения оценивают качество мед. помощи как низкое. 8) Социально – гигиенический применяется при изучении основы здоровья и здравоохранение. 9) Психологические и др.
Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие охрану здоровья граждан и медицинское страхование в Российской Федерации.
Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья.
Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Основными правовыми принципами охраны здоровья граждан являются: (Статья 4)
— соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
— приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
— доступность медико-социальной помощи;
— социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
— ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Задачами законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан являются:
— определение ответственности и компетенции Российской Федерации, республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, округов в вопросах охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности и компетенции в этих вопросах органов местного самоуправления;
— правовое регулирование деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
— определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;
— определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты.
Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. (статья 14) - это право обеспечивается проведением мероприятий по охране окружающей природной среды, созданию благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Государство обеспечивает гражданам право на охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.
Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, продукции, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эти сведения предоставляются местной администрацией средствам массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, установленном Правительством РФ. В интересах охраны здоровья граждан реклама алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации запрещена. Нарушение указанной нормы влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программой ОМС.
Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.
Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации.
Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая проводится по их личному заявлению в специализированных учреждениях.
Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.
Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы органами санэпиднадзора вследствие заразного заболевания. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в установленном законом порядке
Права и обязанности медицинских учреждений,
страховых компаний и населения
при обязательном и добровольном медицинском страховании
Вышеуказанный закон определяет основные права и обязанности участников медицинского страхования. Гражданин РФ имеет право: на обязательное и добровольное медицинское страхование; на свободный выбор страховой медицинской организации и врача в соответствии с договором; на получение медицинской помощи на всей территории России, в том числе за пределами постоянного места жительства; на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплачиваемого страхового взноса; на предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба; на возврат части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора.
Страховая медицинская организация (СМО) имеет право: свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования; участвовать в аккредитации медицинских учреждений; устанавливать размер страховых взносов, тарифы на медицинские услуги; предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или медработнику на материальное возмещение физического или морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине. Страховая медицинская организация обязана: заключить договор с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному и добровольному медицинскому страхованию; выдавать страхователю или застрахованному страховые медицинские полисы; возвращать часть страховых взносов страхователю, если это предусмотрено договором медицинского страхования; контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи; защищать интересы застрахованных.
Программа Государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи (понятие минимального государственного социального стандарта, основная цель, задачи и принципы построения Программы).
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема мед. помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема мед.помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на мед.помощь, а также предусматривает условия оказания, критерии качества и доступности мед.помощи, предоставляемой гражданам РФ на территории РФ бесплатно.
В рамках Программы бесплатно предоставляются:
первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь;
скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
Медицинская помощь гражданам предоставляется:
учреждениями и структурными подразделениями скорой медицинской помощи (скорая медицинская помощь);
амбулаторно-поликлиническими учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями и дневными стационарами всех типов (амбулаторная медицинская помощь);
больничными учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями (стационарная медицинская помощь).
Медицинская помощь и обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами на территории РФ оказывается за счет средств всех бюджетов бюджетной системы РФ (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в т.ч. средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.
За счет средств ОМС финансируется базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть Программы, которая включает первичную медико-санитарную, в том числе неотложную, и специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь.
5.Комплексные целевые медико-социальные программы.
5. - профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, зубопротезную, протезно-ортопедическую помощь (в т.ч. льготное обеспечение протезами, ортопедическими, коррегирующими изделиями и др., в порядке, установленном Правительством Российской Федерации);
- меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными, инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности (в т.ч. на пособие при карантине, в случае отстранения от работы санитарно-эпидемиологической службой);
- работающие граждане в случае болезни имеют право на 3 дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется пол личному заявлению без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания.
Основные направления реформы здравоохранения
Основной целью перевода учреждений здравоохранения на новые условия хозяйствования является повышение эффективности использования кадровых, материальных и финансовых ресурсов, направленных на охрану здоровья населения. К базисным нормативно-хозяйственным принципам нового хозяйственного механизма (НХМ) относятся следующие.
1. Изменение системы бюджетного финансирования (не только распределение средств по статьям и нормативам, но и оказание платных услуг населению, выполнение работ на договорных началах, обслуживание контингентов и предприятий на хозрасчетной основе). Расширение прав руководителей в поощрении самостоятельности и инициативы сотрудников (бригады, подряды), в дифференциации оплаты, разделении фондов социального и производственного развития в зависимости от конечного результата.
2. Возможность перераспределения средств между структурными подразделениями.
3. Выделение бюджетных средств по долговременным экономическим нормативам из расчета на одного жителя в год на все виды диагностической лечебной и профилактической работы.
4. Гарантированная медицинская помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования. Однако сверхнормативные услуги (массаж, физиотерапевтические процедуры, специальные методы диагностики, нетрадиционные методы лечения и др.) оказываются за плату.
