Особенности мышечной системы
Мышцы у новорожденного и ребенка грудного возраста развиты слабо; они составляют около 25 % массы его тела, тогда как у взрослого — не менее 40—43 % У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц, так называемая физиологическая гипертензия, которая связана с особенностями функционирования центральной нервной системы. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей; этим объясняется тот факт, что дети грудного возраста, если их распеленать, обычно лежат с согнутыми руками и ногами. Постепенно эта гипертензия исчезает.
Сила и тонус мышц у ребенка слабые. Двигательная способность появляется сначала у мышц шеи и туловища, а потом уже у мышц конечностей. Мышечная сила постепенно нарастает. Особенно интенсивно развивается мускулатура в период полового созревания, происходит нарастание силы и точности движений. Мальчики обычно отличаются лучшим мышечным тонусом, чем девочки. Формирование и рост мышечных волокон заканчивается к 20—23 годам.
При обследовании детей обращают внимание на силу и тонус мышц. Сила мышц у детей грудного возраста измеряется лишь приблизительно путем определения того усилия, которое необходимо для противодействия тому или другому движению ребенка; у детей старшего возраста сила мышц измеряется, так же как и у взрослых, с помощью динамометра.
О тонусе мышц судят, во-первых, по степени сопротивления, которое возникает при пассивных движениях, и, во-вторых, по консистенции мышечной ткани, определяемой на ощупь. В норме развитие и тонус мышц в симметричных местах одинаковы.
При нормальном развитии ребенка двигательные навыки у него образуются последовательно. Новорожденный ребенок беспомощен, он не может самостоятельно изменить положение тела, не держит головку. Развитие статических и локомоторных функций происходит постепенно. Оно характеризуется следующими основными данными. В 1—2 мес ребенок должен удерживать голову в вертикальном положении, в 3— ЗУз мес — при поддержке подмышки упираться ногами, в 6 мес — самостоятельно сидеть и поворачиваться со спины на живот и обратно, в 7—8 мес ползать, в 10 мес — стоять без опоры, в 12 мес — делать первые самостоятельные шаги.
Всякая задержка в развитии и появлении двигательных навыков у ребенка 1-го года жизни должна внушать тревогу в отношении заболевания центральной нервной системы.
Для своевременного развития движений следует почти с первых дней жизни предоставить ребенку свободу в движениях и помогать ему овладевать ими.
В развитии движений весьма существенное значение имеют игровые процессы. Все время бодрствования, за исключением еды и проведения туалета, здоровый ребенок проводит в разнообразных играх, занятиях, характер которых изменяется с возрастом.
Для своевременного развития статических и двигательных функций у ребенка 1-го года жизни большое значение имеют также массаж и гимнастика, проведение которых следует начинать у здоровых детей с Г/2 —2 мес жизни и осуществлять ежедневно в определенные часы бодрствования ребенка, за 20—30 мин до или через 30—40 мин после еды. Массаж и гимнастику проводят в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не ниже 20 °С, а в летнее время — на открытом воздухе в тени при отсутствии ветра при температуре 22 °С. Занятия проводят с обнаженным ребенком на столе, покрытом байковым одеялом, небольшой клеенкой и пеленкой. При проведении массажа руки должны быть чистыми и сухими. Массаж и гимнастические упражнения следует проводить осторожно, мягко, без усилий и медленно. Во время занятий у ребенка необходимо поддерживать хорошее настроение. При плаче и беспокойстве ребенка занятия начинать не следует.
Проведение гимнастики и массажа не исключает необходимости в представлении ребенку возможности удовлетворять свойственную его возрасту потребность в движениях.
