Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни — это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:
1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;
2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;
3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;
4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;
5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.
В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.
Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.
Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.
Наглядный метод — самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).
Комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.
Профилактика (определение, виды).
Профилактика — составная часть медицины. Социально-профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья народа включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства. Выделяют индивидуальную и общественную профилактику. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека рассматривают 3 вида профилактики.
Первичная профилактика — это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.). К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников. Не случайно поликлиники, больницы, диспансеры, родильные дома называются лечебно-рофилактическими учреждениями.
Вторичная профилактика — это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.
Ряд специалистов предлагают термин “третичная профилактика” как комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.
Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.
Демография и медицинская демография. Статика населения. Значение показателей, характеризующие статику населения, для практического здравоохранения.
Демография - это наука о населении. В круг проблем демографии входят изучение территориального размещения населения, тенденций и процессов, связанных с социально-экономическими условиями жизни, быта, традициями, экологическими, медицинскими, правовыми и другими факторами.
Медицинская демография - изучает взаимосвязь воспроизводства населения с социально-гигиеническими факторами и разрабатывает медико-социальные меры, направленные на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов и улучшения здоровья населения.
Население (народонаселение) - совокупность людей, объединенных общностью проживания в пределах страны или части ее территории (области, края, района, города), группы стран, всего мира.
Статистическое изучение народонаселения ведется в двух основных направлениях:
1. Статика населения.
2. Динамика населения.
Статика населения - это численный состав населения на определенный момент времени (фиксируются при переписи). Состав населения изучается по следующим основным признакам: пол, возраст, социальные группы, профессия и занятие, семейное положение, национальность, язык, культурный уровень, грамотность, образование, место жительства, географическое размещение и плотность населения.
Значение показателей, характеризующие статику, для практического здравоохранения:
1) используются для расчета показателей естественного движения населения;
2) для планирования всей системы здравоохранения;
3) для расчета потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (общей и специализированной);
4) для определения необходимых средств, выделяемых бюджетом на здравоохранение;
5) для расчета количественных показателей, характеризующих деятельность органов и учреждений здравоохранения;
6) для организации противоэпидемической работы.
- Вопросы к экзаменам по «Общественному здоровью и здравоохранению» для студентов V курса лечебного факультета.
- 1. Цели и задачи деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
- 28,29,30 Воп
- 31 Мед.Работники
- 32.Организация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России, ее полномочии и права.
- 33. Права и обязанности граждан рф в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
- 34. Виды ответственности за нарушение санитарного законодательства
- 35 . Цели и виды мед.Страхования.
- 36. Гражданин.
- 37. Деятельность страховых медицинских организаций
- 38. Различия.
- 39. Структура и штаты смо
- 40. Права и обязанности смо
- 41. Страхователи работающего населения
- 42. Мед.Учреждение
- 43. Страхователи неработающего населения
- 44. Федеральный фонд(фф)
- 45. Договорные отношения
- 46. Медико-социальная помощь
- 47. Первичная медико-социальная помощь
- 48. Лицензирование
- 49. Мед. Ассоциации
- 50,51 Болезни ссс.
- 52 . Злокачественные новообразования
- 53 Организация помощи
- 54. Травматизм
- 55. Травматологическая помощь. Организация лечения и реабилитации больных травматологического профиля.
- 56. Тубеpкулез как медико-социальная пpоблема. Организация профилактики туберкулеза.
- Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни
- 65. Перепись населения (методика и основные принципы проведения переписи).
- 67. Возрастно-половой состав населения России и Тульской области (динамика, современные тенденции).
- 68. Типы возрастного состава населения, постарение населения.
- 69. Механические движение населения. Значение миграции для практического здравоохранения.
- 1. Механические движение населения.
- 70. Урбанизация (предпосылки, современные тенденции, негативные факторы урбанизации).
- Цивилизованная урбанизация
- 71. Показатели рождаемости (методика расчета).
- Общее число родившихся живыми за год ------------------------------------------------------------ · 1000 Среднегодовая численность населения
- 1. Показатель общей плодовитости:
- 2. Показатель повозрастной плодовитости:
- 72. Динамика и современные тенденции рождаемости в России и в Тульской области
- 74. Основные положения концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
- 75. Смертность населения, показатели смертности (методика расчета)
- 5. Показатель структуры причин смерти:
- 76. Динамика и современные тенденции смертности в России и в Тульской области.
- 77. Повозрастная смертность (методика расчета). Влияние возрастно-полового состава населения на уровень общего коэффициента смертности.
- 78. Младенческая смертность (методика расчета, динамика, причины).
- 79. Естественный прирост населения. Динамика и современные тенденции смертности в России и в Тульской области.
- 80. Понятие о средней продолжительности предстоящей жизни.
- 81. Воспроизводство населения (режим воспроизводства, потенциал прироста населения, демографическая политика).
- Нетто-коэффициент воспроизводства населения равен среднему числу девочек, рожденных за всю жизнь женщиной и доживших до конца репродуктивного периода при данных уровнях рождаемостиисмертности.
- Истинный коэффициент естественного прироста показывает, что численность стабильного населения изменяется (то есть увеличивается или уменьшается) в r0 раз за время т, то есть за длину поколения:
- 109. Оpганизация и поpядок пpоведения экспеpтизы вpеменной нетpудоспособности лечащим вpачом.
- 110.Огpанизация pаботы клинико-экспеpтной комиссии (кэк) лечебно - профилактического учреждения: ее состав, основные задачи.
- 111 Оpганизация экспеpтизы стойкой нетpудоспособности. Основные задачи медико-социальных экспеpтных комиссий (мcэк).
- 112.Инвалидность как показатель здоpовья.
- 113.Организация и порядок проведения профилактических медицинских осмотров (название регламентирующего документа, его структура и содержание).
- 114. Виды профилактических медицинских осмотров и их характеристика.
- 115Основные права и обязанности лпу в организации и проведении профилактических медосмотров.
- 119.Воз: структура, задачи, деятельность.
- Задачи воз
- Сферы деятельности воз
- 122.Статистика и ее роль в медицине и здравоохранении (статистика здоровья, статистика здравоохранения).
- 123. Генеральная и выборочная совокупность. Способы формирования статистической совокупности.
- Основные способы формирования выборочной совокупности
- 124Этапы статистического исследования, их характеристика.
- 125 Виды статистических таблиц и правила их построения.
- 126 Относительные величины и их применение в здравоохранении.
- 127 Динамические ряды и их анализ.
- 129Графические изображения статистических данных.
- 130Применение средних величин в медицине и здравоохранении.
- 131. Вариационные ряды, виды вариационных рядов. Оценка разнообразия признака в совокупности.
- 132 Оценка достоверности производных величин.
- 133 Корреляция.
- 134 Прямой метод стандартизации.