Острые респираторные заболевания
Острые респираторные заболевания (ОРЗ) почти во всех странах мира составляют около половины всех случаев инфекционных болезней, занимая ведущее место в патологии детского возраста. Большинство этих заболеваний имеет вирусную природу, причем их полиэтиологичность, а также нестойкость и строгая типоспецифичность иммунитета являются причиной частых повторных заболеваний детей. Наиболее высокая заболеваемость отмечается среди детей 1-го года жизни, особенно страдающих рахитом, гипотрофией, а также больных с хроническим тонзиллитом и аденоидами.
Все респираторные вирусные инфекции характеризуются следующими эпидемиологическими и клиническими особенностями: 1) преобладает воздушно-капельный путь распространения инфекций, реже инфицирование ребенка происходит через загрязненные предметы ухода, а также фекально-оральным путем, особенно при аденовирусной инфекции; 2) отмечается тропизм возбудителей к эпителию дыхательных путей с развитием катарального синдрома; 3) наиболее частым осложнением вирусных респираторных инфекций являются пневмонии,
Грипп
Возбудителем гриппа является вирус трех серотипов — А, В, С. Источником гриппозной инфекции является больной человек, который опасен в первые дни болезни, когда вирус интенсивно выделяется в окружающую среду. Передача инфекции происходит в основном воздушно-капельным путем.
Клиника. Характерных признаков, позволяющих дифференцировать между собой спорадические заболевания гриппом А, В, С, нет.
Особенностью гриппозной инфекции является более раннее и быстрое нарастание токсикоза по сравнению с явлениями поражения верхних дыхательных путей.
Грипп обычно начинается остро, через несколько часов или 1—2 дня после заражения. Температура может быстро повыситься до 39—40 °С. Старшие дети жалуются на головные и мы-щечные боли, разбитость, младшие становятся вялыми, беспокойными. Острый период болезни может сопровождаться рвотой, бредом, судорогами, менингеальными симптомами, абдоминальным синдромом (боли в животе, рвота, учащение стула). Рано появляются цианоз носогубного треугольника и губ, гиперемия лица, инъецированность склер глаз, конъюнктивы; возможны носовые кровотечения и геморрагическая сыпь на видимых слизистых оболочках и коже.
Симптомы поражения верхних дыхательных путей, как правило, появляются на 2-й день заболевания и обычно вначале выражены слабо: нос заложен или имеются незначительные слизистые выделения, появляется сухой кашель, который на 2— 3-й день часто становится навязчивым, мучительным. Может развиться респираторный или вирусный круп, астматический синдром.
При исследовании легких у детей, особенно грудного возраста, определяется коробочный оттенок перкуторного звука, выслушивается жесткое дыхание с единичными сухими, иногда крупнопузырчатыми влажными хрипами. У детей грудного возраста при наличии этих изменений в легких развивается дыхательная недостаточность II—III степени, что обусловлено поражением интерстициальной ткани.
При наслоении бактериальной инфекции к поражению интерстициальной ткани присоединяется мелкоочаговая пневмония.
У большинства детей в остром периоде отмечается приглушенность тонов сердца, у некоторых появляется систолический шум различной интенсивности. У большинства больных эти явления исчезают через 2—3 нед от начала заболевания, однако у некоторых могут определяться в течение 2—3 мес. Со стороны других внутренних органов особых нарушений обычно не наблюдается. Изменения в картине крови нетипичны.
В отличие от старших детей у большинства детей раннего возраста часто наблюдается постепенное начало заболевания с повышением температуры тела лишь до субфебрильных цифр, причем ведущими признаками интоксикации являются вялость, сонливость, снижение или отсутствие аппетита, рвота. Однако именно у этих детей особенно часто и рано развиваются тяжелые осложнения (мелкоочаговая пневмония, отиты, отоантри-ты), что значительно утяжеляет течение заболевания и отягощает прогноз.
При отсутствии осложнений на 3— 5-й день болезни температура тела снижается, но выздоровление наступает медленно.
В зависимости от степени выраженности основных симптомов и тяжести течения выделяют (по С. Д. Носову) следующие клинические формы гриппа: 1) катаральную — с выраженными явлениями катара дыхательных путей, но без выраженного токсикоза; 2) токсическую — с резкими нарушениями общего состояния, гипертермией, поражением нервной и сердечно-сосудистой систем и др.; 3) субтоксическую — с теми же явлениями, что и при токсической форме, но умеренно выраженными; 4) токсико-катаральную.
Помимо этих типичных форм гриппа, встречаются атипич-ные: 1) стертая форма, протекающая без выраженного катара дыхательных путей и интоксикации; 2) гипертоксическая (молниеносная) форма, для которой характерно бурное начало, резкий токсикоз, доходящий до коматозного состояния.
По тяжести течения грипп, как и другие острые респираторные заболевания, может быть тяжелым, среднетяжелым и легким. Критериями тяжести течения являются: 1) выраженность температурной реакции; 2) степень нарушения общего состояния; 3) степень нарушений функции основных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.).
