Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии 1. Общие теоретические положения
Диагностика отклонений в развитии основывается на знании общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и детей с различными отклонениями в развитии.
Диагностика носит комплексный характер, т.е. при ее проведении учитываются данные клинической медицины (педиатрии, детской психоневрологии), а также медицинской генетики, которые обязательно сопоставляются с показателями нейрофизиологических, биохимических и других методов параклинического обследования и данными, полученными при психологическом, педагогическом и логопедическом обследовании.
52
Современный уровень развития медицинской генетики, детской психоневрологии и психологии позволяет не только диагностировать различные формы отклонений в развитии (задержка психического развития, общее недоразвитие речи, аномалии развития при различных наследственных заболеваниях нервной системы, детском церебральном параличе и др.) и оценивать степень сформированности высших психических функций, но и выявлять клинические и психологические механизмы нарушений.
Клиническая диагностика играет ведущую роль в решении вопросов лечения, прогноза, медико-генетического консультирования семьи.
На основе анализа специфики аномального развитая» патогенетических механизмов нарушения, учета локализации и распространенности поражения центральной нервной системы педагог и психолог могут ориентироваться в структуре дефекта.
Данные научных исследований в области медицинской генетики, нейрофизиологии, а также клинической медицины показали необходимость пересмотра представлений о причинах и механизмах возникновения многих форм задержек развития, умственной отсталости, речевых, двигательных и сложных дефектов, а также раннего детского аутизма.
Важной задачей диагностики является установление структуры ведущего нарушения развития, вторично связанных с ним отклонений в развитии с учетом локализации и механизмов нарушений центральной нервной системы.
Теория функциональных систем, разработанная представителями отечественной нейрофизиологической школы, составляет в настоящее время основу изучения мозговой организации высших психических функций. Согласно этой теорий показано, что отдельные элементы нервной системы в процессе развития мозга объединяются, прежде всего, в зависимости от их Участия в осуществлении той или иной функции (П.К Анохин, 1975). Поскольку в функциональные системы объединяется эво-люционно разные структуры, то и отдельные элементы в пределах одних и тех же уровней регуляции созревают неравномерно. Этим определяется неравномерность (гетерохрония) со-зревания отдельных функциональных систем и мозга в целом. При раннем органическом повреждении ЦНС эта неравномерность созревания отдельных психических функций, особенно в Критические периоды развития ребенка, выражена в eщe большей степени.
53Творческое развитие эволюционного учения имело важное значение для обоснования эволюционно-онтогенетического подхода к диагностике нервно-психических заболеваний и отклонений в развитии удетей (Г.Е.Сухарева, 1955, 1959; Г.К.Ушаков, 1966; В.А.Гиляровский, 1973; В.В.Ковалев, 1973; Л.О.Бадалян, 1983, 1985).
Основоположник отечественной детской психиатрии Г.Е.Сухарева (1955) отмечала важность нозологического принципа в дифференциальной диагностике нервно-психических заболеваниях у детей.
Все эти данные способствовали разработке современной концепции психического дизонтогенеза, т.е. нарушений психического развития у детей, возникающих в результате расстройств созревания структур и функций головного мозга (В.В.Ковалев, 1973, 1976, 1981, 1983, 1985). У детей с отклонениями в развитии имеют место проявления общей или частичной, стойкой или обратимой ретардации (отставания) созревания отдельных функциональных систем, и часто, наиболее поздно формирующихся в постнатальный период развития лобных мозговых структур, а также недостаточность общей интегративной деятельности мозга. Особое место в изучении мозговой организации высших психических функций имеют исследования А.Р.Лурия (1946—1947, 1950, 1969, 1970, 1973).
А.Р.Лурия с помощью неиропсихологического анализа нарушений интеллектуальной деятельности у больных с локальными поражениями мозга показал роль различных корковых структур в психической деятельности человека. В его исследованиях выявлены отчетливые нейропсихологаческие различия при поражении задних («гностических») и передних (лобных) отделов мозговой коры. Поражение задних отделов коры головного мозга не приводило, как правило, к нарушениям целенаправленной деятельности и поведения. Значительные трудности возникали в синтезе последовательно поступающей информации в общие (симультанные) схемы, в удержании поступающей информации в памяти и использовании для переработки этой информации специальных речевых средств.
При поражении же лобных отделов мозга отмечались выраженные изменения всего строения психической деятельности. Прежде всего нарушалось программирование и регулирование интеллектуальной деятельности.
В исследованиях Л.С.Выготского впервые была раскрыта регулирующая роль речи, с помощью которой развивается воз-54
ложность сличать результаты действия с исходными намерениями.
Важное значение для неиропсихологического анализа отклонений в развитии имеют данные А.Р.Лурия о трех основных функциональных блоках мозга, участвующих в осуществлении всех видов психической деятельности:
первый блок обеспечивает регуляцию психической активности;
второй — прием, переработку и хранение поступающей информации;
третий — обеспечивает функцию программирования, регуляции и контроля психической деятельности.
При поражениях функционирования первого блока изменяется мотивация к деятельности, выявляются выраженные нарушения внимания в сочетании с выраженной психической исто-щаемостью.
При нарушениях функционирования второго блока изменяется прием, переработка и хранение поступающей информации, что проявляется в различных гностических расстройствах и отклонениях памяти.
Нарушения, возникающие при поражении третьего блока, касаются прежде всего операций программирования и произвольной регуляции деятельности.
Большое значение для понимания различных отклонений в развитии у детей имеют исследования, посвященные сравнительному анализу результатов неиропсихологического исследования при поражении головного мозга у детей и взрослых (Э.Г.Симерницкая, 1985).
Современные нейропсихологаческие исследования детей разного возраста подтверждают теоретические концепции Л.С.Выготского и А.Р.Лурия об изменении в онтогенезе как структуры психических функций, так и их мозговой организации.
Большое значение в организации психических процессов мозга в настоящее время отводится фактору функциональной асимметрии мозга.
Таким образом, все представленные выше подходы составили основу для современного изучения проблемы психического дизонтогенеза.
Основными клиническими формами психического дизонто-генеза являются ретардация, т.е. отставание в развитии, кото-рое может быть общим, т.е. затрагивать все стороны психики. или парциальным (частичным), когда задержано формирова-
55ние, преимущественно, тех или иных психических функций, ц асинхрония развития, т.е. диспропорциональное психическое развитие.
Первый вариант психического дизонтогенеза характерен для детей с психическим недоразвитием (олигофрения) и для детей с ЗПР, включая проявления общего и парциального психического инфантилизма (Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев).
Второй вариант психического дизонтогенеза характерен для детей с преобладающими эмоционально-поведенческими и личностными расстройствами. Особенно он характерен для детей с РДА, с невропатией и формирующимися психопатиями. Кроме того, он может наблюдаться при ранней детской шизофрении, эпилепсии и некоторых дементирующих заболеваниях раннего возраста. Например, при вялотекущем шизофреническом процессе, начавшемся в раннем детском возрасте, на начальных этапах заболевания может обращать на себя внимание преждевременное развитие некоторых интеллектуальных интересов. Такой ребенок может рано научиться читать, считать, грамотно работать с компьютером и т.п. Но все эти навыки развиваются лишь в том случае, если они находятся в сфере его избирательных интересов. Они всегда сочетаются с выраженным отставанием в развитии моторики, эмоционально-волевой незрелостью, выраженной практической неприспособленностью. Выраженные нарушения социальной адаптации этих детей могут, в свою очередь, способствовать развитию так называемых псевдокомпенсаторных образований защитно-оборонительного характера. Это прежде всего боязнь всего нового, чрезмерная привязанность к матери, односторонние интересы, навязчивые привычки и т.п. (В.В.Ковалев, 1975).
Наряду с клиническими, выделяют психологические параметры психического дизонтогенеза. Так, В.В.Лебединский (1985) выделяет следующие проявления и механизмы дизонтогенеза. Первый вариант связан с функциональными нарушениями регуляторных механизмов подкорковых и корковых систем. Нарушения проявляются, в основном, в функционально-динамических расстройствах мозговой деятельности в виде нарушений умственной работоспособности, функции активного внимания, регуляции произвольной деятельности. • Второй вариант связан с неравномерным повреждением различных функциональных систем в зависимости от этапа их созревания. Известно, что наиболее интенсивно развивающаяся функция является и более уязвимой. Поэтому при
56
раннем повреждении ЦНС, в первую очередь, повреждаются наиболее интенсивно формирующиеся на этом этапе функции. Это прежде всего относится к функции речи.
