Значение свежего воздуха, закаливания, гимнастики для правильного функционирования органов дыхания, кровообращения и кроветворения
Правильное развитие органов дыхания, кровообращения, кроветворения зависит от соблюдения правильного режима и образа жизни ребенка. При недостаточном пользовании свежим воздухом и солнечным светом, когда ребенок большую часть времени проводит в душном помещении, создаются условия, мешающие правильному развитию ребенка. Все это может служить причиной различных заболеваний.
Важно приучить детей к прогулкам в любое время года. Ребенка, родившегося зимой, следует выносить на прогулку на 3— 4-й недели жизни при температуре воздуха не ниже — 5°С. В условиях холодной зимы ребенка надо постепенно приучать к холодному воздуху, устраивая прогулки в комнате при открытой форточке. Детей, родившихся летом, следует с 1-х дней жизни выносить на прогулку или оставлять спать в комнате при открытом окне. Детей первых 2—3 мес зимой надо выносить на улицу при температуре —10 °С. Прогулка детей этого возраста в более теплые дни должна продолжаться 45— 60 мин; в наиболее холодные дни гулять надо 2 раза в день, но продолжительность каждой прогулки надо сокращать до 20—30 мин. С детьми в возрасте 3—6 мес можно гулять при температуре воздуха до —12—15 °С, если нет сильного ветра. Общая продолжительность пребывания на воздухе зимой должна составлять в течение двух прогулок от 1 до 2—3 ч. Лицо ребенка должно быть открыто. В теплое время года дети даже раннего возраста должны проводить на воздухе большую часть дня (одежда в зависимости от погоды), по возможности с открытыми руками и ногами.
Для прогулок следует выбирать тихие, озелененные места, по возможности безлюдные. В этом случае ребенок будет предохранен от инфекций в самом раннем возрасте.
Во время прогулки легко организовать игры с детьми. Они постоянно находятся в движении, получают много разнообразных и интересных впечатлений. Следовательно, прогулка имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение.
Комнату, в которой живет ребенок, необходимо систематически проветривать.
Особое значение в развитии здорового ребенка имеет закаливание его организма, правильное использование солнца, воздуха и воды.
Уже самых маленьких детей — с 2—3 мес жизни — нужно приучать к воздушным ваннам, оставляя их обнаженными несколько раз в день. Во время воздушной ванны необходимо менять положение ребенка: класть его то на спину, то на живот. Эти ванны можно проводить в комнате при температуре воздуха не ниже 21—22 °С, затем можно постепенно снижать ее предварительным проветриванием до 18—20 °С, а для детей старше 1 года даже до 15—16 °С.
Летом воздушные ванны проводят на открытом воздухе, в так называемой кружевной тени деревьев, где используется рассеянный солнечный свет, богатый ультрафиолетовыми лучами. Эти ванны надо начинать при температуре воздуха в тени не ниже 22 °С, затем их можно проводить при более низкой температуре, но не ниже 17 °С в тени. Необходимо защищать ребенка от ветра. Продолжительность воздушной ванны увеличивают постепенно и в течение первого полугодия жизни доводят с 1—2 до 10—15 мин, а после 6 мес — до 20—30 мин.
Во время воздушной ванны ребенка следует поворачивать, стимулировать его активные движения. Делать воздушную ванну надо не ранее чем через 1—2 ч после еды, для старших детей — после дневного сна. После воздушной ванны необходимо одеть ребенка и дать ему спокойно полежать. Дети в возрасте 2'/2—3 лет могут длительное время летом быть на открытом воздухе в тени в трусиках и сандалиях.
Солнечные ванны детям можно проводить с большой осторожностью только после 1 года. Продолжительность солнечной ванны вначале не более 2—3 мин, постепенно ее доводят до 10—20 мин при температуре воздуха 20—21 °С. Половину времени ребенок лежит на животе, половину — на спине. Голова его должна быть защищена от прямых солнечных лучей. Во время солнечной ванны нельзя оставлять ребенка одного. После нее хорошо сделать обливание. Лучшее время для солнечных ванн (средняя полоса) 10—12 ч.
Закаливанию организма способствуют водные процедуры:
обтирание, обливание, душ, ванна.
При проведении водных процедур следует всегда начинать с более легких (обтирания) и переходить к более сильнодействующим (ванна). Необходимо соблюдать постепенный переход от теплых процедур к более прохладным.
Обтирание можно проводить с 2— 3-месячного возраста. Первые 2 нед проводят сухое обтирание. Для этого куском чистой фланели растирают по частям тело ребенка до появления легкой красноты. Дети очень любят сухие обтирания. Затем переходят к влажным обтираниям, которые делают смоченной в воде мягкой фланелью или мохнатой рукавичкой (из махровой ткани). Для обтирания употребляют воду, прибавляя к ней соль (1—2 чайные ложки на стакан воды) или водку (1—2 чайные ложки на стакан воды) .
