Днатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы
Сердце и сосуды у детей значительно отличаются от сердечно-сосудистой системы взрослых. После рождения особенно резко изменяется функциональное состояние органов кровообращения.
Сердце у новорожденного относительно велико, оно весит 20—25 г, что составляет 0,8 % по отношению к общей массе тела. Нарастание массы сердца в течение всего периода детства идет неравномерно. Наиболее энергично сердце растет в первые 2 года жизни. В дошкольном и младшем школьном возрасте рост сердца замедляется и снова значительно усиливается в препубертатном и начале пубертатного периода.
Рост сердца у детей идет во всех направлениях, но неравномерно, т. е. больше и быстрее всего в длину, затем в ширину и толщину. Более энергично увеличивается масса и полость левого желудочка.
Положение сердца зависит от возраста ребенка. У новорожденных и детей первых Г/2 —2 лет жизни сердце расположено поперечно и более высоко. После 2 лет сердце начинает приобретать косое положение. Это обусловлено следующими факторами: переходом ребенка в вертикальное положение, ростом легких и грудной клетки, опусканием диафрагмы и др.
Форма сердца в грудном и раннем возрасте может быть овальная, конусообразная, шаровидная. После 6 лет сердце ребенка приобретает формы, свойственные взрослым, чаще всего удлиненного овала. Необходимо учитывать, что форма и положение сердца зависят не только от возраста, но и от индивидуальных различий.
За период детства значительные изменения претерпевает и внутреннее строение сердца, в частности дифференцируется ги-стоструктура сердечной мышцы, эндокарда и нервной ткани сердца.
Артерии у детей относительно широки и развиты лучше, чем вены. Отношение просвета артерий к просвету вен в детском возрасте составляет 1 : 1, тогда как у взрослых — 1 : 2. Хорошо развита у детей и капиллярная сеть. С возрастом сосуды продолжают расти, причем особенно интенсивно в течение 1-го года жизни. Развитие сосудов завершается в основном к середине школьного возраста — 12 годам.
Из больших сосудов легочный ствол у детей в возрасте до 10 лет шире аорты, затем просвет их уравнивается, а в период полового созревания аорта превосходит легочный ствол по ширине. . ','"' Следовательно, сердечно-сосудистая система у детей характеризуется относительно большей массой сердца, большей шириной отверстий и более .широким просветом сосудов по сравнению со взрослыми.
У детей имеются отличительные особенности в функциях сердечно-сосудистой системы.
Пульс у детей более частый, чем у взрослых, причем частота пульса тем выше, чем моложе ребенок. Необходимо помнить, что частота пульса подвержена большим индивидуальным колебаниям. Пульс у детей отличается большой лабильностью и легко учащается под воздействием самых разнообразных факторов — изменения положения тела, физических напряжений, крика, плача и др.
Приводим данные о частоте сердечных сокращений (ЧСС) у детей в зависимости от возраста
Возраст детей, | ЧСС в минуту |
годы |
|
Новорожденный До 1 .года | 125—160 110—130 |
» 2 лет | 100—120 |
» 3 » | 100—110 |
» 4— 5 » | 80—100 |
» 6— 7 » | 70—100 |
» 8—12 » | 75—85 |
Старше 12 » | 65—70 |
Истинная частота пульса определяется в состоянии покоя. Для маленьких детей таким состоянием является сон. Определять частоту пульса у маленького ребенка можно не только в области лучезапястной артерии, но и в области не закрытого еще большого родничка, а также на сонной и бедренной артерии.
Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых. У новорожденного максимальное давление составляет в среднем 70—74 мм рт. ст. и к 1-му году жизни оно становится равным 80—85 мм. Минимальное давление составляет обычно 2 /з или '/2 максимального давления. В последующем уровень артериального давления нарастает неравномерно. Особенно значительно артериальное давление увеличивается в первые 2 года жизни, в дошкольном возрасте темпы его замедляются и возрастают вновь в период полового созревания. После 1 года максимальное артериальное давление ориентировочно определяют по формуле Молчанова: 80+(2-п), где n— количество лет ребенка.