Кроме того, многие функциональные системы оказываются наиболее уязвимыми в критические периоды развития, так как именно на этих этапах гетерохрония развития выражена в наибольшей степени. Эти данные показывают важность составления так называемого профиля развития.
При третьем варианте, наряду с выраженностью первичного дефекта, значительную роль в школьной и социальной адаптации играют вторичные нарушения депривационного гене-за. Например, у ребенка с церебральным параличом в результате длительной изоляции от коллектива сверстников может сформироваться вторичная аутизация личности, которая, в свою очередь, может стать решающим фактором в социальной дезадаптации.
Вторичные нарушения депривационного генеза особенно выражены у детей сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
Кроме представленных вариантов, определенная роль в механизме психического дизонтогенеза может принадлежать асинхронному развитию межфункциональных взаимодействий.
Важное значение имеет выявление общих и специфических особенностей различных форм психического дизонтогенеза. Общие закономерности психического дизонтогенеза были обоснованы В.И.Лубовским. Они включают:
нарушения приема и переработки поступающей информации; нарушения хранения и использования информации; нарушения словесной регуляции деятельности. В зависимости от характера аномального развития, проявления этих общих закономерностей имеют свою специфику.
Таким образом, диагностика отклонений развития основывается на сравнительном анализе общих и специфических закономерностей психического развития как нормально развивающегося ребенка, так и ребенка с отклонениями в развитии.
Диагностика отклонений в развитии всегда носит комплексный характер, т.е. при ее проведении учитываются данные клинической медицины (детской психоневрологии, медицинской генетики, педиатрии, эндокринологии и других дисциплин), а также специальной педагогики и психологии.
Современный уровень развития медицинской генетики, клинической медицины, нейрофизиологии, медицинской психологии позволяет не только диагностировать различные формы от-
57клонений в развитии (умственная отсталость, задержка психического развития, общее недоразвитие речи, ранний детский аутизм, аномалии психического развития у детей с сенсорными и двигательными нарушениями), но и выявить клинические и психологические механизмы нарушений.
Клиническая диагностика играет ведущую роль в решении вопросов лечения, прогноза, медико-генетического консультирования семьи.
Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование ребенка основывается на следующих основных принципах:
принципе развития, т.е. анализа механизмов возникновения тех или иных отклонений в психическом развитии в возрастном аспекте;
принципе системного изучения нарушений психического развития с определением иерархии в структуре дефекта;
качественного анализа структуры дефекта;
этио-патогенетическом подходе с учетом взаимосвязи генетических и внешне-средовых факторов.
Процесс диагностики включает, прежде всего, выяснение жалоб и анализ анамнестических данных, при этом особое внимание обращается на особенности развития ребенка. Анализируются особенности развития моторики и навыков самообслуживания, общения и развития речи, интересов и познавательных способностей, игровой деятельности, поведения.
Мы уже отмечали роль игры в психическом развитии ребенка. У детей с отклонениями в развитии, прежде всего, обращают на себя внимание специфические изменения игровой деятельности. Они проявляются в двух типах нарушений: либо игра отсутствует вовсе или не соответствует возрастному уровню ребенка. В некоторых случаях, как, например, у детей с аутизмом игра может приобретать своеобразный характер. Ребенок играет один, однообразно манипулируя отдельными предметами, не обращая внимания на обычные игрушки. Обращает на себя внимание стереотипность игровых действий.
При оценке игры ребенка важно обратить внимание на ее характер. У детей с нарушениями умственного развития игры носят случайный, беспорядочный характер и чаще сводятся к простым манипуляциям с предметами. Таким образом, на основе анамнеза создается предварительное представление об игровой деятельности ребенка. В беседе с родителями важно также выяснить интересы ребенка, особенности его общения с детьми и взрослыми.58
2. Основные методы клинико-психолого-
педагогической диагностики отклонений
психического развития у детей
2. /. Медицинская диагностика
Медицинская диагностика отклонений развития у детей раннего и дошкольного возраста включает общий осмотр, анализ анамнестических данных, оценку соматического, неврологического и психического состояния. Клинический диагностический процесс разделяется на несколько этапов. На первом эта-п е выявляются основные неврологические и психопатологические синдромы, устанавливается взаимосвязь между ними и предположительная локализация патологического состояния ЦНС. На втором этапе ставится задача определения характера аномального развития и его сущности. На этом этапе особенно важное значение имеет выявление генетических синдромов и различных заболеваний ЦНС, обусловливающих отклонения в развитии.
На третьем этапе ставится задача этио-патогенети-ческой диагностики и оценки прогноза.
Важное значение для клинической диагностики имеет нейрофизиологический, биохимический, генетический и другие методы обследования.
Таким образом, клинический метод исследования предполагает комплексный подход, включающий оценку этиологии, патогенеза, структуры ведущего дефекта и осложняющих его нарушений, анализ взаимосвязи психопатологических и неврологических нарушений. Такой подход в сочетании с качественной оценкой психолого-педагогических данных определяет возможность постановки клинического диагноза и проведения дифференциальной диагностики. Дифференциальная диагностика позволяет установить окончательный, т.е. клинический диагноз.
Клиническая диагностика основывается на знании основ-ньи закономерностей возрастного развития нервно-психических Функций.
Важное значение в клинической диагностике имеет феноти-пический анализ, т.е. оценка комплекса внешних признаков Ребенка. Особенности фенотипа определяются в значительной степени генотипом, т.е. комплексом генов. Поэтому многие отклонения в развитии, связанные с наследственными заболеваниями диагностируются по внешнему облику ребенка, затем
59диагноз подтверждается при генетическом исследовании. Например, так диагностируется болезнь Дауна.
Генетическое обследование составляет важный раздел медицинской диагностики, поскольку число наследственно обусловленных форм аномального развития достаточно велико. Так, по данным М.Г.Блюминой (1985), число наследственных форм умственной отсталости составляет около 75%. Велика роль наследственных факторов в этиологии раннего детского аутизма, нарушениях слуха и зрения и сложного дефекта.
Для клинической диагностики важное значение имеет установление нозологического диагноза, т.е. выявление определенного неврологического или психического заболевания, обусловливающего отклонения в развитии. Это могут быть наследственно обусловленные заболевания обмена, например, фенилкетону-рия, хромосомные болезни, детские церебральные параличи, гидроцефалия, микроцефалия, эпилепсия, шизофрения, различные синдромальные формы умственной отсталости и сложного дефекта, а также различные менее изученные заболевания, такие как синдром Ретта, синдром Леша-Нихана, гарогоилизм, синдром ломкой Х-хромосомы и многие другие.
Важным методом клинической диагностики является психопатологическое исследование. Оно включает клиническую беседу, наблюдение за поведением ребенка и специально проводимое обследование. При оценке психопатологической симптоматики обязательно учитываются данные неврологического' обследования и соматическое состояние ребенка. При оценке психопатологической симптоматики всегда ставится задача выявления патогенетической зависимости между отдельными клиническими симптомами и синдромами. Диагностическая значимость каждого синдрома оценивается в зависимости от его структуры и сочетаний с другими психопатологическими и неврологическими синдромами. В настоящее время доказано, что все эти формы отклонений в развитии имеют различные причины, но многие из них могут быть связаны с генетическими заболеваниями. Диагностика конкретного нервно-психического заболевания, обуславливающего отклонение в развитии, открывает новые возможности для более эффективного лечения, психолого-педагогической коррекции, прогноза, а также для предупреждения повторных случаев подобного заболевания в семье. Важное значение для диагностики и прогноза имеет выявление связи между двумя видами расстройств: дизонтогенетиче-скими, т.е. признаками нарушенного развития и энцефалопа-60
тическими, связанными с повреждением различных мозговых структур. Например, перед нами ребенок 5 лет с отставанием в развитии речи и моторики. При обследовании логопед выявляет у него общее недоразвитие речи того или иного уровня, педагог отмечает отставание в речевом, психическом и моторном развитии. Все признаки, выявленные этими специалистами относятся к дизонтогенетическим, связанным с нарушением развития тех или иных функций. Детский психоневролог при обследовании такого ребенка, наряду с отставанием в развитии, выявляет у него признаки повышенного внутричерепного давления, нерезко выраженные проявления детского церебрального паралича, судорожную готовность, двигательную расторможен-ность и т.п. Эти признаки относятся к энцефалопатическим, связанным с повреждением, в том числе и «минимальным» тех или иных мозговых структур. Коррекционная работа будет наиболее успешной, если она будет сочетаться со специальным лечением.
