logo

Глава 8. Что такое лечебная педагогика

Лечебная педагогика — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и кор­рекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации.

Лечебная педагогика — это комплексное воздействие на орга­низм и личность ребенка. В ее задачи входит стимуляция умст­венного и физического развития, коррекция имеющихся отклоне­ний в развитии (отставания в психическом развитии, поведении, речи, нарушения общения, моторики и других психомоторных функций) с целью всестороннего развития больного ребенка.

При проведении лечебно-педагогических мероприятий сле­дует опираться на сохранные функции и возможности ребенка.

Лечебная педагогика тесно связана с клинической медици­ной, в первую очередь, с педиатрией, с детской неврологией и психиатрией, а также психотерапией, возрастной физиологией.

Основные задачи лечебной педагогики заключаются в разра­ботке специальных индивидуальных и групповых методов и про­грамм, направленных на коррекцию нарушенных функций и стимуляцию психомоторики ребенка и эмоционально-личност­ное его развитие.

Важнейшей задачей лечебной педагогики является также пси­хотерапевтическое воздействие на ребенка и его семью с разра­боткой индивидуализированных программ семейного вос­питания, семейной психотерапии, адекватного, развивающего взаимодействия матери и ребенка.

На основе анализа структуры ведущих нарушений, обуслов­ливающих отставание в развитии и дезадаптации ребенка к окружающей среде, лечебная педагогика решает как общие пе­дагогические и общевоспитательные задачи, так и сугубо спе-цифические-коррекционные, с учетом специфики аномального развития и индивидуальных особенностей ребенка и его семьи.

Главным принципом лечебной педагогики является тесная взаимосвязь лечебного и педагогического процессов.

121Программа педагогической и воспитательной работы строится с учетом общепедагогических и общевоспитательных задач с ис­пользованием специфических педагогических приемов и методов, дифференцированных в зависимости от характера заболевания ребенка, специфики нарушенного развития, структуры ведущего нарушения, выраженности вторичных отклонений в развитии, об­щего уровня физического и умственного развития, возраста, степе­ни социальной и педагогической запущенности и дезадаптации. Лечебно-коррекционное воздействие должно оказывать по­ложительное влияние не только на ребенка, но и на его семью. Это особенно важно, так как хорошо известно, что в семье, в которой воспитывается больной ребенок, обычно создается осо­бый психологический конфликт, особенно в тех случаях, когда члены семьи начинают ощущать безрезультатность или малую эффективность своих усилий, направленных на стимуляцию раз­вития ребенка. Если же происходит еще и снижение социаль­ного статуса семьи, чаще матери, ухаживающей за больным ре­бенком, то семейный психологический конфликт может углуб­ляться. В этих случаях необходима систематическая семейная психотерапия, одним из основных звеньев которой является обу­чение матери специальным коррекционным приемам и при­влечение ее к работе как со своим ребенком под руководством психотерапевта и педагога-дефектолога, так и постепенно к ра­боте с другими детьми в качестве помощника дефектолога.

Важным принципом лечебной педагогики является необхо­димость индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом наиболее сохранных, «здоровых» нервно-психических функций и положительных свойств личности.

Важным принципом лечебной педагогики является «прин­цип соответствия». Это значит, что требования и нагрузки, предъ­являемые больному ребенку, должны соответствовать состоя­нию его здоровья, его физическим и психическим возможно­стям. Только в этих условиях у ребенка может формироваться уверенность в собственных силах, эмоционально-положитель­ное отношение к занятиям. Рекомендуется, чтобы на началь­ных этапах работы педагогические требования даже несколько отставали от психофизических возможностей ребенка, что бу­дет способствовать повышению его эмоционального тонуса.

Важнейшей задачей лечебной педагогики является умствен­ное воспитание ребенка, при этом особенно важно развивать умственные способности, а не только расширять объем знаний и представлений об окружающем.