Артериальное давление у детей также отличается большой лабильностью. При горизонтальном положении ребенка, особенно во время сна, оно понижается, физическая нагрузка и психическое напряжение вызывают его повышение. У детей с пороками развития сердца или с подозрением на них необходимо измерять артериальное давление на руках и ногах.
Кровообращение у новорожденных осуществляется почти вдвое быстрее, чем у взрослых. Один кругооборот крови происходит у новорожденных за 12 с, у ребенка 3 лет — за 15 с, у взрослого — за 22 с.
Анатомо-физиологические особенности аппарата кровообращения обусловливают иные границы относительной тупости сердца у детей различных возрастов. У детей до 2 лет верхняя граница определяется на II ребре, левая — на 1,5—2 см кнаружи от сосковой линии, правая — по правой парастернальной линии, у детей от 2 до 7 лет — соответственно во втором меж-реберье, 1—1,5 см кнаружи от сосковой линии, немного кнутри от парастернальной линии, у детей 7—12 лет — на III ребре, сосковой линии, ближе к правому краю грудины. Толчок сердца у детей до 2 лет находится в четвертом, а у детей старше 2 лет — в пятом межреберье. Тоны сердца ясные, но с меньшей отчетливостью между I и II тоном.
Нередко у подростков в период полового созревания наблюдаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, получившие обобщенное название «юношеское сердце».
Основное значение в возникновении нарушений системы кровообращения в период полового созревания имеет воздействие желез внутренней секреции. В этом возрасте усиливаются функции половых желез, что вызывает перестройку гормонального аппарата организма.
Подростки с сердечно-сосудистыми нарушениями жалуются на сердцебиения, одышку, повышенную утомляемость, потливость, неприятные ощущения в области сердца, иногда у них отмечается склонность к обморочным состояниям.
Перкуторные границы сердца обычно нормальные. При. аускультации выслушиваются нормальные тоны, у многих подростков на верхушке или на легочной артерии определяется функциональный систолический шум. Пульс и артериальное давление у таких подростков отличаются неустойчивостью, изменчивостью. Чаще наблюдается тахикардия; артериальное давление может быть повышенным или пониженным.
Все эти нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы ' пубертатный период являются переходной фазой на пути к полному завершению развития сердца и носят обратимый характер.
При наличии изменений, свойственных юношескому сердцу, необходимо обратить внимание на правильно организованный режим дня, рациональное питание, обогащенное витаминами, условия обучения или работы. Всякое чрезмерное физическое напряжение противопоказано. Не рекомендуются напряженные занятия спортом, особенно боксом, тяжелой атлетикой и др. Учебу и обычную работу следует продолжать. Большое значение имеет применение лечебной физкультуры, а также различных спортивных упражнений в дозированной форме (лыжи, коньки, плавание, гребля и др.).
- В.П. Бисярина - Детские болезни с уходом за детьми и анатомо- физиологическими особенностями детского возраста
- Предисловие
- Краткая история отечественной педиатрии
- Периоды детского возраста и их характеристика
- Обязанности участковой медицинской сестры городской детской поликлиники
- Новорожденный ребенок и уход за ним
- Признаки доношенности новорожденного
- Первый туалет новорожденного
- Физиологические состояния новорожденного
- Организация ухода за новорожденным
- Правила пеленания
- Уход за кожей и слизистыми оболочками
- Вскармливание новорожденного
- Специфическая профилактика туберкулеза
- Первичный патронаж новорожденного
- Гигиена новорожденного в домашних условиях
- Недоношенный ребенок и уход за ним
- Характеристика недоношенного ребенка
- Организация внешней среды недоношенного ребенка
- Вскармливание недоношенных детей
- Предохранение недоношенного ребенка от инфекции
- Дальнейшее развитие недоношенного ребенка
- Антропометрические показатели развития ребенка
- Диатомо-физиологические особенности нервной системы
- Особенности эндокринной системы
- Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки
- Уход за кожей
- Анатомо-физиологические особенности костной ткани