Как видно из представленного примера, наличие энцефало-патических расстройств всегда утяжеляет динамику психомоторного развития.
Важное значение в диагностике отклонений в развитии, особенно у детей старшего дошкольного возраста имеет нейропси-хологическое обследование, которое направлено на оценку состояния высших психических функций.
Диагностика некоторых синдромальных форм психического дизонтогенеза
Существует много наследственно обусловленных форм отклонений в развитии, которые сочетаются с нарушениями роста и телосложения1.
Удлиненные конечности и усиленный рост при наличии выраженного отставания в умственном развитии характерны для синдрома церебрального гигантизма — синдрома Сотоса. Это Редкое заболевание неизвестной этиологии. Синдром впервые описан в 1964 году. Характерными его признаками считаются Макроцефалия (увелечение размеров головы), лицевые и черепные аномалии, нарушения интеллекта и речи. При внешнем осмотре обращает на себя внимание удлиненное лицо, крупные
Более подробно см: Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в разви-тии- — М.: «Просвещение», 1992.
61и удлиненные ушные раковины, большой выпуклый лоб, крупные стопы и кисти рук. Среди дополнительных признаков отмечаются дефекты зрения.
Увеличение массы тела и подкожного жирового слоя, отмечаемое с рождения, характерно для синдрома Бе квита-Видема-на. Дети с этим синдромом рождаются с массой тела, превышающей 4 кг, и длиной более 52 см. Могут иметь место как умеренная микроцефалия, так и гидроцефалия. Обращает на себя внимание выступающий затылок, большой лоб. Типичным признаком считается наличие вертикальных бороздок на мочках ушных раковин. Характерно увеличение ряда внутренних органов: печени, почек, поджелудочной железы, реже — сердца. Многие дети в первые годы жизни отстают в речевом и психическом развитии. Хотя интеллект при этом синдроме в большинстве случаев сохранный.
Увеличение массы тела характерно также для особой формы умственной отсталости, обусловленной ломкой Х-хромосомой. Кроме большой массы тела уже в период новорожденное™ обращают на себя внимание внешние особенности ребенка. Это — пухлое лицо с узкими глазными щелями и отечными веками, отмечается некоторое сходство с «китайчатами». Через несколько месяцев из-за плохого роста волос на голове и своеобразных по форме крупных ушей («уши летучей мыши») голова малыша, по характеристике родителей, приобретает некоторое сходство с «заячьей».
К году брови становятся более широкими, глазные щели приобретают лунную форму. Все большее внимание начинает обращать на себя непропорционально большая голова этих детей. В отличие от детей с гидроцефалией, имеет место равномерное увеличение как мозговой, так и лицевой части черепа. По выражению родителей, наблюдается «взрослая голова» у маленького ребенка.
К 2—3 годам лицо ребенка меняется: оно становится продолговатым (вначале увеличивается лоб, затем средняя часть лица и челюсти, а также ушные раковины).
К этому же возрасту все более отчетливо проявляется общая моторная неловкость, «неуклюжесть» ребенка, обусловленная недостаточной координацией движений.
Более отчетливо проявляются специфические особенности поведения: манерность, вычурность, избирательность общения, -что часто требует проведения дифференциальной диагностики с ранним детским аутизмом (РДА).62
Затем постепенно увеличиваются кисти и стопы, а также коленные, локтевые и другие суставы. При этом особенно крупными выглядят колени.
Для большинства детей мужского пола характерно постепенное увеличение яичек, в ряде случаев и пениса.
Обращают на себя внимание светлые радужки, светлые волосы, широкая форма носа; бледность кожи с повышенной ее эластичностью и чрезмерной разгибаемостью суставов. Нередко наблюдаются и дефекты скелета в виде сколиоза.
Все представленные признаки сочетаются с отставанием речевого и психического развития и своеобразными нарушениями поведения.
Отставание в росте и массе тела при наличии нарушений психомоторного развития типично для многих наследственных заболеваний обмена.
Раннее выявление метаболических дефектов при массовом скрининге способствует ранней диагностике, а в ряде случаев и предупреждению тяжелых форм умственной отсталости.
Метаболические дефекты являются частой причиной тяжелых отклонений в развитии. Они встречаются с разной частотой. Наиболее распространенной из них является фенилкетонурия (ФКУ), частота которой составляет 1:10 000 новорожденных.
В настоящее время разработаны методы пренатальной диагностики многих врожденных форм нарушений обмена.
Начальные признаки наследственных метаболических дефектов обычно проявляются в течение первого года жизни. Прежде всего начинают выявляться нарушения со стороны ЦНС. Время появления первых клинических признаков, степень их выраженности и темп прогрессирования нервно-психических расстройств при врожденных нарушениях обмена очень вариа-бильны даже при одном и том же заболевании и зависят как от характера метаболического дефекта, так и от остаточной активности дефектных ферментов.
Существует несколько клинических вариантов течения наследственно обусловленных нарушений обмена веществ.
Первый вариант характеризуется ранним проявлением неврологических расстройств и острым течением.
При этом варианте рано (с рождения или в первые дни и недели жизни) выявляются общемозговые нарушения, которые Могут проявляться в виде нарушений сознания, общего беспокойства ребенка, резкого пронзительного крика, нарушениях сна, судорогах. В особо тяжелых случаях наблюдаются также
63нарушения дыхания и глотания. Такой ребенок нуждается в срочных реанимационных мероприятиях и обязательном стациони-ровании.
При втором варианте клиническая симптоматика также выражена с рождения, но течение ее более медленное. В первые месяцы жизни часто обращает на себя внимание повышенная возбудимость ребенка, нарушение сна, беспричинный крик, реже наблюдается вялость, общая заторможенность.
Оставание в психомоторном развитии наиболее отчетливо начинает проявляться со второго полугодия жизни.
Такое течение характерно для фенилкетонурии, гистидине-мии, гиперкальциемии (синдрома «лица эльфа», или синдрома Вильямса), а также для синдрома Лоуренса-Муна-Барде-Бидля И некоторых других наследственных заболеваний.
При третьем варианте клиническая симптоматика проявляется через несколько месяцев после рождения, иногда к концу первого-второго года жизни с регрессом отдельных уже сформированных нервнопсихических функций. Примером такого заболевания является синдром Ретта.
Рассмотрим принципы ранней диагностики нервно-психических заболеваний и отклонений в развитии при втором варианте проявления клинической симптоматики.
Известно, что многие формы отклонений в развитии могут быть связаны с наследственно обусловленными дефектами обмена. Наиболее распространенным таким заболеванием является фенилкетонурия (ФКУ).
ФКУ наблюдается примерно у 1% умственно отсталых детей.
Уровень развития интеллекта при ФКУ колеблется от нормы до глубокой идиотии. Прогрессирующее течение заболевания особенно выражено в первые 2—3 года жизни.
Признаки заболевания проявляются на первом году жизни. У одних детей в нерезкой степени выраженности они проявляются уже в период новорожденности, у других — на первом году жизни. В этих случаях у ребенка постепенно пропадает интерес к окружающему, задерживается психомоторное развитие. Ребенок становится беспокойным либо вялым и безразличным к окружающему. Наиболее характерна смена периодов возбуждения и общей заторможенности. Нередко первые признаки заболевания совпадают с введением прикорма или каким-либо простудным заболеванием. Постепенно ребенок все больше и больше начинает отставать в физическом и психическом развитии, формируются признаки умеренной микроцефалии.
64
Известно, что дети с ФКУ — это блондины со светлой кожей голубыми глазами. Для многих, из них характерны проявле-ния экссудативного диатеза, дерматиты, экзема, которые также наиболее резко начинают проявляться с введением прикорма. Кроме того, часто наблюдается повышенная потливость с характерным неприятным запахом.
При неврологическом обследовании выявляются нарушения мышечного тонуса, дрожание пальцев рук, иногда насильственные движения.
Отставание в психомоторном развитии выявляется на первом году жизни. Задержано формирование всех двигательных навыков: ребенок начинает поздно сидеть, стоять, ходить.
Прогностически неблагоприятными признаками являются микроцефалия и судорожные припадки, которые обычно появляются во втором полугодии жизни.