- В.П. Бисярина - Детские болезни с уходом за детьми и анатомо- физиологическими особенностями детского возраста
- Предисловие
- Краткая история отечественной педиатрии
- Периоды детского возраста и их характеристика
- Обязанности участковой медицинской сестры городской детской поликлиники
- Новорожденный ребенок и уход за ним
- Признаки доношенности новорожденного
- Первый туалет новорожденного
- Физиологические состояния новорожденного
- Организация ухода за новорожденным
- Правила пеленания
- Уход за кожей и слизистыми оболочками
- Вскармливание новорожденного
- Специфическая профилактика туберкулеза
- Первичный патронаж новорожденного
- Гигиена новорожденного в домашних условиях
- Недоношенный ребенок и уход за ним
- Характеристика недоношенного ребенка
- Организация внешней среды недоношенного ребенка
- Вскармливание недоношенных детей
- Предохранение недоношенного ребенка от инфекции
- Дальнейшее развитие недоношенного ребенка
- Антропометрические показатели развития ребенка
- Диатомо-физиологические особенности нервной системы
- Особенности эндокринной системы
- Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки
- Уход за кожей
- Анатомо-физиологические особенности костной ткани
- Особенности мышечной системы
- Анатомо-физиологические особенности органов дыхания
- Днатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы
- Особенности крови и лимфатической системы
- Значение свежего воздуха, закаливания, гимнастики для правильного функционирования органов дыхания, кровообращения и кроветворения
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения
- Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения
- Принципы вскармливания грудного ребенка и питание в последующие периоды детства
- Противопоказания и затруднения при грудном вскармливании
- Диета и режим кормящей матери
- Смешанное вскармливание
- Искусственное вскармливание
- Молочная кухня и донорские пункты
- Питание детей в возрасте 1-3 Лет
- Питание детей дошкольного и школьного возраста
- Болезни новорожденных и уход за ними
- Асфиксия новорожденного
- Гемолитическая болезнь новорожденных
- Энцефалопатия
- Болезни пупка
- Кожные болезни
- Заболевания глаз
- Расстройства пищеварения и питания у детей грудного возраста
- Классификация желудочно-кишечных заболевании детей раннего возраста
- Простая диспепсия
- Токсическая диспепсия
- Пилороспазм, пилоростеноз
- Гипотрофии
- Гипервитаминоз d
- Спазмофилия
- Экссудативный диатез
- Болезни слизистых оболочек полости рта и органов пищеварения
- Стоматиты
- Молочница
- Острый гастрит
- Острый гастроэнтерит
- Хронический гастрит
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Гельминтозы
- Аскаридоз
- Энтеробиоз
- Холециститы
- Болезни органов дыхания у детей
- Острый ринофарингит у детей раннего возраста
- Острый ларингит
- Острый стенозирующий ларинготрахеобронхит (ложный круп) у детей грудного возраста
- Бронхит
- Хронический тонзиллит
- Пневмонии
- Бронхиальная acIWa
- Крупозная пневмония
- Плевриты
- Болезни сердца Врожденные пороки сердца
- Ревматизм
- Болезни крови и кроветворных органов Анемия
- Геморрагические диатезы
- Геморрагический васкулит.
- Болезни почек и мочевыводящих путей Диффузный гломерулонефрит
- Пиелонефрит
- Особенности течения сахарного диабета у детей
- Болезнь дауна
- Инфекционные болезни у детей. Меры борьбы с инфекционными болезнями и пути повышения иммунитета у детей
- Острые респираторные заболевания
- Парагрипп
- Аденовирусная инфекция
- Менингококковая инфекция
- Вирусный гепатит (болезнь боткина)
- Туберкулез в детском и подростковом возрасте
- Дизентерия (dysenterIa)
- Коли-инфекция
- Сальмонеллезы
- Острые желудочно-кишечные заболевания стафилококковой этиологии
- Д!зфтерия (dVPhtherIa)
- Инфекционный мононуклеоз (железистая лихорадка филатова-пфейффера)
- Корь (morbILlI)
- Краснуха (rubeoba)
- Скарлатина (scarlatINa)
- Коклюш (pertussIs)
- Ветряная оспа (vArICella)
- Паротит эпидемический (parotItis epIDemICa)
- Неотложные состояния и помощь при них Острая дыхательная недостаточность
- Острая сердечно-сосудистая недостаточность
- Судорожный синдром
- Гипертермический синдром
- Острая почечная недостаточность
- Токсикоз с эксикозом
- Приложения Высшие и суточные дозы ядовитых и сильно согласно государственной фармакопее ссср
- Приложение 1. Действующих лекарственных средств для детей, десятого издания (гфх) в сокращенном виде
- Приложение. Эффективность применения сочетаний двух антибиотиков (по я. Б. Максимовичу)
- Приложение 3. Продолжительность инкубационного периода некоторых инфекционных болезней
- Приложение 4 Прививочный календарь (утвержден министром здравоохранения ссср 14.01. 1980 г.)
- Приложе ние 5. Примерные рецепты наиболее часто употребляемых лекарственных средств
- Приложение 6. Сроки изоляции инфекционных больных и лиц, контактировавших с ними
- Приложение 7 Увеличение массы тела и роста на 1-м году жизни
- Приложение 8. Рекомендуемые сроки введения и примерное количество отдельных продуктов и прикорма детям 1-Го года жизни, находящимся на грудном вскармливании
- Приложение 10 Таблица замены продуктов
- Приложение 11. Суточная потребность детбй в пищевых веществах
- Приложение 12. Технология приготовления молочных смесей Отвары
- Простые смеси
- Простокваша
- Приложение 13. Рецепты и технология приготовления основных блюд прикорма