122

Различают общую и частную лечебную педагогику. Частная лечебная педагогика основывается на специфике отдельных за­болеваний и отклонений в психомоторном развитии.

В настоящее время роль лечебной педагогики в воспитании и подготовке к обучению детей с отклонениями в развитии рез­ко возрастает. Это обусловлено как увеличением числа детей, нуждающихся в специальной лечебно-педагогической помощи, так и гуманизацией образования, обусловливающей необходи­мость создания специальных условий для возможности успеш­ного обучения каждого ребенка, в том числе и детей с отклоне­ниями в развитии, различными неврологическими, психи­ческими и хроническими соматическими заболеваниями. Уве­личивается число детей, которые без специальной подготовки с применением лечебно-педагогических мероприятий, не могут успешно начать обучение в школе. Условно они объединяются в группу детей с особыми нуждами. Среди них есть дети с задержкой психического развития, речевыми, сенсорными и дви­гательными дефектами, неконтактные дети, больные с хрони­ческими соматическими заболеваниями и, в том числе, с так называемым врожденным иммунодефицитом, когда ребенок при нормальном умственном развитии отличается резкой сомати­ческой ослабленностью и повышенной склонностью к различ­ным заболеваниям внутренних органов. Многие из этих детей являются лежачими больными, и их обучение проводится либо на дому, либо в стационарных детских больницах.

Среди детей с особыми нуждами большую группу составля­ют дети с нервно-психическими заболеваниями и отклонения­ми в развитии. Это дети с задержкой психического развития, речевыми, сенсорными и двигательными дефектами, неконтакт­ные дети, или дети с нарушениями общения, нарушениями по­ведения, больные психическими и неврологическими заболева­ниями, такими как детская шизофрения, эпилепсия, миопатия и многими другими. Особую группу составляют дети со сложны­ми нарушениями в развитии, у которых имеется несколько от­клонений или заболеваний. Например, сочетание отставания в умственном развитии с нарушениями зрения, слуха, поведения, заболеваниями костно-мышечной системы или внутренних ор­ганов, эндокринными и другими расстройствами.

Большое значение для школьной и социальной адаптации этих детей имеет не только характер самого заболевания или вариант аномального развития, но и, прежде всего, время начала лечебно-коррекционных и развивающих мероприятий. В настоя-

123щее время установлено, что рано начатые и проводимые систе­матически лечебно-коррекционные мероприятия и обучение мо­гут в значительной степени способствовать более успешному развитию и социальной адаптации детей, в том числе и детей-инвалидов с наиболее тяжелыми отклонениями в развитии и заболеваниями.

Специфика проведения лечебно-коррекционных мероприя­тий в раннем возрасте, как в семье родителями, так и на специ­альных занятиях педагогами, психологами и логопедами является мало разработанной. Особенно это касается детей с хрониче­скими соматическими заболеваниями, которые часто сочета­ются с нервно-психическими расстройствами, а также детей с нарушениями общения (РДА), нерезко выраженными отклоне­ниями в развитии и сложными, множественными дефектами.

Несмотря на наличие специфических трудностей развития и обучения у каждого из детей этих групп, у них выявляются и некоторые общие трудности и закономерности нарушенного нервно-психического развития. Это прежде всего низкая умст­венная работоспособность, недостаточность концентрации вни­мания, памяти, незрелость эмоционально-волевой сферы, эмо­циональная неустойчивость, отставание в развитии речи, огра­ниченность запасов знаний и представлений об окружающем, недостаточность моторных функций, отставание в развитии про­странственных представлений.

Для некоторых из них характерна аффективная возбудимость, двигательная расторможенность, для других, напротив, вялость, пассивность, недостаточная двигательная и психическая актив­ность, безразличие к окружающему.

Для большинства этих детей характерна недостаточная вы­раженность познавательных интересов, нарушение и замедле­ние приема и переработки сенсорной и речевой информации. К началу школьного обучения у многих этих детей рука «не готова» к письму.