Во всех случаях нарушено формирование речи. При тяжелых формах заболевания у детей не формируются навыки самообслуживания и опрятности. Кроме того, наряду с интеллектуальной недостаточностью, выявляются и разнообразные нарушения эмоциональной сферы и поведения. Многие дети не стремятся к общению, эмоции их бедные и неадекватные, у некоторых из них наблюдаются немотивированные страхи. По особенностям нарушений эмоциональной сферы больные с ФКУ могут напоминать детей с аутизмом.
Нарушения поведения у детей с ФКУ проявляются в виде общей расторможенности, аффективной возбудимости, часто с приступами гнева и ярости.
Диагноз заболевания ставится на основе исследования содержания фенилаланина в плазме крови и определения избыточного выделения с мочой кетокислот.
Основу лечения составляет специальная диета с ограничением белков, с добавлением углеводов, минеральных солей и витаминов. Широко применяются специальные белковые гидролизаты. Из рациона питания исключаются все продукты с большим содержанием белка: мясо, яйца, сыр, творог, орехи и др. В строго ограниченном количестве даются молоко и картофель. В питание Ребенка включаются такие продукты, как морковь, капуста, по-мидоры, салат, яблоки, апельсины, мед, варенье. В ходе лечения Постоянно проводится биохимическое исследование.
Если в семьях, кроме детей с ФКУ, имеются и здоровые, то Рекомендуется, чтобы они с раннего возраста находились под
наблюдением педиатра и детского невропатолога или психиатра.
65Гистидинемия. В основе заболевания лежит врожденное отсутствие или резкая недостаточность фермента гистидазы, что приводит к повышению содержания в крови гистидина, а последний оказывает токсическое воздействие на ЦНС,
При полном отсутствии фермента заболевание проявляется в первые месяцы жизни и быстро прогрессирует, часто приводя к смертельному исходу.
При малой активности фермента заболевание развивается постепенно и проявляется в виде отставания в умственном и речевом развитии; кроме того, у этих детей часто наблюдаются нарушения слуха. У многих детей отмечаются эмоционально-поведенческие расстройства в виде повышенной возбудимости, агрессивности, страхов.
Внешний облик детей несколько напоминает больных с ФКУ: дети также светловолосые и голубоглазые.
Диагноз подтверждается биохимическими исследованиями. Основу лечения составляет диетическое питание. Все продукты животного происхождения включаются в рацион питания очень осторожно, с учетом содержания гистидина в крови.
Синдром «лицо эльфа». Заболевание проявляется прежде всего в характерном внешнем облике ребенка, особенно обращает на себя внимание своеобразие его лица: щеки опущены вниз, маленький подбородок, большой рот, полные губы, особенно нижняя, своеобразный разрез глаз, со сходящимся косоглазием и припухшими веками. Характерны синеватые склеры и ярко-голубые радужки со своеобразной «звездчатостью».
Отмечаются также своеобразные особенности в строении тела: отставание р росте и массе тела, сочетается с удлиненной шеей, узкой грудной клеткой^Характерна также повышенная разги-баемость суставов.
Умственная отсталость сочетается с пороками сердца и сосудов. Диагностика основывается на характерных внешних особенностях ребенка.
Причина заболевания неясна. Высказывается гипотеза о мо-ногенно обусловленном поражении с доминантным типом наследования. Вместе с тем, во многих случаях заболевание проявляется как вновь возникшая мутация. Высказывается мнение о специфической наследственной предрасположенности при взаимодействии с неблагоприятными внешнесредовыми факторами. Одним из которых может быть повышение концентрации витамина Д в крови беременной женщины.
66
В раннем возрасте при повышении уровня кальция в крови ограничивают потребление кальция и витамина Д. Однако нормализация уровня кальция в крови, к сожалению, не предотвращает нарушения умственного развития.
При обследовании ребенка следует обратить внимание на наличие ожирения. Существует много форм различных нервно-психических заболеваний, сочетающихся с ожирением. Одним из них является синдром Лоуренса — Муна-Барде-Бидля. Впервые заболевание описано в 1866 г. Для него характерны следующие пять признаков: ожирение, гипогенитализм (недоразвитие половой системы), умственная отсталость, пигментная дегенерация сетчатки и полидактилия (увеличение количества пальцев на кистях и (или) стопах). Сочетание этих признаков встречается не так часто, обычно имеют место неполные проявления синдрома. Заболевание одинаково часто встречается у лиц мужского и женского пола. При данном заболевании наблюдаются разнообразные нарушения обмена: жирового, белкового, минерального.
Характерен внешний вид больных: прежде всего, это ожирение с обильным отложением жира на лице (лицо приобретает вид «полной луны»), на груди, на животе, ягодицах и бедрах. Обычно ребенок рождается с большим весом и быстро начинает полнеть.
Ожирение сочетается с заболеванием глаз (дегенерацией пигментного слоя сетчатки). Заболевание глаз начинается к младшему школьному возрасту и медленно прогрессирует до полной слепоты.
Обязательным признаком заболевания является полидактилия (наличие дополнительного пальца), которая обычно сочетается с полным или частичным сращением соседних пальцев кисти или стопы — с синдактилией. У детей имеет место интеллектуальная недостаточность, которая медленно прогрессирует.
В первые годы жизни отставание в психическом развитии проявляется нерезко, а обращает на себя внимание прежде всего недоразвитие речи. При этом заболевании может также наблюдаться нистагм, различные отклонения в строении скелета, а также нарушения слуха и двигательные расстройства.
Характерным обязательным признаком является проявление гипогенитализма: половые органы и вторичные половые признаки развиваются со значительным отставанием. У мальчиков половой член уменьшен в размерах, яички часто не спущены в мошонку. У девочек в ряде случаев отмечается первичная аме-норрея (отсутствие менструации).
67В структуре интеллектуального дефекта при этом заболевании отмечаются проявления психоэндокринного синдрома: слабость побуждений, расстройства настроения, нарушения влечений.
В первые годы жизни отставание умственного развития может проявляться нерезко, но заметна значительная задержка в развитии речи.
В неврологическом статусе постоянными признаками являются горизонтальный нистагм, общая мышечная гипотония, ве-гето-сосудистая дистония.
Характерна общая дисплазия строения, различные аномалии строения скелета.
К непостоянным проявлениям относятся следующие: нарушения слуха различной степени, вплоть до полной глухоты; брахи- и микроцефалия; кифоз, сколиоз, кифосколиоз; спастические параличи нижних конечностей.
В ряде случаев наблюдаются нарушения со стороны почек. Встречаются также аномалии сердечно-сосудистой системы: неза-ращение межпредсердной перегородки, артериального протока.
Синдром трудно диагностировать в связи с его полиморфизмом и отсутствием специфической клинической картины при рождении.
Истинная причина заболевания выяснена недостаточно. В большинстве работ данный синдром рассматривается в структуре наследственных болезней жирового обмена. Отметим, что для данного синдрома характерны нарушения не только жирового, но и белкового, минерального обменов.
Сочетание ожирения с выраженным остыванием в росте, недоразвитием половых органов имеет место у детей с синдромом Прадера-Вилли. Заболевание проявляется уже у новорожденного в виде резко выраженного снижения мышечного тонуса. Ребенок при пеленании «лежит пластом», не сосет. В первые месяцы жизни таких детей кормят через зонд или с помощью пипетки. Характерно отставание в развитии статистических и локомоторных функций. Ходить эти дети начинают лишь на третьем-четвертом году жизни.
Для этого заболевания типично множество диспластических признаков: это своеобразно вытянутая форма черепа, низко расположенные и деформированные ушные раковины, сходящееся косоглазие и др. Часто наблюдается частичная синдиктилия (сращение пальцев) на стопе. Характерны проявления гипоге-нитализма: крипторхизм у мальчиков, недоразвитие больших и малых половых губ у девочек.68
В раннем возрасте эти дети проявляют достаточную эмоциональность и жизнерадостность. Однако очень рано выявляется умственная отсталость различной степени выраженности, которая часто сочетается с психопатоподобным поведением. Характерны также эмоционально-личностные нарушения в виде недифференцированного и добродушного отношения к окружающим, а также повышенная внушаемость и пассивная под-чиняемость.
Существует множество и других наследственно обусловленных отклонений в развитии, проявляющихся прежде всего в характерном внешнем облике ребенка.
