Инфекционные болезни у детей. Меры борьбы с инфекционными болезнями и пути повышения иммунитета у детей
Инфекционными болезнями называют те, которые обусловлены взаимодействием патогенного микроорганизма и макроорганизма, происходящим в условиях влияния внешней среды.
Различают острые и хронические инфекционные заболевания, при этом учитывают не только их длительность. Острая инфекция отличается тем, что, развиваясь на определенном отрезке времени, проявления ее исчезают (корь, ветряная оспа, скарлатина и др.). Для хронической инфекции характерно чередование периодов затихания болезни, иногда кажущегося излечения, с периодами обострения, вспышками острых заболеваний (туберкулез, сифилис и др.).
Основными источниками большинства инфекций являются больной человек и его выделения. Большую опасность в отношении заражения представляют больные с атипичными и стертыми формами заболевания, которые встречаются наиболее часто у детей раннего возраста.
Помимо больных, источником инфекции при многих болезнях могут быть носители, выделяющие патогенные возбудители. Носительство может отмечаться в инкубационном периоде, в периоде выздоровления (реконвалесценции) и у здоровых людей (дизентерия, менингококковый менингит, дифтерия, вирусный гепатит и др.).
Животные (больные или носители) , особенно домашние (кошки, собаки, крупный и мелкий рогатый скот), с которыми дети часто соприкасаются, также могут стать источником инфекции (токсоплазмоз, бруцеллез и др.).
При инфекциях, возбудители которых выделяются из организма главным образом с секретом слизистых оболочек носа, зева, глотки, верхних дыхательных путей, заражение происходит воздушно-капельным путем (корь, краснуха, грипп, ветряная оспа, коклюш, менингококковый менингит, дифтерия, скарлатина и др.). Реже возбудитель может передаваться при общении здорового человека с больным (дифтерия, скарлатина и др.).
Инфекции могут передаваться через зараженные объекты внешней среды (различные предметы обихода, ухода, пищевые продукты, вода). Особенно большую роль они играют в распространении кишечных инфекций (дизентерия, вирусный гепатит, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллезы и др.). Механическими переносчиками кишечных инфекций являются комнатные мухи.
И, наконец, возможна внутриутробная передача возбудителя через плаценту от больной матери плоду (сифилис, корь, грипп, оспа, вирусный гепатит, цитомегалия, токсоплазмоз, листериоз и др.).
В течении острых инфекционных болезней различают следующие периоды: инкубационный, или скрытый, продромаль-ный (период предвестников), период развития, период угасания и период реконвалесценции (выздоровления).
Клинические проявления инфекционных болезней у детей весьма разнообразны, что зависит как от свойств возбудителя (его вирулентности), так и от индивидуальных особенностей реактивности организма, от возраста, наличия или отсутствия сопутствующих заболеваний.
Новорожденные и дети первых месяцев жизни не болеют корью, полиомиелитом, скарлатиной, эпидемическим паротитом. Эта устойчивость объясняется, с одной стороны, передачей антител (пассивный иммунитет) от матери через плаценту или молоко, с другой стороны — недостаточной зрелостью организма, недифференцированностью иннервационных механизмов и нервной регуляции, что сопровождается несовершенством иммуно-логических реакций. Вследствие этого заболевания у детей этого возраста склонны к генерализации, к вовлечению в патологический процесс всего организма и протекают атипично. При этом чем моложе ребенок, тем атипичнее проявления заболевания.
С возрастом постепенно развивается способность дифференцирование реагировать на воздействие различных патогенных агентов, однако у детей грудного возраста и в меньшей степени у детей 2—3 лет ответные дифференцированные реакции остаются еще несовершенными.
Профилактика инфекционных болезней у детей основана на проведении и выполнении сложного комплекса разнообразных мероприятий.
Непременным условием успешной противоэпидемической борьбы является точный учет инфекционных больных и своевременная сигнализация в санитарно-эпидемиологическую станцию (СЭС) и во все заинтересованные лечебные и профилактические учреждения. С этой целью на каждого инфекционного больного должна быть заполнена и отослана в СЭС карта экстренного извещения. Затем проводят эпидемиологическое обследование по месту жительства выявленного инфекционного больного, а также в посещаемом им детском учреждении, что позволяет наметить конкретные меры по локализации и ликвидации эпидемического очага.