Большие индивидуальные различия в специфике и степени выраженности указанных нарушений развития в значительной степени обусловлены характером и временем поражения ЦНС, спецификой психического, неврологического или соматическо­го заболевания, а также генетически обусловленными особен­ностями органов ребенка.

Большое значение для дальнейшего развития ребенка с от­клонениями в развитии имеет не только характер или вариант аномального развития, но и прежде всего время начала лечеб-

124

но-коррекционных и развивающих мероприятий. В настоящее время установлено, что рано начатые и проводимые системати­ческие лечебно-педагогические коррекционные мероприятия, могут в значительной степени способствовать более успешному развитию и обучению ребенка. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интен­сивно.

Кроме того, на ранних этапах развития дети легче усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если же при отсутствии лечебно-педагогических и коррекционных ме­роприятий эти стереотипы изначально сформированы и закре­плены неправильно, то впоследствии скорректировать их край­не сложно.

Лечебно-педагогическое воздействие предполагает как пре­одоление имеющихся отклонений в развитии, так и предупреж­дение возможных нарушений, связанных с перенапряжением нервной системы, а также различными психическими травма­ми, приводящими к возникновению особых болезненных со­стояний нервной системы, которые легко возникают у детей раннего и дошкольного возраста — неврозов. Чем младше ре­бенок, тем менее значительные раздражители могут привести к психической травме. Это определяет необходимость обучения родителей и педагогов правильному взаимодействию с ребен­ком раннего возраста в процессе его воспитания и обучения. Для этого необходимы специальные лечебно-педагогические кор-рекционно-развивающие программы взаимодействия матери и ребенка; педагога-корректора и ребенка.

До последнего времени многие дети с тяжелыми отклоне­ниями в развитии рассматривались как необучаемые инвалиды, и родителям, в основном, рекомендовалось помещать их в учреж­дения социального обеспечения. В настоящее время положе­ние изменилось. Разработка приемов и методов лечебной педаго­гики показывает высокую их эффективность при раннем при­менении и особенно в тех случаях, когда активным участником проведения лечебно-педагогической работы становится мать, хо­рошо ориентированная не только в проблемах своего малыша, но и в основных коррекционных направлениях лечебной педа­гогики. Особое внимание мы обращаем на роль правильно орга­низованного эмоционально-развивающего взаимодействия мате­ри и ребенка и на стимуляцию в процессе этого взаимодействия его психического, речевого и моторного развития. Поэтому важ­но, чтобы мать больного ребенка овладела основами лечебно-

125педагогической работы со своим малышом и проводила ее сис­тематически в процессе эмоционального взаимодействия с ним. При проведении лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий с детьми с отклонениями в развитии специали­стам важно соблюдать следующие основные принципы.

1. Исходя из соблюдения прав ребенка, закрепленных в Кон­венции о правах ребенка, максимально стремиться к реализа­ции права на образование, направленное прежде всего на раз-, витие личности, умственных и физических способностей, а также права ребенка с особыми нуждами на сохранение своей инди­видуальности.

2. Включение в коррекционно-развивающие занятия всех, в том числе и самых тяжелых детей с множественными отклоне­ниями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивиду­альную развивающую и коррекционную программу.

3. При оценке динамики продвижения ребенка не сравни­вать его с другими детьми, а сравнивать с самим собой на пре­дыдущем этапе развития.

4. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, фор­мировать чувство психологической безопасности, стремиться к безопасному принятию ребенка с пониманием специфики его трудностей и проблем развития.

5. Корректно и гуманно оценивая динамику продвижения ребенка реально представлять дальнейшие возможности разви­тия и социальной адаптации.

6. Педагогический прогноз определять на основе углублен­ного понимания медицинского диагноза, но всегда с педагоги­ческим оптимизмом, стремясь в каждом ребенке найти сохран­ные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опе­реться в педагогической работе.

7. Ко всем детям и особенно физически ослабленным, легко возбудимым, неуравновешенным следует относиться спокой­но, ровно, доброжелательно.