К ним прежде всего относится синдром Дауна. Заболевание описано в 1866 году. В 1959 Лежен обнаружил в кариотипе этих детей трисомию по 21 хромосоме. Позже генетики при синдроме Дауна выявляли и другие хромосомные изменения. Они названы «тнаслокацией» и «мозаичностью». Транслокационные формы болезни Дауна отмечаются в 3,2% случаев. При этом варианте общее число хромосом в кариотипе 46, дополнительная 21-я хромосома перемещена на какую-либо другую аутосому. При этом варианте синдрома Дауна один из внешне здоровых родителей может быть носителем сбалансированной транслокации.
Транслокационный вариант синдрома Дауна в половине случаев имеет наследственный характер и в половине возникает приобретенным путем. При этом варианте возникновение заболевания не зависит от возраста матери.
Мозаичные варианты синдрома Дауна составляют около 2% от всех случаев заболевания. При них в организме одновременно обнаруживаются трисомные и нормальные клетки. Часто при мозаичных формах интеллект страдает в меньшей степени. Однако риск повторного рождения больного ребенка при мозаичном варианте такой же, как и при трисомии.
Частота синдрома Дауна составляет 1:700 новорожденных. Основные признаки заболевания обнаруживаются сразу же после рождения. Характерны уменьшенные размеры головы, уплощенный и скошенный затылок, узкие глазные цели, нависающее как бы третье веко, плоское лицо с выступающими скуловыми Дугами. Ушные раковины малы и асимметричны, мочки часто Деформированы и приращены, высокое небо, полуоткрытый рот, большой язык, губы толстые в трещинах, волосы на голове скудные и сухие.
Характерны выраженные диспластические изменения скелета, аномалии в строении грудной клетки, конечностей, паль-
69цы рук укорочены, мизинец искривлен. Нередко можно отметить увеличение промежутка между первым и вторым пальцами стоп, синдрактилию 3 и 4 пальцев. Недоразвитие связочного аппарата приводит к чрезмерной подвижности в суставах. На ладони нередко наблюдается полная поперечная складка.
Все эти проявления общей дисплазии сочетаются с недоразвитием и пороками формирования ряда систем. Наиболее часто наблюдаются врожденные пороки сердца; различные зрительные нарушения (врожденная катаракта, микрофтальм, близорукость, астигматизм). Характерна высокая частота кондуктив-ных нарушений слуха.
Во многих случаях отмечаются эндокринные нарушения: ожирение, снижение основного обмена, что многими авторами связывается с понижением функции щитовидной железы. Характерно также недоразвитие половых желез и вторичных половых признаков.
Все двигательные навыки при синдроме Дауна развиваются с выраженной задержкой, что в значительной степени обусловлено мышечной гипотонией и отставанием в развитии посту-ральных реакций.
Нарушения интеллекта варьируют от самых тяжелых степеней умственной отсталости до умеренных и более легких. Во всех случаях характерно сочетание недостаточности логического мышления с выраженной его тугоподвижностью.
Интеллектуальные и двигательные нарушения при синдроме Дауна во всех случаях сочетаются с нарушениями речи.
Диагностика синдрома Дауна не вызывает особых трудностей. Основной проблемой в настоящее время является коренное изменение общественного мнения и мнения специалистов относительно возможности развития и обучения этих детей и интеграции в среду здоровых сверстников. Важное значение имеет разработка и реализация специальных программ по их творческому развитию.
В настоящее время в России создана Ассоциация Даун синдром, которая в содружестве с ассоциациями других стран разрабатывает программы воспитания, развития и обучения этих детей. Мы верим, что потенциальные возможности развития этих детей могут быть раскрыты в значительно большей степени, чем это осуществлялось до последнего времени.
Важное место в системе медицинской диагностики отклонений развития отводится обследованию ЦНС.
Такое обследование предусматривает оценку состояния органов зрения и слуха, вестибулярного аппарата. При анализе
70
двигательно-рефлекторной сферы особое внимание обращается на функцию языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов, иннервирующих мускулатуру мягкого неба, гортани, глотки, языка. Поражение этих нервов, их ядер или направляющих к ним проводящих путей ведет к нарушениям звукопроиз-ношения, сочетающихся с расстройствами голоса и интонации (дизартрией). При дизартрии страдает звукопроизношение в сочетании с нарушениями артикуляции, дыхания и голосообразо-вания.
Бульбарная дизартрия возникает при поражении самих нервов или ядерных образований. У детей затруднено глотание, снижен глоточный рефлекс, часто атрофированы мышцы языка.
Псевдобульбарная дизартрия имеет место при двустороннем поражении кортико-нуклеарных путей. Нарушения звукопроиз-ношения при этой дизартрии сочетаются с повышением тонуса мышц языка, гиперсаливацией, усилением глоточного рефлекса.
При обследовании двигательной сферы ребенка раннего возраста особое внимание обращается на состояние безусловных рефлексов и рефлексов позы. Отмечается состояние мышечного тонуса и координации движений.
Важное значение имеет выявление так называемых непроизвольных движений — гиперкинезов.
При оценке неврологической симптоматики важно отметить является ли она диффузной или локальной, имеет ли место преобладание правосторонней или левосторонней симптоматики. Особенно важно отметить неврологические признаки корковой локализации поражения: дифференцированный характер парезов, нарушения динамического и кинестетического праксиса, наличие двигательных и речедвигательных персерваций.
Ранняя диагностика детского церебрального паралича Что такое детский церебральный паралич
Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в Недостатке или отсутствия контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.
При ДЦП имеет место раннее, обычно внутриутробное по-вреждение или недоразвитие мозга. Причины этих нарушений могут быть разными: это различные хронические заболевания
71будущей матери, а также перенесенные ею инфекционные, особенно вирусные заболевания, интоксикации, несовместимость матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности и др. Предрасполагающими факторами могут быть недоношенность или переношенность плода.
В некоторых случаях причиной ДЦП может быть акушерский травматизм, а также затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к повреждению нервных клеток, головного мозга ребенка в связи с недостатком кислорода. Иногда ДЦП возникает после рождения в результате инфекционных болезней, осложняющихся энцефалитом (воспалением мозгового вещества), после тяжелых ушибов головы.
ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием. При дифференциальном диагнозе ДЦП с различными двигательными расстройствами прежде всего следует учитывать данные анамнеза. В анамнезе детей, страдающих церебральным параличом, часто имеются указания на патологическое протекание беременности у матери и родовую травму с применением акушерских методов родовспоможения. Ребенок обычно рождается в асфиксии, часто с признаками внутричерепной травмы: оценка по шкале Апгар низкая — 2—6 баллов, при оптимальной 9—10 баллов.
В период новорожденное™ у детей с ДЦП часто отмечается общее беспокойство, тремор (дрожание ручек, подбородка), повышение, или, напротив, резкое снижение мышечного тонуса, иногда отмечаются увеличение размеров головы, повышение сухожильных рефлексов, отсутствие или слабость крика, нарушения сосания за счет слабости сосательного рефлекса, нередко имеют место судороги.
Уже в первые месяцы жизни проявляется отставание психомоторного развития, которое сочетается с запаздыванием в угаса- | нии безусловно рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотони-ческие рефлексы. При нормальном развитии к 3 месяцам жизни эти рефлексы уже не проявляются, что создает благоприятные условия для развития произвольных движений. Сохранение даже отдельных элементов этих рефлексов после 3—4 месяцев жизни является симптомом риска или признаком поражения ЦНС.
Среди рефлексов, неблагоприятно влияющих на развитие моторики, наибольшее значение имеют следующие.
Лабиринтный тонический рефлекс, который проявляется при изменении положения головы ребенка в пространстве. Так, в
72
положении на спине при выраженности этого рефлекса нарас-,ает тонус мышц-разгибателей. Это определяет характерную позу
|ребенка на спине: голова запрокинута назад, бедра приведены, повернуты — внутрь, при тяжелых формах ДЦП — перекрещены; руки разогнуты в локтевых суставах, ладони повернуты вниз, пальцы сжаты в кулаки.
При выраженности лабиринтного тонического рефлекса в положении на спине ребенок не поднимает голову или делает это с большим трудом. Он не может вытянуть руки вперед и взять предмет, подтянуться и сесть, поднести руку или ложку ко рту. Это препятствует развитию навыков сидения, стояния, ходьбы, самообслуживания, произвольного захвата предмета под контролем зрения.
