logo search
Ответы_по_философским проблемам_медицины

Психическое отображение действительности - начало сознания

Оценивая сознание человека как социально-психический феномен понимания сути и смысла мира, общества и самого себя, философия акцентирует внимание, прежде всего на его становлении и развитии. Человек не рождается с развитым сознанием. Благодаря воспитанию образованию у него раскрываются способности к эмоционально-явственному и умственному созерцанию сущности природы и общества. Конечно, сознание — продукт и природы, и общества, но оно творится, прежде всего, самим человеком. Именно он, овладевая духовной культурной общества и насыщая свою память разной информацией, с детства формирует свое сознание. Возникает ли сознание одновременно с чувственным восприятием вещей, предметов и явлений мира, зависит от психического состояния организма. Психическое состояние организма, базовая основа сознания личности, формируется с раннего детства, при активном общении с детьми, матерью, отцом и другими взрослыми. Науке известны случаи, когда ребенок, лишенный до определенного возраста возможности общаться со сверстниками и взрослыми людьми, терял врожденную способность по-человечески воспринимать мир и строить на этом основании свое социальное поведение. У него по сути не развивалось сознание.

Исследовательский интерес у ученых, врачей, психологов и философов вызывают дети, в воспитании которых взрослые люди по тем или иным причинам не принимали участия, — это реальные прототипы киплинговского Маугли. У них, как правило, человеческим ос­талось лишь тело, тогда как психическое состояние соответствовало таковому животных, среди которых им пришлось выживать. Младенец, попавший к животным, если при определенных обстоятельствах и выживал физически, то уже никогда не смог стать чело­веком в традиционном смысле, т.е. обладать сознанием. Для этого ребенку еще в раннем периоде жизни необходимо пройти активную социализацию или «очеловечение» человеком.

Сознание — это результат длительного саморазвития человечества: совершенствования его биологических и психологических функций, но особенно общественных связей и отношений. Исключительно важную роль в этом сыграли возникновение второй сигнальной системы, развитие понятийного мышления и, конечно, появление осмысленной речи.

Выделяются 4 мыслительные функции сознания: предметная (тех­нологическая), образная (художественная), практическая (соци­альная), понятийная (концептуальная). Но этим не исчерпывается функциональная сфера разнообразных видов мыслительной актив­ности психики. Есть также творческая сфера мыслительной деятель­ности человека, которая способствует созиданию принципиаль­но нового, человеческого мира - мира его духовной и материальной культуры. Это сфера деятельности человеческого разума. Уже сам факт его функционирования предусматривает не только умение оперировать понятиями, категориями и даже не столько приобретать и сохранять информацию о вещах, явлениях в памяти, но ещё и осознавать смысл, уточнять сущность и назначение тех или иных вещей, явлений и т.д.