Ранняя диагностика инфекционных болезней и своевременная изоляция больных — основное условие эффективности противоэпидемической борьбы. Госпитализация инфекционных больных является наиболее совершенной изоляцией. Больные гриппом, коклюшем, ветряной оспой, эпидемическим паротитом, корью, краснухой подлежат изоляции на дому, но при особой тяжести течения и появлении осложнений подлежат госпитализации. Ясельных детей, больных корью, неосложненным коклюшем, ветряной оспой, эпидемическим паротитом, можно изолировать в специальные группы — временные стационары, организованные в яслях.
Больных скарлатиной и дизентерией можно оставить д&ма по эпидемиологическим и клиническим показателям.
Для детей, бывших в общении с заразным больным, устанавливают карантин, во время которого соблюдается соответствующий режим и обеспечивается постоянное наблюдение.
Длительность изоляций и карантина определяются сроками, установленными Министерством здравоохранения СССР.
Пассивную иммунизацию детей, бывших в контакте с инфекционным больным, проводят гамма-глобулином, приготовленкы-м из человеческой сыворотки и содержащим иммунные тела. Применяют его для профилактики эпидемического гепатита и кори, а также в эпидемических очагах ветряной оспы и паротита. Специфическим является противооспенный, противостолбнячный, противогриппозный и противококлюшный гамма-глобулин. Последние два препарата назначают ослабленным детям и детям раннего возраста.
В последние годы для профилактики вирусных инфекций применяют интерферон (низкомолекулярный белок).
Дезинфекция входит в число противоэпидемических мероприятий, ее проводят при инфекционных болезнях, вызываемых более или менее стойкими возбудителями (при дифтерии, скарлатине, полиомиелите, кишечных инфекциях, вирусном гепатите и др.). При заболеваниях, вызываемых нестойкими возбудителями (корь, коклюш, ветряная оспа, свинка, краснуха и др.), применяют только влажную уборку и проветривание.
Различают текущую и заключительную дезинфекцию.
При текущей дезинфекции заразный материал обезвреживают тотчас после выделения его из организма. Ее осуществляют до изоляции больного или, если он не изолирован, до конца срока его заразительности.
Заключительную дезинфекцию проводят в очаге после изоляции больного или, если он не госпитализирован, после окончания срока изоляции.
Объекты, методы, средства дезинфекции зависят от характера инфекции, механизма передачи и особенностей очага.
Мероприятия, направленные на предупреждение заноса инфекции в детские учреждения, сводятся к следующему.
При ежедневном приеме ребенка в ясли-сад необходимо подробно расспросить родителей о состоянии его здоровья, а также о здоровье окружающих его детей (в семье, у соседей, в подъезде). Затем медицинская сестра тщательно осматривает кожу и зев ребенка, при подозрении на заболевание его немедленно отправляют домой.
У каждого вновь поступающего в детское учреждение ребенка и детей, выписанных из больницы или санатория, должны быть справки об отсутствии инфекционных заболеваний.
Если в детском коллективе обнаруживают инфекционного больного, то его изолируют от коллектива, направляя или домой, или в инфекционную больницу в зависимости от тяжести и характера заболевания. Затем накладывают карантин, проводят в случае надобности дезинфекцию и прививки, осуществляют наблюдение за детьми, бывшими в контакте с заболевшим.
Медицинский работник, обнаруживший в семье, где есть дети, посещающие детские учреждения, то или иное инфекционное заболевание, обязан немедленно известить это учреждение.
Необходимо проводить большую санитарно-воспитательную работу с родителями, добиваясь того, чтобы они своевременно сообщали о заболеваниях в семье, квартире, доме и др.
В консультации и поликлинике особое внимание при приеме детей уделяют организации фильтра. Здесь медицинская сестра осматривает кожу, зев ребенка, измеряет температуру тела. При подозрении на инфекционное заболевание ребенка немедленно переводят в закрытый бокс и после осмотра через отдельный выход направляют в инфекционное отделение или домой.
Заболевших детей с повышенной температурой тела необходимо осматривать только на дому.
Профилактика заразных заболеваний в соматических и инфекционных детских больницах имеет особенно важное значение. Инфекционные заболевания могут возникнуть в результате внебольничного и внутрибольничного заражения. В первом случае заражение происходит, когда больные поступают в стационар в инкубационном или продромальном периоде болезни (заносы инфекции). Заражения, происшедшие в больничном отделении, называют внутрибольничными, среди них первое место занимают воздушно-капельные инфекции (грипп, респираторные заболевания, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, коклюш и др.).