В положении ребенка на животе влияние этого рефлекса проявляется в повышении тонуса мышц-сгибателей, что определяет характерную позу: голова и спина сгибаются, плечи вытягиваются вперед и вниз, руки согнуты под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, бедра и голени приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят. Такая вынужденная поза тормозит развитие произвольных движений: лежа на животе, ребенок не может поднять голову, повернуть ее в сторону, вытянуть руки для опоры, встать на колени, принять вертикальное положение, повернуться с живота на спину.
Отставание моторного развития и нарушения произвольных движений составляют структуру ведущего дефекта и связаны с поражением двигательных зон и приводящих путей головного мозга.
В зависимости от тяжести поражения может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. При этом страдают, в первую очередь, наиболее тонкие дифференцированные движения — поворот ладоней и предплечий вверх (супинация), дифференцированные движения пальцев рук. Ограничение произвольных движений при ДЦП всегда сочетается со снижением мышечной силы.
Ограниченность или невозможность произвольных движений задерживает развитие статических и локомоторных функций.
У детей с церебральным параличом нарушена возрастная последовательность формирования двигательных навыков. Мотор-Ное развитие у детей с церебральным параличом не просто за-Держано в темпе, а качественно нарушено на каждом возрастном этапе.
Имеется несколько форм детского церебрального паралича в зависимости от повреждения определенных систем мозга.
732.2. Психопатологическое исследование
Психопатологическое исследование направлено на выявление ведущего психопатологического синдрома, вторичных и осложняющих нарушений, состаатяющих в своей совокупности качественную структуру аномального развития.
Важное значение имеет диагностика резидуально-органиче-ских нервно-психических расстройств, а также дифференциальная диагностика различных вариантов психического дизонтогене-за, включая различные формы задержек психического развития, нозологически специфические формы умственной отсталости, сенсорные, двигательные и сложные дефекты.
Кроме того, особое внимание обращается на диагностику неврологических и психических заболеваний, которые на начальных своих этапах могут проявляться в виде различных форм психического дизонтогенеза.
В процессе диагностики постоянно прослеживается взаимосвязь интеллектуально-познавательных и эмоционально-личностных нарушений. Особо важное внимание уделяется диагностике психогенно обусловленных поведенческих и личностных нарушений, а также невротическим и неврозоподобным реакциям.
Психопатологическая диагностика проводится с учетом качественной структуры ведущего дефекта, возрастного фактора, данных неврологического и параклинического обследования.
Таким образом, клиническая диагностика позволяет не только дифференцировать детей с различными формами психического дизонтогенеза, но и с привлечением этиопатогенетических и параклинических данных определять причину, механизм, распространенность и локализацию поражения или дисфункции мозга и, таким образом, научно обосновывать индивидуальные программы лечебно-педагогической коррекции, школьный и социальный прогноз.
При психопатологическом обследовании важное значение имеет учет возрастных закономерностей нервно-психических отклонений у детей раннего и дошкольного возраста.
Возрастной фактор рассматривается как важный компонент патогенеза (В.В.Ковалев, 1979, Г.Е.Сухарева, 1955), который определяет специфику многих психопатологических отклонений.
Начальные проявления многих психических заболеваний У детей раннего возраста могут проявляться в своеобразиях их игровой деятельности, патологическом фантазировании, нару-
74
щениях речи и коммуникативного поведения, страхах, двигательной расторможенности, повышенной эмоциональной возбудимости и агрессивности.
2.3. Психолого-педагогическая диагностика
Методология психолого-педагогического обследования основывается на целостности и конкретности педагогической диагностики. На первом этапе оценивается имеющийся уровень психического развития, на последующем — определяется зона ближайшего развития.
Во всех случаях педагогу и психологу важно оценить обучаемость ребенка, т.е. возможность усвоения знаний и способов действий.
Методика обследования включает наблюдение за игрой и поведением ребенка, оценку коммуникативного поведения, контактности ребенка, адекватность его реакций на одобрение и неудачи в работе и замечания педагога.
Важное значение имеют методы диагностики развития в обучении (А.К.Маркова, А.Г.Лидерс, Е. Л .Яковлева, 1992).
Для оценки уровня умственного развития, наряду с качественным психолого-педагогическим анализом, используются различные адаптированные традиционные психометрические тесты.
Особенно большое значение придается индивидуальному диагностическому эксперименту, который представляет собой реализацию экспериментально-генетического метода Л.С.Выготского, а также методу «педагогической оценки».
2.4. Основные методы педагогической диагностики
Изучение анамнеза, наблюдение.
Педагогической диагностике предшествует знакомство педагога с данными анамнеза относительно развития ребенка, Начиная с первых месяцев жизни. Известно, что различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к отставанию в психическом развитии.
При оценке анамнеза важно обратить внимание на наследственную патологию в семье, отметить возможность неблагоприятного воздействия на развитие ребенка различных вредных факторов в период внутриутробного развития или после рождения. Следует внимательно ознакомиться с данными медицинского обследования.
75После этого, используя метод свободного наблюдения, предложить ребенку различный игровой материал. Наблюдая свободную игру и деятельность ребенка, можно выявить специфику особенности, отличающие его игру от игры здоровых сверстников. Важно обратить внимание на особенности поведения ребенка, развитие его моторики и речи, отметив устойчивость походки, специфику манипулятивной деятельности рук, наличие насильственных движений, оценив ведущую руку.
Особое внимание следует обратить на особенности эмоционально-волевой сферы, поведение, контактность. При этом отмечают как быстро ребенок устанавливает контакт со взрослым, смотрит ли он ему в лицо, насколько адекватны его мимика, жесты, поведение.
Уже в процессе диагностического педагогического наблюдения можно выявить детей с нарушениями общения — ранним детским аутизмом, детей с церебральным параличом или гиперактивным поведением.
Обращается также внимание на повышенную истощаемость и пресыщаемость ребенка в процессе спонтанной игровой деятельности, оцениваются реакции на одобрение и замечание. Кроме того, очень важно, чтобы педагог научился профессионально оценивать общий облик ребенка, выявляя микро- или макроцефалию, наличие ожирения и т.п.
Метод «педагогической оценки» в диагностике отклонений в развитии
Важной задачей системы диагностического обследования детей с отклонениями в развитии является оценка качественных особенностей структуры ведущего дефекта и осложняющих его нарушений. Для решения этой задачи, помимо комплексного клинико-психолого-педагогического обследования, большое значение имеет метод «педагогического анализа» или «структурного исследования», при котором ведущее значение придается качественному анализу самого процесса выполнения задания и выяснению причин, определяющих трудность его выполнения. Только при таком подходе появляется реальная возможность прогнозирования уровня потенциальных возможностей психического развития ребенка, т.е. выявление «зоны ближайшего развития» по Л.С.Выготскому. Метод «педагогического анализа» в диагностике аномального развития ребенка был разработан в исследованиях Э.Хейссерман (1964). Для эффективного
76
использования данного метода важное значение имеет правильный подбор специального экспериментального материала, предъявление его в определенных стандартных условиях, а также подбор специальных экспериментальных ситуаций. Таким путем возможна оценка качественных особенностей деятельности ребенка, выявление не только уровня его интеллектуального развития и осложняющих это развитие нарушений, но и особенностей эмоциональных реакций и поведения.
Данный метод исследования позволяет составить представление об уровне развития отдельных функций, структуре ведущих и осложняющих дефектов, а также о компенсаторных возможностях развития.
Использование разнообразных способов предъявления заданий основывается на учете интеллектуальных, сенсорных, двигательных, речевых, поведенческих и эмоциональных особенностей в их взаимосвязи, т.е. на целостном интегративном подходе. Во всех случаях важно учитывать особенности умственной работоспособности ребенка и предупреждать возможность его утомления.
Подбор специальных экспериментальных ситуаций с созданием облегчающих выполнение заданий условий с помощью регуляции деятельности ребенка, повышения уровня его мотивации позволяет оценить зону ближайшего развития тех или иных функций и общий потенциал психического и личностного развития.
При использовании данного метода возможна не только ранняя диагностика аномального развития при сложных дефектах, но и выявление индивидуально-типических его особенностей при различных формах психического дизонтогенеза, что имеет важное значение для дифференциации приемов психолого-пе-дагогической коррекции и лечения, а также прогноза развития и разработки индивидуальных стандартов обучения.
Метод педагогической оценки уровня психического развития в ряде случаев является единственно педагогически надежным при обследовании и диагностике наиболее сложного контингента детей с множественными отклонениями в развитии, тяжелыми нарушениями речи, детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, бисенсорными и другими Дефектами, а также при обследовании детей с выраженными проявлениями эмоциональной депривации и педагогической за-пущенности.
