Логическая структура диагноза. Основные этапы диагностического процесса, их цели и правила, причины возможных врачебных ошибок.
Ответ: Когда врач встречается с больным, то основным вопросом, возникающим перед врачом, является необходимость постановки диагноза, решения самой трудной и сложной задачи в области клинической медицины, так как и лечение, и прогноз, и профилактические мероприятия определяются диагнозом.
Высказанное еще в 18 веке Бургавом положение о том, что «кто хорошо диагностирует — хорошо лечит) (qui bene diagnostic bene curat) получило всеобщее распространение, стало афоризмом. Постановка диагноза подчас требует множества сведений, включающих субъективные и объективные данные, результаты лабораторных исследований.
Диагноз (греч. diagnosis — определение, различение, распознавание) — медицинское заключение о патологическом состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании (травме) или о причине смерти, выраженное в терминах, предусмотренных принятыми классификациями и номенклатурой болезней.
Существуют различные классификации диагнозов.
По этапам построения: а) предварительный, б) окончательный, в) клинический или развернутый.
По характеру и содержанию: а) анатомический, морфологический, патологоанатомическии; б) патофизиологический или функциональный; в) патогенетический; г) нозологический.
По способу построения и обоснования: а) прямой, б) дифференциальный, в) путем наблюдения, г) по лечебному эффекту.
По времени выявления: а) ранний, б) поздний.
По степени достоверности: а) ориентировочный, б) предварительный, в) окончательный, г) «под вопросом».
По способу логического построения и клинического обследования: а) прямой, обоснованный (при наличии патогномоничного симптома), б) дифференциальный или диагноз путем исключения менее вероятных заболеваний, в) по лечебному эффекту.
В основу построения диагноза положен нозологический принцип, включающий название определенной болезни в соответствии с существующей номенклатурой. Учение о болезни – нозология – постоянно развивается и изменяется, что ведет к видоизменению общих принципов классификации и номенклатуры болезней на основе знаний этиологии, патологической анатомии, патологической физиологии и т. д. Таким образом, в диагнозе болезни стремятся по мере возможности отразить этиологический, патогенетический, морфологический и функциональный компоненты.
Диагноз является познавательным процессом, сущность которого состоит в отражении в сознании врача объективно существующих закономерностей, вызванных патологическим процессом в организме больного. Задача диагностики в целом сводится к созданию мысленной картины болезни у конкретного больного, которая была бы возможно более полной и точной копией самой болезни и состояния больного.
Движение познания в диагностическом процессе проходит следующие 3 этапа:
1. Выявление всех симптомов заболевания, включая и отрицательные симптомы, при клиническом и лабораторном обследовании больного. Это фаза сбора сведений о заболеваемости у конкретного больного.
2. Осмысливание обнаруженных симптомов, «сортировка» их, оценка по степени важности и характерности и сопоставление с симптомами известных заболеваний. Это фаза анализа и дифференциации.
3. Формулирование диагноза заболевания на основании выявленных признаков, объединения их в логическое целое. Это фаза интеграции и синтеза.
Существует 3 вида обследования больного: а) расспрос, б) осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, то есть непосредственное чувственное исследование и в) лабораторно-инструментальное обследование. Все три вида обследования являются одновременно и субъективными, и объективными, но наиболее субъективен метод расспроса. Проводя исследование больного, врач должен руководствоваться определенной системой и строго придерживаться ее.
Еще древние говорили «Errare humanum est» («человеку свойственно ошибаться»), но, пожалуй, ни в одной области человеческой деятельности ошибки не влекут за собой столь частых и тяжелых последствий, как в области клинической медицины.