Для того чтобы предупредить занос инфекционных заболеваний в детские стационары, в направлении после диагноза на основании первичного эпидемиологического обследования необходимо сделать отметку об отсутствии контакта с инфекционным больным.
В приемном отделении стационара должны быть изолированные боксы для размещения детей с сомнительными диагнозами, со смешанной инфекцией. Изолированные боксы системы Мельцера имеют отдельный вход с тамбуром и предбоксник, сообщающийся со служебным помещением. В каждом боксе есть санитарный узел, ванна и все необходимое для обслуживания больного.
В каждом боксе должен находиться только одни больной, одновременное пребывание в нем нескольких поступающих больных не допускается.
В приемном отделении стационара непременно уточняют эпидемиологический анамнез и дополнительные сведения из СЭС и детских учреждений.
В соматических больницах для детей грудного возраста должны быть боксированные палаты. Это палаты, разделенные на части отдельными застекленными перегородками, достигающими или недостигающими потолка, с застекленной дверью. Эти полубоксы предназначены для профилактики внутриболь-ничных заражений при таких заболеваниях, как пневмония, осложненный грипп, острые респираторные инфекции и др. Эффективность таких полубоксов при профилактике внутрибольнич-ных инфекций в значительной степени зависит от обученности, дисциплинированности и сознательности персонала.
При выявлении в стационаре инфекционного больного его немедленно переводят из отделения, производят дезинфекцию, устанавливают карантин в палате или отделении, обследуют персонал (при дифтерии, дизентерии) . Каждый случай инфекционного заболевания необходимо проанализировать и зарегистрировать в специальном журнале внутрибольничных инфекций.
Необходимо тщательно соблюдать противоэпидемический режим в палатах, отделениях (гигиена больных, чистота помещения, систематическое проветривание, кипячение посуды и др.). Обслуживающий медицинский персонал периодически осматривают и обследуют на носительство.
При встрече с патогенным возбудителем одни дети заболевают, а другие — нет. Невосприимчивость к инфекциям обусловлена общим неспецифическим иммунитетом организма ребенка. Этот иммунитет повышается при правильном полноценном, обогащенном витаминами питании, хороших условиях жизни, правильном режиме дня, широком пользовании воздухом, закаливании организма, разумной воспитательной работе.
Наряду с этим большую роль играет и специфический иммунитет, который создается предохранительными прививками. В нашей стране проводят прививки против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори. Прививки против брюшного тифа, туляремии, бруцеллеза, лептоспироза производят детям лишь по эпидемиологическим показаниям.
Для прививок применяют убитые или живые ослабленные микробы либо их обезвреженные яды, в ответ на которые организм активно отвечает выработкой специфического иммунитета. Прививки проводят в определенные возрастные периоды и обязательно с учетом состояния здоровья каждого ребенка.
Эффективность прививок зависит от качества вакцин, правильного их хранения, от качества техники вакцинации, а также от состояния реактивности организма. Непосредственно предшествующие заболевания, протекающие во время и после проведения прививок, неполноценное питание (недостаток белка, витаминов) и другие отрицательные моменты могут сопровождаться ослаблением иммунитета. Вследствие этого привитые дети при встрече с инфекционным началом, могут заболеть, но болезнь у них, как правило, протекает сравнительно легко и почти не дает осложнений.