При диагностике развития в процессе специальных экспериментально-педагогических занятий ребенок может полностью
77не владеть устной речью, или не вступать в речевой контакт за счет негативизма; в силу двигательных расстройств он может не иметь никакой возможности для манипулирования с предметами; при наличии гидроцефального синдрома у него может наблюдаться крайне низкая умственная работоспособность, он может иметь трудности контакта за счет выраженности эмоционально-поведенческих расстройств различного генеза.
Только в процессе подобных занятий становится возможным уточнение диагноза, дифференциация резидуальных состояний и текущих нервно-психических заболеваний, определение наиболее эффективных методов медицинской коррекции, выявление потенциальных резервов развития, определения готовности и целесообразности поступления в различные дошкольные и школьные учреждения.
Подобный метод является особенно эффективным, если он сочетается с динамическим медицинским наблюдением ребенка в процессе занятий и лечения.
Метод педагогической оценки имеет важное значение для разработки приемов и методов обучения и коррекции нарушенных функций у различных категорий аномальных детей, а также рекомендаций для родителей.
Для педагогов и воспитателей дошкольных учреждений этот метод дает возможность осуществления обоснованного индивидуального подхода к каждому ребенку, что подводит к интеграции детей с особыми проблемами развития в среду здоровых сверстников. Кроме того, этот метод способствует предупреждению формирования вторичных неадекватных путей компенсации тех или иных отклонений в развитии.
2.4.1. Констатирующий эксперимент
Констатирующий эксперимент после наблюдения является вторым важным этапом психолого-педагогической диагностики.
С помощью специально подобранных методик, с учетом возраста и предварительных данных, полученных в процессе наблюдения за ребенком при медицинском его обследовании, педагог и психолог проводят специальное обследование. В этом обследовании специалист, в отличие от первого этапа обследования, занимает активную позицию и создает специальные условия для наилучшего обследования и оценки состояния тех или иных психических функций. Чаще всего — это специальная игровая ситуация.
78
Обследование проводится по четко разработанному плану и включает оценку восприятия, памяти, функции активного внимания, всех видов гнозиса, пространственных представлений, произвольной регуляции деятельности, всех видов мышления: наглядно-образного, действенного, словесно-логического, речевых функций, а также эмоционально-поведенческой и личностной сферы.
Специально подбираются задания на обследование интеллекта с дифференциацией их на вербальные и невербальные методики. Первые обязательно предполагают речевую активность ребенка. Вторые включают речевую диагностику только в плане понимания инструкций, выполнение же самих заданий основывается на невербальных — перцептивных и моторных способностях.
При оценке уровня сформированности познавательной деятельности выявляется объем знаний и представлений об окружающем с учетом возраста и условий воспитания и окружения ребенка.
При этом, обязательно отмечается уровень понимания обращенной речи. Обследуются функции внимания, памяти, а также возможность ребенка действовать по подражанию и по образцу. У детей преддошколъного возраста обследуется уровень развития соотносящих действий, т.е. возможность совмещать предмет с отверстием, выделять большой и маленький, один и много. Даются задания с пирамидками и коробочками разной величины и формы (ребенку предлагают закрывать коробочки разные по форме и величине).
В процессе специальных игровых заданий обследуется уровень развития зрительного восприятия, прежде всего зрительного вычленения формы и умения соотносить ее с формой других предметов.
Оценивается умение соотносить плоскостную и объемную формы в практических действиях с предметами. С этой целью предлагаются различные задания по типу доски Сегена, т.е. доски с прорезями для выкладывания форм, одинаковых по цвету, но разных по конфигурации. С этой же целью предлагается задание «почтовый ящик» — пластмассовая или деревянная коробка с пятью прорезями разной формы и десять объемных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки. Педагог знакомит ребенка с игрой. В зависимости от возраста и умственно-го развития, характер объяснения задания различный.
Обследуется возможность различения ребенком величины: болыиой-маленький. Затем ребенку предлагаются матрешки, круг-
79лые формочки-вкладки для построения башен. С этой же целью используются всевозможные пирамидки.
Обследуется возможность различения цветов и группировка одинаковых по форме, но разных по цвету предметов, а также зрительное соотнесение цветов.
Особенно важное значение придается оценке сформированности функции начального обобщения: обследуется возможность группировки предметов по цвету, форме, величине. С помощью специальных игр оценивается уровень сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
2.4.2. Обучающий эксперимент
Наряду с констатирующим экспериментом, для диагностики умственного развития обязательно используется обучающий эксперимент, который обычно неразрывно связан с констатирующим. При выполнении тех или иных заданий педагог оказывает ребенку определенную помощь и отмечает, принимает ли он эту помощь и переносит ли он усвоенный способ действия в новые задания. Так, ребенок с ЗПР и умственно отсталый дошкольник в констатирующем эксперименте могут показать сходные трудности при выполнении тех или иных заданий, однако в обучающем эксперименте они проявят существенные качественные различия, которые имеют важное значение для дифференциальной диагностики. Ребенок с ЗПР принимает оказываемую ему помощь педагога и переносит ее в вьшолнение новых заданий. Умственно отсталый ребенок к этому, как правило, не способен. Таким образом, в обучающем эксперименте проверяется предварительное предположение о специфике интеллектуальной недостаточности у ребенка. Обучающий эксперимент проводится в процессе специально организованного педагогического воздействия. Помощь, оказываемая ребенку, строго регламентируется. При оценке показателей обязательно учитывается объем и качество помощи, необходимых для правильного выполнения заданий, а также возможность переноса сформированного навыка в новые условия.
Важное значение имеет дифференциация видов помощи, оказываемой ребенку. Так, эта помощь может иметь лишь стимулирующий характер, либо требуется дополнительное объяснение, введение наглядности, непосредственное участие педагогов в выполнении задания. Например, педагог в присутствии ребенка складывает разрезанную картинку, составляет рассказ80
по серии сюжетных картинок, классифицирует предметы и т.п. Важно, чтобы проведение каждого обучающего эксперимента было тщательно разработано. Полученные таким путем данные имеют важное значение для предварительного прогноза обучаемости ребенка.
2.5. Нейропсихологическое и логопедическое обследование
При нейропсихологическом обследовании дошкольника особенно важное значение имеет определение его потенциальных возможностей с помощью диагностико-обучающего подхода. Обследование всегда проводится в виде игры. Оно включает следующие основные задания:
зрительное узнавание предметов и их изображений, в том числе и недорисованных, заштрихованных; выделение фигуры из фона и т.п.;
слуховое узнавание (слуховой гнозис): узнавание слов, сходных по звучанию, различение ритмических последовательностей;
складывание фигур из палочек;
выполнение заданий с кубиками Кооса;
воспроизведение графического образца;
оценка уровня развития речи;
оценка возможности рассказа по картинке и серии сюжетных картинок;
оценка кинестетического, моторного и речевого праксиса: воспроизведение позы пальцев и артикуляционного уклада;
оценка памяти (заучивание слов);
оценка готовности к письму, чтению, счетным операциям.
Логопедическое обследование включает оценку сформированности связной речи, ее коммуникативной функции, возможности изменения формы существительных мужского и женского рода в пределах всех падежей единственного и множественного числа; возможности изменения глаголов по числам и лицам; оценку звукопроизношения и фонематического анализа. Важное значение имеет оценка различных форм монологической речи (пересказ, рассказ по картинке, серии картин, рассказ — описание).
Особенно важное значение имеет оценка развития мышления. В настоящее время для психологической диагностики уровня умственного развития детей старшего дошкольного возраста применяются различные методики, позволяющие отграничить
81нормально развивающихся детей от сверстников с нарушениями умственного развития.
2.6. Диагностика развития мыиыения
В настоящее время установлено, что у всех детей с особыми проблемами развития имеют место выраженные в разной степени отклонения в развитии мышления. Механизмы этих отклонений различны: в одних случаях они связаны с недоразвитием наиболее поздно формирующихся мозговых структур, в других — со специфическими нарушениями умственной деятельности, что обусловливает трудности в приеме и передаче информации. Последний фактор, согласно данным В.ИЛубовского, является общей закономерностью аномального развития. Кроме того, отставание в развитии словесных форм мышления характерно для детей с тяжелыми системными нарушениями речи.
Известно также, что отставание в развитии наглядно-действенного мышления у детей с церебральным параличом может задерживать формирование мыслительных операций в целом и прежде всего словесно-логического мышления.