- Особенности мышечной системы
- Анатомо-физиологические особенности органов дыхания
- Днатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы
- Особенности крови и лимфатической системы
- Значение свежего воздуха, закаливания, гимнастики для правильного функционирования органов дыхания, кровообращения и кроветворения
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения
- Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения
- Принципы вскармливания грудного ребенка и питание в последующие периоды детства
- Противопоказания и затруднения при грудном вскармливании
- Диета и режим кормящей матери
- Смешанное вскармливание
- Искусственное вскармливание
- Молочная кухня и донорские пункты
- Питание детей в возрасте 1-3 Лет
- Питание детей дошкольного и школьного возраста
- Болезни новорожденных и уход за ними
- Асфиксия новорожденного
- Гемолитическая болезнь новорожденных
- Энцефалопатия
- Болезни пупка
- Кожные болезни
- Заболевания глаз
- Расстройства пищеварения и питания у детей грудного возраста
- Классификация желудочно-кишечных заболевании детей раннего возраста
- Простая диспепсия
- Токсическая диспепсия
- Пилороспазм, пилоростеноз
- Гипотрофии
- Гипервитаминоз d
- Спазмофилия
- Экссудативный диатез
- Болезни слизистых оболочек полости рта и органов пищеварения
- Стоматиты
- Молочница
- Острый гастрит
- Острый гастроэнтерит
- Хронический гастрит
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Гельминтозы
- Аскаридоз
- Энтеробиоз
- Холециститы
- Болезни органов дыхания у детей
- Острый ринофарингит у детей раннего возраста
- Острый ларингит
- Острый стенозирующий ларинготрахеобронхит (ложный круп) у детей грудного возраста
- Бронхит
- Хронический тонзиллит
- Пневмонии
- Бронхиальная acIWa
- Крупозная пневмония
- Плевриты
- Болезни сердца Врожденные пороки сердца
- Ревматизм
- Болезни крови и кроветворных органов Анемия
- Геморрагические диатезы
- Геморрагический васкулит.
- Болезни почек и мочевыводящих путей Диффузный гломерулонефрит
- Пиелонефрит
- Особенности течения сахарного диабета у детей
- Болезнь дауна
- Инфекционные болезни у детей. Меры борьбы с инфекционными болезнями и пути повышения иммунитета у детей
- Острые респираторные заболевания
- Парагрипп
- Аденовирусная инфекция
- Менингококковая инфекция
- Вирусный гепатит (болезнь боткина)
- Туберкулез в детском и подростковом возрасте
- Дизентерия (dysenterIa)
- Коли-инфекция
- Сальмонеллезы
- Острые желудочно-кишечные заболевания стафилококковой этиологии
- Д!зфтерия (dVPhtherIa)
- Инфекционный мононуклеоз (железистая лихорадка филатова-пфейффера)
- Корь (morbILlI)
- Краснуха (rubeoba)
- Скарлатина (scarlatINa)
- Коклюш (pertussIs)
- Ветряная оспа (vArICella)
- Паротит эпидемический (parotItis epIDemICa)
- Неотложные состояния и помощь при них Острая дыхательная недостаточность
- Острая сердечно-сосудистая недостаточность
- Судорожный синдром
- Гипертермический синдром
- Острая почечная недостаточность
- Токсикоз с эксикозом
- Приложения Высшие и суточные дозы ядовитых и сильно согласно государственной фармакопее ссср
- Приложение 1. Действующих лекарственных средств для детей, десятого издания (гфх) в сокращенном виде
- Приложение. Эффективность применения сочетаний двух антибиотиков (по я. Б. Максимовичу)
- Приложение 3. Продолжительность инкубационного периода некоторых инфекционных болезней
- Приложение 4 Прививочный календарь (утвержден министром здравоохранения ссср 14.01. 1980 г.)
- Приложе ние 5. Примерные рецепты наиболее часто употребляемых лекарственных средств
- Приложение 6. Сроки изоляции инфекционных больных и лиц, контактировавших с ними
- Приложение 7 Увеличение массы тела и роста на 1-м году жизни
- Приложение 8. Рекомендуемые сроки введения и примерное количество отдельных продуктов и прикорма детям 1-Го года жизни, находящимся на грудном вскармливании
- Приложение 10 Таблица замены продуктов
- Приложение 11. Суточная потребность детбй в пищевых веществах
- Приложение 12. Технология приготовления молочных смесей Отвары
- Простые смеси
- Простокваша
- Приложение 13. Рецепты и технология приготовления основных блюд прикорма