8. Разрабатывать для каждого ребенка совместно с врачом программу по рациональной организации, гигиене умственной и физической деятельности, направленной на предупреждение утомления.

9. Помнить, что признаками переутомления, наряду со сни­жением концентрации внимания, ухудшением двигательной ко­ординации, является нарушение сна. При переутомлении ребе­нок часто плохо засыпает или, наоборот, быстро засыпает, но

126

потом скоро просыпается и может не спать всю ночь. При пе­реутомлении у ребенка усиливается нервное возбуждение, раз­дражительность, часто наблюдается слезливость, усиливаются все имеющиеся у него нарушения.

10. Каждого ребенка необходимо приучить к определенному режиму дня. Вся деятельность ребенка должна быть построена по определенному расписанию.

11. Весь персонал, работающий с ребенком должен соблю­дать профессиональную этику. Диагноз и прогноз каждого ребенка должны быть предметом профессиональной тайны спе­циалистов.

12. При проведении коррекционно-развивающего обучения и воспитания важно усиливать и развивать положительную уни­кальную неповторимость каждого ребенка, его индивидуальные способности и интересы.

13. Разрабатывать динамичную индивидуальную развиваю­щую и коррекционную программу для каждого ребенка.

14. Стимулировать умственное и эмоциональное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, рас­кованности.

15. Постепенно, но систематически включать ребенка в са­мооценивание своей работы.

16. Терпеливо обучать ребенка делать перенос сложившегося способа действия в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, при выполнении каждого задания стимулировать творчество и изобретательность.

При разработке специальной методики преддошкольного и дошкольного воспитания и обучения опираться на общие и спе­цифические закономерности возрастного развития как в нор­ме, так и при отклонениях в развитии.

Соблюдать основные принципы методического подхода к вос­питанию и обучению: создавать специальные условия для обес­печения мотивационной стороны деятельности, осуществлять коммуникативную направленность обучения, строго индивидуа­лизировать обучение, всесторонне развивать у ребенка все про­дуктивные виды деятельности: рисование, лепку, ручной труд, аппликации и т.п.

В коррекционной работе использовать особые приемы и ме­тодики с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды про­дуктивной деятельности, но основное внимание уделять игре как ведущей деятельности этого возрастного этапа развития. При

127

проведении лечебно-педагогической работы в преддошкольном и дошкольном возрасте необходимо научно-практическое обос­нование каждого вида занятий в зависимости от индивидуально-личностных, эмоциональных и интеллектуальных возможностей и особенностей данного ребенка: индивидуальных, подгруппо-вых, фронтальных, а также дифференцированного использова­ния различных игр: дидактических, сюжетно-ролевых, игр-инс­ценировок, музыкально-ритмических и др.

Правильное воспитание ребенка с отклонениями в развитии возможно только в том случае, если родители и педагоги пони­мают правильно его проблемы и при этом семья и особенно мать сохраняют душевное равновесие. Только такая мать ста­новится активным помощником педагогу и прежде всего сво­ему малышу. Она старается как можно лучше понять проблемы своего ребенка, внимательно прислушивается к советам спе­циалистов. Такая мать часто ведет дневник наблюдений за сво­им малышом. Ведение дневника очень важно не только для родителей, но и для специалистов, наблюдающих ребенка.

Необходимым условием правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка является адекват­ное отношение близких к его состоянию. Поэтому родители, имеющие детей с отклонениями в развитии, нуждаются в ква­лифицированной помощи специалистов, моральной поддержке окружающих.

Для развития здорового и особенно больного ребенка боль­шое значение имеете его общение с матерью, в ходе которого у ребенка формируется эмоционально-коммуникативное поведе­ние, имеющее важное значение для всего дальнейшего психи­ческого развития.

