logo
Ответы_по_философским проблемам_медицины

Логическая структура диагноза. Основные этапы диагностического процесса, их цели и правила, причины возможных врачебных ошибок.

Ответ: Когда врач встречается с больным, то основным вопросом, возникающим перед врачом, является необходимость постановки диагноза, решения самой трудной и сложной задачи в области клинической медицины, так как и лечение, и прогноз, и профи­лактические мероприятия определяются диагнозом.

Высказанное еще в 18 веке Бургавом положение о том, что «кто хорошо диагностирует — хорошо лечит) (qui bene diagnostic bene curat) получило всеобщее распространение, стало афориз­мом. Постановка диагноза подчас требует множества сведений, включающих субъективные и объективные данные, результаты лабораторных исследований.

Диагноз (греч. diagnosis — определение, различение, распо­знавание) — медицинское заключение о патологическом состоя­нии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании (трав­ме) или о причине смерти, выраженное в терминах, предусмо­тренных принятыми классификациями и номенклатурой болез­ней.

Существуют различные классифика­ции диагнозов.

  1. По этапам построения: а) предварительный, б) оконча­тельный, в) клинический или развернутый.

  2. По характеру и содержанию: а) анатомический, морфоло­гический, патологоанатомическии; б) патофизиологический или функциональный; в) патогенетический; г) нозологический.

  3. По способу построения и обоснования: а) прямой, б) диф­ференциальный, в) путем наблюдения, г) по лечебному эффекту.

  4. По времени выявления: а) ранний, б) поздний.

  5. По степени достоверности: а) ориентировочный, б) пред­варительный, в) окончательный, г) «под вопросом».

  6. По способу логического построения и клиниче­ского обследования: а) прямой, обоснованный (при наличии патогномоничного симптома), б) дифференциальный или диаг­ноз путем исключения менее вероятных заболеваний, в) по ле­чебному эффекту.

В основу построения диагноза положен нозологический прин­цип, включающий название определенной болезни в соответ­ствии с существующей номенклатурой. Учение о болезни – нозология – постоянно развивается и изменяется, что ведет к ви­доизменению общих принципов классификации и номенклатуры болезней на основе знаний этиологии, патологической анатомии, патологической физиологии и т. д. Таким образом, в диагнозе болезни стремятся по мере возможности отразить этиологический, патогенетический, мор­фологический и функциональный компоненты.

Диагноз является познавательным процессом, сущность ко­торого состоит в отражении в сознании врача объективно су­ществующих закономерностей, вызванных патологическим про­цессом в организме больного. Задача диагностики в целом сво­дится к созданию мысленной картины болезни у конкретного больного, которая была бы возможно более полной и точной копией самой болезни и состояния больного.

Движение познания в диагностическом процессе проходит следующие 3 этапа:

1. Выявление всех симптомов заболевания, включая и отрицательные симптомы, при клиническом и лабораторном обследовании больного. Это фаза сбора сведений о заболеваемости у конкретного больного.

2. Осмысливание обнаруженных симптомов, «сортировка» их, оценка по степени важности и характерности и сопоставление с симптомами известных заболеваний. Это фаза анализа и диф­ференциации.

3. Формулирование диагноза заболевания на ос­новании выявленных признаков, объединения их в логическое целое. Это фаза интеграции и синтеза.

Существует 3 вида обследования больного: а) расспрос, б) осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, то есть непо­средственное чувственное исследование и в) лабораторно-инструментальное обследование. Все три вида обследования являются одновременно и субъективными, и объективными, но наиболее субъективен метод расспроса. Проводя исследование больного, врач должен руководствоваться определенной системой и строго придерживаться ее.

Еще древние говорили «Errare humanum est» («человеку свойственно ошибаться»), но, пожалуй, ни в одной области че­ловеческой деятельности ошибки не влекут за собой столь час­тых и тяжелых последствий, как в области клинической меди­цины.

Среди многообразных причин ошибок наи­более важные следующие:

  1. диагностические, выражающиеся в нераспознании или неверном распознании болезни, что может быть обусловлено ее атипичным течением, несовершенством методики диагностирования, неопытностью врача:

  2. плохое собирание анамнеза, недостаточное осмысливание его и использование в диагнозе;

  3. недостоверность объективного обследования больного и неправильная интерпретация его результатов;

  4. недостаточность лабораторного и инструментального ис­следования, неправильное использование результатов этого ис­следования;

  5. дефекты в организации консультативной помощи, которая подчас сводится к формальной переписке консультанта с леча­щим врачом на страницах истории болезни, подменяющей сов­местное творческое обсуждение диагноза;

  6. неполноценное обобщение данных обследования больного, а также неумелое их использование применительно к осо­бенностям течения болезни;

  7. длительное бессимптомное течение болезни;

  8. тяжелое состояние больного, затрудняющее его обследо­вание;

  9. редкость заболевания или атипичное его течение.

  10. лечебно-тактические, выражающиеся в ошибочном назначении и осуществлении лечебных мероприятий, что может быть обусловлено неверным диагнозом, несовершенством мед науки и т.д.

  11. технические (неправильное использование медицинской техники, применение несоответствующих медикаментов

Основные этапы лечения, цели и правила, причины возможных врачебных ошибок.

Ответ: Современный лечебный процесс является сложным циклическим процессом. Он заключает в себя сбор и обработку медико-биологических данных, постановку диагноза, выбор стратегии и тактики лечения и, наконец, проведение лечебной процедуры.

Главные этапы совокупности лечебного процесса в медицине:

  1. сбор медико-биологической информации о здоровье заболевшего. Это данные анамнеза, результаты физического и инструментального обследования и лабораторные данные. Не имеется максимального объема получаемой информации, т.к. нет сопоставления между потоком информации от источника и связи «больной - врач», вследствие появления огромного числа выходов у источника информации и всего одного входа у ее получателя.

  2. анализ медико-биологической информации о заболевшем и ее анализ.

  3. установление диагноза и понимание течения болезни. В процессе установления диагноза врач опирается на свои медицинские знания и опыт.

  4. назначение собственно лечения.