- В.П. Бисярина - Детские болезни с уходом за детьми и анатомо- физиологическими особенностями детского возраста
- Предисловие
- Краткая история отечественной педиатрии
- Периоды детского возраста и их характеристика
- Обязанности участковой медицинской сестры городской детской поликлиники
- Новорожденный ребенок и уход за ним
- Признаки доношенности новорожденного
- Первый туалет новорожденного
- Физиологические состояния новорожденного
- Организация ухода за новорожденным
- Правила пеленания
- Уход за кожей и слизистыми оболочками
- Вскармливание новорожденного
- Специфическая профилактика туберкулеза
- Первичный патронаж новорожденного
- Гигиена новорожденного в домашних условиях
- Недоношенный ребенок и уход за ним
- Характеристика недоношенного ребенка
- Организация внешней среды недоношенного ребенка
- Вскармливание недоношенных детей
- Предохранение недоношенного ребенка от инфекции
- Дальнейшее развитие недоношенного ребенка
- Антропометрические показатели развития ребенка
- Диатомо-физиологические особенности нервной системы
- Особенности эндокринной системы
- Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки
- Уход за кожей
- Анатомо-физиологические особенности костной ткани
- Особенности мышечной системы
- Анатомо-физиологические особенности органов дыхания
- Днатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы
- Особенности крови и лимфатической системы
- Значение свежего воздуха, закаливания, гимнастики для правильного функционирования органов дыхания, кровообращения и кроветворения
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения
- Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения
- Принципы вскармливания грудного ребенка и питание в последующие периоды детства
- Противопоказания и затруднения при грудном вскармливании
- Диета и режим кормящей матери
- Смешанное вскармливание
- Искусственное вскармливание
- Молочная кухня и донорские пункты
- Питание детей в возрасте 1-3 Лет
- Питание детей дошкольного и школьного возраста
- Болезни новорожденных и уход за ними
- Асфиксия новорожденного
- Гемолитическая болезнь новорожденных
- Энцефалопатия
- Болезни пупка
- Кожные болезни
- Заболевания глаз
- Расстройства пищеварения и питания у детей грудного возраста
- Классификация желудочно-кишечных заболевании детей раннего возраста
- Простая диспепсия
- Токсическая диспепсия
- Пилороспазм, пилоростеноз
- Гипотрофии
- Гипервитаминоз d
- Спазмофилия
- Экссудативный диатез
- Болезни слизистых оболочек полости рта и органов пищеварения
- Стоматиты
- Молочница
- Острый гастрит
- Острый гастроэнтерит
- Хронический гастрит
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Гельминтозы
- Аскаридоз
- Энтеробиоз
- Холециститы
- Болезни органов дыхания у детей
- Острый ринофарингит у детей раннего возраста
- Острый ларингит
- Острый стенозирующий ларинготрахеобронхит (ложный круп) у детей грудного возраста
- Бронхит
- Хронический тонзиллит
- Пневмонии
- Бронхиальная acIWa
- Крупозная пневмония
- Плевриты
- Болезни сердца Врожденные пороки сердца
- Ревматизм
- Болезни крови и кроветворных органов Анемия
- Геморрагические диатезы
- Геморрагический васкулит.
- Болезни почек и мочевыводящих путей Диффузный гломерулонефрит
- Пиелонефрит
- Особенности течения сахарного диабета у детей
- Болезнь дауна
- Инфекционные болезни у детей. Меры борьбы с инфекционными болезнями и пути повышения иммунитета у детей
- Острые респираторные заболевания
- Парагрипп
- Аденовирусная инфекция
- Менингококковая инфекция
- Вирусный гепатит (болезнь боткина)
- Туберкулез в детском и подростковом возрасте
- Дизентерия (dysenterIa)
- Коли-инфекция
- Сальмонеллезы
- Острые желудочно-кишечные заболевания стафилококковой этиологии
- Д!зфтерия (dVPhtherIa)
- Инфекционный мононуклеоз (железистая лихорадка филатова-пфейффера)
- Корь (morbILlI)
- Краснуха (rubeoba)
- Скарлатина (scarlatINa)
- Коклюш (pertussIs)
- Ветряная оспа (vArICella)
- Паротит эпидемический (parotItis epIDemICa)
- Неотложные состояния и помощь при них Острая дыхательная недостаточность
- Острая сердечно-сосудистая недостаточность
- Судорожный синдром
- Гипертермический синдром
- Острая почечная недостаточность
- Токсикоз с эксикозом
- Приложения Высшие и суточные дозы ядовитых и сильно согласно государственной фармакопее ссср
- Приложение 1. Действующих лекарственных средств для детей, десятого издания (гфх) в сокращенном виде
- Приложение. Эффективность применения сочетаний двух антибиотиков (по я. Б. Максимовичу)
- Приложение 3. Продолжительность инкубационного периода некоторых инфекционных болезней
- Приложение 4 Прививочный календарь (утвержден министром здравоохранения ссср 14.01. 1980 г.)
- Приложе ние 5. Примерные рецепты наиболее часто употребляемых лекарственных средств
- Приложение 6. Сроки изоляции инфекционных больных и лиц, контактировавших с ними
- Приложение 7 Увеличение массы тела и роста на 1-м году жизни
- Приложение 8. Рекомендуемые сроки введения и примерное количество отдельных продуктов и прикорма детям 1-Го года жизни, находящимся на грудном вскармливании
- Приложение 10 Таблица замены продуктов
- Приложение 11. Суточная потребность детбй в пищевых веществах
- Приложение 12. Технология приготовления молочных смесей Отвары
- Простые смеси
- Простокваша
- Приложение 13. Рецепты и технология приготовления основных блюд прикорма