Мы уже отмечали, что стресс матери, возникающий при ро­ждении больного ребенка, мешает установлению нормальных взаимоотношений со своим малышом. Такая мать скована, на­пряжена, она редко улыбается, крайне непоследовательна и не­ровна в обращении с малышом. В результате в этой ситуации не только затруднено проведение лечебно-педагогических ме­роприятий, направленных на коррекцию имеющихся наруше­ний и отклонений в развитии, но у ребенка еще и формируются вторичные невротические реакции, он растет нервным, возбу­димым, у него в еще большей степени проявляется отставание в развитии, особенно задерживается развитие речи.

Для того, чтобы родители могли быть хорошими помощни­ками педагогу, важно, чтобы они не замыкались в своем горе,

128

а, оставаясь активными членами общества, постепенно вводи­ли в него и ребенка, постоянно расширяли его контакты с окру­жающим миром. Важно, чтобы больной ребенок не чувствовал своей исключительности или обделенности. Также необходи­мо, чтобы и мать не чувствовала себя виноватой или неполно­ценной, оставалась привлекательной и общительной, сохраня­ла свои интересы и увлечения, знакомых и друзей. Ни в коем случае не должны быть ущемлены и интересы здоровых братьев и сестер больного ребенка. Нередко здоровому ребенку в таких семьях уделяют мало внимания, требуют, чтобы он всегда усту­пал больному, не жаловался на его неадекватные поступки. Все это неблагоприятно отражается на развитии личности как боль­ного, так и здорового ребенка, а также на психологическом кли­мате семьи.

Совершенно недопустима и раздражительность взрослых по отношению к больному ребенку. Нельзя допускать, чтобы ро­дители по пустякам кричали на ребенка, несправедливо нака­зывали его, ставя при этом в пример здорового брата или сестру и не учитывая при этом ограниченные возможности больного малыша.

При воспитании ребенка с отклонениями в развитии очень важно своевременно развивать у него навыки самообслужива­ния, включать его в жизнедеятельность семьи.

Родители больного ребенка должны быть в своей семье не только специалистами по лечебной педагогике, но и психотера­певтами. Создать нормальную психологическую обстановку в каждой семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, помогают объединения родителей в ассоциации. В настоящее время во всем мире, в том числе и в нашей стране, расширяется сеть ассоциаций родителей детей с отклонениями в развитии.

Лечебно-педагогическая и коррекционная работа с ребен­ком, имеющим отклонение в развитии — нелегкая задача. Очень важно, чтобы родители и педагоги относились к нему естест­венно, каков бы ни был у него дефект.

Таким образом, успех лечебно-педагогических и коррекци-онных мероприятий зависит от возможности правильной совме­стной работы педагога-дефектолога, логопеда, врача, психолога и родителей.

Важной составной частью лечебно-педагогических мероприя­тий является раннее восстановительное и стимулирующее раз­витие лечение. Раннее применение специального лечения стиму­лирует развитие и способствует предупреждению необратимых

129изменений в нервной, мышечной и костной системах. Многие дети с отклонениями в развитии нуждаются в раннем комплекс­ном лечении, в котором участвуют специалисты разного профи­ля: педиатр, детский невропатолог, детский психиатр, ортопед, врач или методист лечебной гимнастики. Часто необходима также консультация и лечение окулиста, сурдолога, эндокринолога, врача-генетика.

Особенно важное значение имеет специализированный уход и лечение в первые годы жизни, когда происходит наиболее интенсивное развитие мозга ребенка.

Большую роль в лечении ребенка раннего возраста с откло­нениями в развитии играют родители. Они должны прежде все­го представлять, что лечение ребенка с поражением нервной системы и отклонениями в развитии — это длительный про­цесс, который должен осуществляться в тесной взаимосвязи с проведением специальных педагогических занятий, логопеди­ческой работы, занятий лечебной физкультурой. Мать необхо­димо научить специальным навыкам ухода за ребенком с уче­том специфики его заболевания, основным приемам массажа, лечебной гимнастики, правилам ортопедического режима, прие­мам речевой терапии.130