В практике диагностики все задания на обследование мышления условно разделены на две группы:
первая группа методик направлена на оценку состояния наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного);
вторая группа методик направлена на обследование вербальных (словесных) форм мышления.
Известно, что мыслительная деятельность представляет собой целостный процесс, включающий операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и систематизации. При психологической оценке мышления важно оценить степень сформированности всех этих операций.
Принципиальным положением методологии и диагностики нарушений мышления является определение не только актуального уровня его развития, но и потенциальные возможности, т.е. «зону ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому). С этой целью специально оценивается восприимчивость ребенка к различным видам помощи. Подобный подход в коррекци-онной педагогике разработан многими ведущими специалистами (М.С.Певзнер, Т.В.Розановой, Т.В.Егоровой и др.). При этом важное значение для диагностики имеет не только степень, но и характер помощи педагога ребенку.
82
Методики для оценки разных форм мышления должны быть тщательно подобраны с учетом возраста и включать задания с различными степенями сложности. Обследование начинается с предъявления методик, направленных на диагностику наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, т.е. на первом этапе диагностики оценивается сформированность мышления на практическом уровне. С этой целью ребенку предлагаются задания разбора и складывания пирамидки, задания с досками Сегена, «почтовый ящик», простые варианты «Кубиков'Косса», постройки из палочек по образцу и др.
Следующая серия заданий направлена на оценку вербалъно-логических форм мышления. Эти методики включают задания на определение понятий, сличение и различение понятий, вербальные аналогии и классификацию предметов. Кроме того, предлагаются задания на исключение предметов, оценку понимания сюжетных картин, понимание рассказа со скрытым смыслом, басни.
Все эти задания подбираются в зависимости от возраста и предполагаемого умственного развития ребенка.
Одной из основных методик психологического обследования является классификация предметов. С помощью этой методики обследуется сформированность процессов обобщения и абстрагирования. Кроме того, она дает возможность судить и об особенностях памяти, внимания, умственной работоспособности, критичности и других личностных реакциях.
При проведении обследования ребенку предъявляется набор картинок с изображениями различных предметов, предполагающих категориальную классификацию (Одежда. Мебель. Посуда. Игрушки. Животные и т.п.). Дается инструкция типа: Посмотри внимательно на картинки и разложи их так, что к чему подходит.
На первом этапе диагностики ребенок работает самостоятельно, а педагог или психолог внимательно наблюдает за его действиями. После того, как ребенок выложил около 20 карточек, приступают ко второму этапу обследования.
На втором этапе диагностики проводится предварительная оценка результатов первого этапа, ребенку задаются вопросы, почему он положил эти картинки вместе, выясняется, как бы он мог назвать каждую из выделенных групп.
На третьем этапе предлагается укрупнить выделенные группы на основе одного общего существенного признака. Задание предлагается детям от 5 до 7 лет. Третий этап задания — с 7 лет.
83Следующим, наиболее часто предлагаемым, заданием является исключение предметов. Целью этого задания также является оценка уровня сформированное™ обобщения.
При проведении обследования ребенку предлагается набор карточек, на которых изображено по четыре предмета. Три из них относятся к одной категории, четвертый, при внешнем сходстве с остальными, не входит в эту категорию. При этом место в наборе «лишней картинки» меняется. Серии наборов составлены на обобщение по цвету, форме, величине и категориальной характеристике.
Ребенку предлагается следующая инструкция: Посмотри внимательно на карточку. На ней нарисовано четыре предмета, три из них похожи, их можно назвать одним словом, а четвертый к ним не подходит. Покажи этот неподходящий предмет и скажи, почему он не подходит, как можно назвать эти три похожих предмета.
В зависимости от успешности выполнения и возраста ребенка задание усложняется.
Задание предлагается детям, начиная с возраста 5 лет, в возрастающей сложности. Дети 5 лет обобщают сходные предметы на функциональном уровне и выделяют «лишний предмет». С 6 лет в обоснование выделения «лишнего предмета» вводится все больше отвлеченных категорий.
Важное место в диагностике словесно-логического мышления имеет методика объяснения содержания сюжетных картин. Она применяется, начиная с возраста 5 лет. Ребенку предлагаются сюжетные картинки различной степени сложности: простые, с наглядным изображением всех событий; усложненные, со скрытым смыслом; нелепицы. Ребенку предлагается рассказать о том, что он видит на картинке, и затем придумать по картинке рассказ.
Следующим заданием является установление последовательности событий с помощью серии сюжетных картинок. Серии включают от 3 до 6 картинок, различной степени сложности: с явным смыслом, со скрытым смыслом и с незавершенным концом действия. Ребенку дается следующая инструкция: Погляди внимательно на картинки. На них представлено одно и то же событие. Определи, с чего все началось, что было потом и чем все закончилось. Задание предъявляется детям, начиная с 5 летнего возраста с сохранной речевой функцией. Ребенок 5 лет с сохранным интеллектом справляется с заданием, в которое входит серия из 3—4 картинок.
84
Детям с 5 лет и старше с сохранной речью предлагается также пересказ прочитанного рассказа со скрытым смыслом с оценкой его понимания.
Важное значение для оценки состояния интеллекта имеет исследование счета и счетных операций. Эти задания направлены на определение степени знания и воспроизведения числового ряда, сформированности умения пересчета предметов в зависимости от их количества и способа предъявления, оценки возможностей воспроизведения на конкретном материале операций больше, меньше, одинаково.
У детей старшего дошкольного возраста важное значение имеет определение осознанности воспроизведения числового ряда. Ребенка просят посчитать до 10 и более, продолжить числовой ряд с определенной точки отсчета.
Предлагаются также задания на пересчет предметов: Считай, сколько здесь палочек, кубиков и т.п.
Оценивается, как ребенок осознает возможность пересчета совокупности разнородных предметов.
Перед поступлением в школу исследуется восприятие цифровых обозначений и их вербализация. Однако, возможность выполнения или невыполнения этого задания не имеет важного диагностического значения, так как она формируется в процессе обучения.
Гораздо большее значение имеет оценка возможности сравнивать группы предметов и без пересчета определять, где предметов больше, где меньше, выполнять задания по инструкции: Положи столько же предметов, сколько у меня. Важно, чтобы ребенок мог выделять без пересчета группы предметов, выполняя задания типа: Дай три, пять и более предметов.
Важное значение для определения сформированности понятия о числе имеют задания, направленные на сравнение количества предметов в двух коробках. На первом этапе выполнения задания ребенок показывает, где предметов больше, где меньше. На втором этапе ему дается инструкция уровнять число предметов в коробках.
При выполнении следующего задания перед ребенком выкладывается определенное число тех или иных предметов (счетных палочек или других). На первом этапе выполнения задания ребенок должен без пересчета назвать число палочек, лежащих на столе. Затем экспериментатор просит ребенка закрыть глаза и в этот момент он либо добавляет, либо убирает несколько палочек. Ребенок должен ответить, что изменилось, что сделал взрослый: убрал или прибавил несколько палочек и сколько.
85Таким образом, на основе комплексной диагностики проводится дифференциация различных форм задержки психического развития, отграничение их от умственной отсталости, оцениваются интеллектуальные возможности детей с тяжелыми нарушениями речи, с церебральным параличом, с ранним детским аутизмом и другими нервно-психическими и соматическими заболеваниями.
Особую специфику имеет обследование детей раннего возраста с нарушениями слуха и речи. В этих случаях важное значение имеет метод наблюдения за поведением и игрой ребенка. Обращается внимание на то, как он играет с кубиками, пирамидкой и другими игрушками. Проявляет ли он к ним интерес и использует ли их по назначению.
- Раздел I. Ранняя диагностика отклонений в развитии и общие подходы к лечебно-педагогической работе.................................. 5
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития................................................................................................................. —
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития.................................................................................................................................. 21
- Глава 3. Основные формы аномального психического развития (клиническая характеристика) ..............................................................26
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии...................................................................................................................................... 52
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития............................................................108
- Глава 3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений.....................................................................................170
- Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения................................................................................................243
- Введение
- Раздел 1. Ранняя диагностика отклонений в развитии и общие подходы к лечебно-педагогической работе
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- Глава 3. Основные формы аномального психического развития (клиническая характеристика)
- Глава 4. Судорожный синдром и наиболее
- 2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии 1. Общие теоретические положения
- 3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведешь.
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического
- Глава 8. Что такое лечебная педагогика