В холодное время года (для детей до 1 года) температура воды вначале должна быть 35—36 °С, летом — 33—35 °С. Постепенно (через каждые 5—7 дней) температуру воды снижают до 30—32 °С. Детям от 1 года до 3 лет температуру воды следует снижать до 26—28 °С.
Продолжительность влажных обтираний не должна превышать 5 мин. Порядок влажных обтираний такой: вначале обтирают руки, затем — ноги, грудь, живот и в последнюю очередь — заднюю поверхность тела. После влажного обтирания каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения кожи и ребенка укладывают в постель на 10—15 мин.
Детям старше 2 лет на ночь полезно обливать ноги прохладной водой, начиная с 28 °С и доводя ее до 18 °С и даже до 1й°С (снижать температуру на 1 °С каждые 3—4 дня). Можно оставлять ребенка пошлепать ногами в тазу с прохладной водой.
В первые месяцы жизни после обычной ванны ребенка обливают водой, температура которой на 1— 2°С ниже температуры воды в ванне. С возрастом температура воды для обливания может быть снижена еще на 2— 3°С.
Хорошо закаливают организм детей специальные обливания и душ, которые следует проводить детям старше 1 года.
Душ детям рекомендуется назначать летом. Температура воды вначале должна быть 35 °С, постепенно, на протяжении нескольких недель, температуру воды снижают до 28 °С, а для детей в возрасте 2—3 лет — до 26 °С.
Зимой душ можно проводить в теплой комнате при температуре не ниже 20 °С, после чего ребенка надо насухо вытереть. Душ или обливание лучше делать утром перед едой или днем после сна ребенка; продолжительность процедуры 1—2 мин.
Купать ребенка первых 2 лет в реке не следует. При первых купаниях температура воздуха 27—26 °С, длительность купания 3—5 мин, затем 8—10 мин. Предварительно ребенок согревается легкими движениями или в процессе игр. В воде ребенок должен двигаться. После купания его насухо вытирают и отводят в тень. Солнечные ванны после купания недопустимы. Морские купания разрешаются не ранее 3-летнего возраста.
Для нормального развития детей/особенно в раннем возрасте, большое значение имеют массаж и гимнастика.
Занятия гимнастикой оказывают выраженное влияние на функцию внутренних органов и обменные процессы. Физические упражнения назначают каждому здоровому ребенку, начиная с 1V2 —2 мес. Для детей грудного возраста упражнения должны быть очень простыми и легко выполнимыми. Противопоказаний к назначению гимнастических упражнений и массажа здоровому ребенку, соответствующих его возрасту, не существует.
Обычно гимнастику проводят 1 раз в день, при отставании ребенка в физическом и нервно-психическом развитии — 2 раза.
Массаж и гимнастические упражнения следует проводить осторожно, мягко, без усилия и в медленном темпе, так как у грудного ребенка кожа, сосуды и опорно-двигательный аппарат очень нежны. При этом применять тальк или вазелин не следует, так как они закрывают поры кожи ребенка.
Гимнастика и массаж не заменяют двигательную активность ребенка.
С учетом физиологических особенностей центральной нервной системы, состояния мускулатуры, особенностей костного скелета, связочного аппарата детям в соответствии с возрастом назначают различные комплексы физических упражнений и массаж.
Верно подобранные физические упражнения способствуют формированию правильной осанки, что не только придает стройность и красоту фигуре ребенка, но и облегчает нормальную деятельность его внутренних органов, особенно легких и сердца. Этому же способствуют у детей дошкольного возраста прогулки и простейшие спортивные развлечения: ходьба на лыжах с 3—4 лет, катанье на коньках с 5—6 лет, плавание, езда на трехколесном велосипеде с 3—4 лет, двухколесном — с 5 лет. Школьники начинают заниматься спортом, как правило, с 11—12 лет, а такими видами спорта, которые требуют длительного формирования и совершенствования двигательных навыков (фехтование, плавание, фигурное катание, художественная гимнастика), — с 7—10 лет. Заниматься тяжелой атлетикой, в том числе и борьбой, можно не ранее чем с 16—17 лет.