Среди многообразных причин ошибок наиболее важные следующие:
диагностические, выражающиеся в нераспознании или неверном распознании болезни, что может быть обусловлено ее атипичным течением, несовершенством методики диагностирования, неопытностью врача:
плохое собирание анамнеза, недостаточное осмысливание его и использование в диагнозе;
недостоверность объективного обследования больного и неправильная интерпретация его результатов;
недостаточность лабораторного и инструментального исследования, неправильное использование результатов этого исследования;
дефекты в организации консультативной помощи, которая подчас сводится к формальной переписке консультанта с лечащим врачом на страницах истории болезни, подменяющей совместное творческое обсуждение диагноза;
неполноценное обобщение данных обследования больного, а также неумелое их использование применительно к особенностям течения болезни;
длительное бессимптомное течение болезни;
тяжелое состояние больного, затрудняющее его обследование;
редкость заболевания или атипичное его течение.
лечебно-тактические, выражающиеся в ошибочном назначении и осуществлении лечебных мероприятий, что может быть обусловлено неверным диагнозом, несовершенством мед науки и т.д.
технические (неправильное использование медицинской техники, применение несоответствующих медикаментов
Основные этапы лечения, цели и правила, причины возможных врачебных ошибок.
Ответ: Современный лечебный процесс является сложным циклическим процессом. Он заключает в себя сбор и обработку медико-биологических данных, постановку диагноза, выбор стратегии и тактики лечения и, наконец, проведение лечебной процедуры.
Главные этапы совокупности лечебного процесса в медицине:
сбор медико-биологической информации о здоровье заболевшего. Это данные анамнеза, результаты физического и инструментального обследования и лабораторные данные. Не имеется максимального объема получаемой информации, т.к. нет сопоставления между потоком информации от источника и связи «больной - врач», вследствие появления огромного числа выходов у источника информации и всего одного входа у ее получателя.
анализ медико-биологической информации о заболевшем и ее анализ.
установление диагноза и понимание течения болезни. В процессе установления диагноза врач опирается на свои медицинские знания и опыт.
назначение собственно лечения.
- Медицина как наука и искусство, теория и практика. Объект и предмет медицины. Специфика медицины как науки.
- Философские основания медицины. Смена парадигм в истории медицины.
- Современная (научная) медицина и традиционная (альтернативная) медицина.
- Классификация медицинских наук как философская и методологическая проблема. Дифференциация и интеграция медицинских знаний.
- Биологическая модель болезни и ее основные принципы. Критика биологической модели болезни. Биопсихосоциальная модель болезни.
- Понятия «здоровье» и «болезнь», их значение для медицины. Объективный и ценностный подходы к определению понятий здоровья и болезни.
- 1. Современная концепция здоровья
- Философские и методологические проблемы нозологии. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие. Антинозологизм. Диалектика общего и специфического в медицине.
- Проблема души и тела в философии. Современные подходы к решению психофизической проблемы в философии (бихевиоризм, теория тождества, функционализм, дуализм).
- Происхождение и сущность сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности.
- Психическое отображение действительности - начало сознания
- Эволюция представлений о связи психического и соматического (теория конверсии з.Фрейда, теория специфического конфликта ф.Александера, теория стресса г.Селье и др.)
- Возникновение психосоматической медицины
- Три стадии общего адаптационного синдрома:
- Психосоматический подход в современной медицине. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний. Болезнь и личность больного.
- Доказательная медицина
- Категории «целое и часть», структура и функции в медицине. Системный подход в медицине.
- Диалектика социального и биологического в человеке. Социальная обусловленность здоровья и болезни человека. Болезни цивилизации.
- Проблема истины в философии. Классическая теория истины и ее современные альтернативы (когерентная, конвенциональная, прагматическая и марксистская теории).
- Цель научного познания - достижение истины
- Диагностика как специфический познавательный процесс. Распознавание типичного. Принцип индивидуального подхода. Роль интуиции в диагностике. Компьютеризация диагностического процесса и ее значение.
- Логическая структура диагноза. Основные этапы диагностического процесса, их цели и правила, причины возможных врачебных ошибок.
- Эксперимент и моделирование. Их роль в медицинском познании