- В.П. Бисярина - Детские болезни с уходом за детьми и анатомо- физиологическими особенностями детского возраста
- Предисловие
- Краткая история отечественной педиатрии
- Периоды детского возраста и их характеристика
- Обязанности участковой медицинской сестры городской детской поликлиники
- Новорожденный ребенок и уход за ним
- Признаки доношенности новорожденного
- Первый туалет новорожденного
- Физиологические состояния новорожденного
- Организация ухода за новорожденным
- Правила пеленания
- Уход за кожей и слизистыми оболочками
- Вскармливание новорожденного
- Специфическая профилактика туберкулеза
- Первичный патронаж новорожденного
- Гигиена новорожденного в домашних условиях
- Недоношенный ребенок и уход за ним
- Характеристика недоношенного ребенка
- Организация внешней среды недоношенного ребенка
- Вскармливание недоношенных детей
- Предохранение недоношенного ребенка от инфекции
- Дальнейшее развитие недоношенного ребенка
- Антропометрические показатели развития ребенка
- Диатомо-физиологические особенности нервной системы
- Особенности эндокринной системы
- Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки
- Уход за кожей
- Анатомо-физиологические особенности костной ткани
- Особенности мышечной системы
- Анатомо-физиологические особенности органов дыхания
- Днатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы
- Особенности крови и лимфатической системы
- Значение свежего воздуха, закаливания, гимнастики для правильного функционирования органов дыхания, кровообращения и кроветворения
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения
- Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения
- Принципы вскармливания грудного ребенка и питание в последующие периоды детства
- Противопоказания и затруднения при грудном вскармливании
- Диета и режим кормящей матери
- Смешанное вскармливание
- Искусственное вскармливание
- Молочная кухня и донорские пункты
- Питание детей в возрасте 1-3 Лет
- Питание детей дошкольного и школьного возраста
- Болезни новорожденных и уход за ними
- Асфиксия новорожденного
- Гемолитическая болезнь новорожденных
- Энцефалопатия
- Болезни пупка
- Кожные болезни
- Заболевания глаз
- Расстройства пищеварения и питания у детей грудного возраста
- Классификация желудочно-кишечных заболевании детей раннего возраста
- Простая диспепсия
- Токсическая диспепсия
- Пилороспазм, пилоростеноз
- Гипотрофии
- Гипервитаминоз d
- Спазмофилия
- Экссудативный диатез
- Болезни слизистых оболочек полости рта и органов пищеварения
- Стоматиты
- Молочница
- Острый гастрит
- Острый гастроэнтерит
- Хронический гастрит
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Гельминтозы
- Аскаридоз
- Энтеробиоз
- Холециститы
- Болезни органов дыхания у детей
- Острый ринофарингит у детей раннего возраста
- Острый ларингит
- Острый стенозирующий ларинготрахеобронхит (ложный круп) у детей грудного возраста
- Бронхит
- Хронический тонзиллит
- Пневмонии
- Бронхиальная acIWa
- Крупозная пневмония
- Плевриты
- Болезни сердца Врожденные пороки сердца
- Ревматизм
- Болезни крови и кроветворных органов Анемия
- Геморрагические диатезы
- Геморрагический васкулит.
- Болезни почек и мочевыводящих путей Диффузный гломерулонефрит
- Пиелонефрит
- Особенности течения сахарного диабета у детей
- Болезнь дауна
- Инфекционные болезни у детей. Меры борьбы с инфекционными болезнями и пути повышения иммунитета у детей
- Острые респираторные заболевания
- Парагрипп
- Аденовирусная инфекция
- Менингококковая инфекция
- Вирусный гепатит (болезнь боткина)
- Туберкулез в детском и подростковом возрасте
- Дизентерия (dysenterIa)
- Коли-инфекция
- Сальмонеллезы
- Острые желудочно-кишечные заболевания стафилококковой этиологии
- Д!зфтерия (dVPhtherIa)
- Инфекционный мононуклеоз (железистая лихорадка филатова-пфейффера)
- Корь (morbILlI)
- Краснуха (rubeoba)
- Скарлатина (scarlatINa)
- Коклюш (pertussIs)
- Ветряная оспа (vArICella)
- Паротит эпидемический (parotItis epIDemICa)
- Неотложные состояния и помощь при них Острая дыхательная недостаточность
- Острая сердечно-сосудистая недостаточность
- Судорожный синдром
- Гипертермический синдром
- Острая почечная недостаточность
- Токсикоз с эксикозом
- Приложения Высшие и суточные дозы ядовитых и сильно согласно государственной фармакопее ссср
- Приложение 1. Действующих лекарственных средств для детей, десятого издания (гфх) в сокращенном виде
- Приложение. Эффективность применения сочетаний двух антибиотиков (по я. Б. Максимовичу)
- Приложение 3. Продолжительность инкубационного периода некоторых инфекционных болезней
- Приложение 4 Прививочный календарь (утвержден министром здравоохранения ссср 14.01. 1980 г.)
- Приложе ние 5. Примерные рецепты наиболее часто употребляемых лекарственных средств
- Приложение 6. Сроки изоляции инфекционных больных и лиц, контактировавших с ними
- Приложение 7 Увеличение массы тела и роста на 1-м году жизни
- Приложение 8. Рекомендуемые сроки введения и примерное количество отдельных продуктов и прикорма детям 1-Го года жизни, находящимся на грудном вскармливании
- Приложение 10 Таблица замены продуктов
- Приложение 11. Суточная потребность детбй в пищевых веществах
- Приложение 12. Технология приготовления молочных смесей Отвары
- Простые смеси
- Простокваша
- Приложение 13. Рецепты и технология приготовления основных блюд прикорма