- В.П. Бисярина - Детские болезни с уходом за детьми и анатомо- физиологическими особенностями детского возраста
- Предисловие
- Краткая история отечественной педиатрии
- Периоды детского возраста и их характеристика
- Обязанности участковой медицинской сестры городской детской поликлиники
- Новорожденный ребенок и уход за ним
- Признаки доношенности новорожденного
- Первый туалет новорожденного
- Физиологические состояния новорожденного
- Организация ухода за новорожденным
- Правила пеленания
- Уход за кожей и слизистыми оболочками
- Вскармливание новорожденного
- Специфическая профилактика туберкулеза
- Первичный патронаж новорожденного
- Гигиена новорожденного в домашних условиях
- Недоношенный ребенок и уход за ним
- Характеристика недоношенного ребенка
- Организация внешней среды недоношенного ребенка
- Вскармливание недоношенных детей
- Предохранение недоношенного ребенка от инфекции
- Дальнейшее развитие недоношенного ребенка
- Антропометрические показатели развития ребенка
- Диатомо-физиологические особенности нервной системы
- Особенности эндокринной системы
- Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки
- Уход за кожей
- Анатомо-физиологические особенности костной ткани
- Особенности мышечной системы
- Анатомо-физиологические особенности органов дыхания
- Днатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы
- Особенности крови и лимфатической системы
- Значение свежего воздуха, закаливания, гимнастики для правильного функционирования органов дыхания, кровообращения и кроветворения
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения
- Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения
- Принципы вскармливания грудного ребенка и питание в последующие периоды детства
- Противопоказания и затруднения при грудном вскармливании
- Диета и режим кормящей матери
- Смешанное вскармливание
- Искусственное вскармливание
- Молочная кухня и донорские пункты
- Питание детей в возрасте 1-3 Лет
- Питание детей дошкольного и школьного возраста
- Болезни новорожденных и уход за ними
- Асфиксия новорожденного
- Гемолитическая болезнь новорожденных
- Энцефалопатия
- Болезни пупка
- Кожные болезни
- Заболевания глаз
- Расстройства пищеварения и питания у детей грудного возраста
- Классификация желудочно-кишечных заболевании детей раннего возраста
- Простая диспепсия
- Токсическая диспепсия
- Пилороспазм, пилоростеноз
- Гипотрофии
- Гипервитаминоз d
- Спазмофилия
- Экссудативный диатез
- Болезни слизистых оболочек полости рта и органов пищеварения
- Стоматиты
- Молочница
- Острый гастрит
- Острый гастроэнтерит
- Хронический гастрит
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Гельминтозы
- Аскаридоз
- Энтеробиоз
- Холециститы
- Болезни органов дыхания у детей
- Острый ринофарингит у детей раннего возраста
- Острый ларингит
- Острый стенозирующий ларинготрахеобронхит (ложный круп) у детей грудного возраста
- Бронхит
- Хронический тонзиллит
- Пневмонии
- Бронхиальная acIWa
- Крупозная пневмония
- Плевриты
- Болезни сердца Врожденные пороки сердца
- Ревматизм
- Болезни крови и кроветворных органов Анемия
- Геморрагические диатезы
- Геморрагический васкулит.
- Болезни почек и мочевыводящих путей Диффузный гломерулонефрит
- Пиелонефрит
- Особенности течения сахарного диабета у детей
- Болезнь дауна
- Инфекционные болезни у детей. Меры борьбы с инфекционными болезнями и пути повышения иммунитета у детей
- Острые респираторные заболевания
- Парагрипп
- Аденовирусная инфекция
- Менингококковая инфекция
- Вирусный гепатит (болезнь боткина)
- Туберкулез в детском и подростковом возрасте
- Дизентерия (dysenterIa)
- Коли-инфекция
- Сальмонеллезы
- Острые желудочно-кишечные заболевания стафилококковой этиологии
- Д!зфтерия (dVPhtherIa)
- Инфекционный мононуклеоз (железистая лихорадка филатова-пфейффера)
- Корь (morbILlI)
- Краснуха (rubeoba)
- Скарлатина (scarlatINa)
- Коклюш (pertussIs)
- Ветряная оспа (vArICella)
- Паротит эпидемический (parotItis epIDemICa)
- Неотложные состояния и помощь при них Острая дыхательная недостаточность
- Острая сердечно-сосудистая недостаточность
- Судорожный синдром
- Гипертермический синдром
- Острая почечная недостаточность
- Токсикоз с эксикозом
- Приложения Высшие и суточные дозы ядовитых и сильно согласно государственной фармакопее ссср
- Приложение 1. Действующих лекарственных средств для детей, десятого издания (гфх) в сокращенном виде
- Приложение. Эффективность применения сочетаний двух антибиотиков (по я. Б. Максимовичу)
- Приложение 3. Продолжительность инкубационного периода некоторых инфекционных болезней
- Приложение 4 Прививочный календарь (утвержден министром здравоохранения ссср 14.01. 1980 г.)
- Приложе ние 5. Примерные рецепты наиболее часто употребляемых лекарственных средств
- Приложение 6. Сроки изоляции инфекционных больных и лиц, контактировавших с ними
- Приложение 7 Увеличение массы тела и роста на 1-м году жизни
- Приложение 8. Рекомендуемые сроки введения и примерное количество отдельных продуктов и прикорма детям 1-Го года жизни, находящимся на грудном вскармливании
- Приложение 10 Таблица замены продуктов
- Приложение 11. Суточная потребность детбй в пищевых веществах
- Приложение 12. Технология приготовления молочных смесей Отвары
- Простые смеси
- Простокваша
- Приложение 13. Рецепты и технология приготовления основных блюд прикорма