Территориальные Программы Государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи (основная цель, задачи и принципы построения Программ).
- Вопросы к экзаменам по «Общественному здоровью и здравоохранению» для студентов V курса лечебного факультета.
- 1. Цели и задачи деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
- 28,29,30 Воп
- 31 Мед.Работники
- 32.Организация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России, ее полномочии и права.
- 33. Права и обязанности граждан рф в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
- 34. Виды ответственности за нарушение санитарного законодательства
- 35 . Цели и виды мед.Страхования.
- 36. Гражданин.
- 37. Деятельность страховых медицинских организаций
- 38. Различия.
- 39. Структура и штаты смо
- 40. Права и обязанности смо
- 41. Страхователи работающего населения
- 42. Мед.Учреждение
- 43. Страхователи неработающего населения
- 44. Федеральный фонд(фф)
- 45. Договорные отношения
- 46. Медико-социальная помощь
- 47. Первичная медико-социальная помощь
- 48. Лицензирование
- 49. Мед. Ассоциации
- 50,51 Болезни ссс.
- 52 . Злокачественные новообразования
- 53 Организация помощи
- 54. Травматизм
- 55. Травматологическая помощь. Организация лечения и реабилитации больных травматологического профиля.
- 56. Тубеpкулез как медико-социальная пpоблема. Организация профилактики туберкулеза.
- Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни
- 65. Перепись населения (методика и основные принципы проведения переписи).
- 67. Возрастно-половой состав населения России и Тульской области (динамика, современные тенденции).
- 68. Типы возрастного состава населения, постарение населения.
- 69. Механические движение населения. Значение миграции для практического здравоохранения.
- 1. Механические движение населения.
- 70. Урбанизация (предпосылки, современные тенденции, негативные факторы урбанизации).
- Цивилизованная урбанизация
- 71. Показатели рождаемости (методика расчета).
- Общее число родившихся живыми за год ------------------------------------------------------------ · 1000 Среднегодовая численность населения
- 1. Показатель общей плодовитости:
- 2. Показатель повозрастной плодовитости:
- 72. Динамика и современные тенденции рождаемости в России и в Тульской области
- 74. Основные положения концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
- 75. Смертность населения, показатели смертности (методика расчета)
- 5. Показатель структуры причин смерти:
- 76. Динамика и современные тенденции смертности в России и в Тульской области.
- 77. Повозрастная смертность (методика расчета). Влияние возрастно-полового состава населения на уровень общего коэффициента смертности.
- 78. Младенческая смертность (методика расчета, динамика, причины).
- 79. Естественный прирост населения. Динамика и современные тенденции смертности в России и в Тульской области.
- 80. Понятие о средней продолжительности предстоящей жизни.
- 81. Воспроизводство населения (режим воспроизводства, потенциал прироста населения, демографическая политика).
- Нетто-коэффициент воспроизводства населения равен среднему числу девочек, рожденных за всю жизнь женщиной и доживших до конца репродуктивного периода при данных уровнях рождаемостиисмертности.
- Истинный коэффициент естественного прироста показывает, что численность стабильного населения изменяется (то есть увеличивается или уменьшается) в r0 раз за время т, то есть за длину поколения:
- 109. Оpганизация и поpядок пpоведения экспеpтизы вpеменной нетpудоспособности лечащим вpачом.
- 110.Огpанизация pаботы клинико-экспеpтной комиссии (кэк) лечебно - профилактического учреждения: ее состав, основные задачи.
- 111 Оpганизация экспеpтизы стойкой нетpудоспособности. Основные задачи медико-социальных экспеpтных комиссий (мcэк).
- 112.Инвалидность как показатель здоpовья.
- 113.Организация и порядок проведения профилактических медицинских осмотров (название регламентирующего документа, его структура и содержание).
- 114. Виды профилактических медицинских осмотров и их характеристика.
- 115Основные права и обязанности лпу в организации и проведении профилактических медосмотров.
- 119.Воз: структура, задачи, деятельность.
- Задачи воз
- Сферы деятельности воз
- 122.Статистика и ее роль в медицине и здравоохранении (статистика здоровья, статистика здравоохранения).
- 123. Генеральная и выборочная совокупность. Способы формирования статистической совокупности.
- Основные способы формирования выборочной совокупности
- 124Этапы статистического исследования, их характеристика.
- 125 Виды статистических таблиц и правила их построения.
- 126 Относительные величины и их применение в здравоохранении.
- 127 Динамические ряды и их анализ.
- 129Графические изображения статистических данных.
- 130Применение средних величин в медицине и здравоохранении.
- 131. Вариационные ряды, виды вариационных рядов. Оценка разнообразия признака в совокупности.
- 132 Оценка достоверности производных величин.
- 133 Корреляция.
- 134 Прямой метод стандартизации.