Категории «целое и часть», структура и функции в медицине. Системный подход в медицине.
Ответ: Медицина — самостоятельная наука, обладающая всеми признаками специфической области знания. Помимо собственного предмета, она имеет и свои методы изучения, и сферу практического приложения, а именно профилактику болезней, лечение больных и укрепление здоровья здоровых. Через предмет исследования медицина связана с общественными дисциплинами. Такие отрасли медицины, как гигиена труда, питания, жилища и отдыха, тесно связны с рядом общественных дисциплин.
На протяжении многих веков медицину рассматривали как науку о болезнях человека. Это соответствовало буквальному значению термина «медицина» (лат. medicina, medicos - лечебный, врачебный). Проявления подобного патологоцентрического взгляда на медицину не изжиты и до настоящего времени. Это выражается в том, что в центре внимания практической и теоретической медицины ставится болезнь, а укреплению здоровья здоровых, созданию условий, предотвращающих их переход в категорию больных, уделяется мало внимания.
Одним из первых объектов научного познания человеком-субъектом, по вполне понятным причинам, стал его собственный организм, т.е. объектная сторона его собственного существования.
И поскольку этот объект с достаточным постоянством доставлял и доставляет своему субъекту различного рода неприятности – от легких недомоганий до болевых ощущений, интенсивность которых может подавлять даже инстинкт самосохранения, познание объектной стороны своего собственного бытия оказалось связанным, прежде всего, с познанием этих страданий для избавления от них. Т.е. предметом соответствующей науки – медицины изначально стали и остаются по сей день страдания (болезни) человека и способы избавления от них.
Замена болезни как предмета медицины на больного человека, что иногда представляется как принципиально иной подход к лечебному делу (вспомните сакраментальное требование классиков медицины "лечить не болезни, а больного"), ничего не меняет по существу, т.к. в обоих случаях предмет дисциплины – это частное проявление жизнедеятельности человеческого организма. Только в первом случае оно взято как обобщение аналогичных проявлений у разных людей, а во втором – как состояние конкретного человеческого организма. Любой же частный случай не может быть достаточным основанием для формулировки даже своих собственных закономерностей.
Болезнь, как предмет медицины, до сих пор не имеет корректного и содержательного определения, хотя попытки сформулировать его предпринимались и предпринимаются с античности до наших дней.
Эти многочисленные формулировки, отличаясь деталями, сходятся в одном. Болезнь "определяется" как состояние, возникающее у здорового человека под действием определенных болезнетворных факторов, т.е. болезнь – это состояние, альтернативное другому состоянию – здоровью, которое, в свою очередь "определяется" как состояние полного физического и духовного благополучия. В итоге, все они явно или неявно сводятся к утверждению: "Болезнь есть нарушение здоровья, вызванное действием определенных (болезнетворных) факторов (причин)".
Медицина как наука о "жизни" человеческого организма – это наука об уровнях и состояниях его здоровья, одним из которых и является состояние болезни, принципиально отличающееся от своих альтернатив только динамикой нормированной по времени вероятности гибели.
Чтобы говорить о системном подходе, надо сначала сказать о том, что такое система. Система — это совокупность элементов и связей между ними. Причём, слова «…и связей между ними» являются определяюще важными: из-за того, что элементы взаимодействуют друг с другом, система не является аддитивной, или, иначе говоря, общие свойства системы не определяются простой суммой свойств её элементов.
Необходимая комплексность в изучении проблем управления сложными структурами обеспечивается системным подходом. Основная идея, которого состоит в том, чтобы рассматривать эти объекты не как простую совокупность отдельных элементов, но как систему в целом, с учетом их интегративных свойств как нового качества, возникающего при объединении в систему большого числа элементов.
- Медицина как наука и искусство, теория и практика. Объект и предмет медицины. Специфика медицины как науки.
- Философские основания медицины. Смена парадигм в истории медицины.
- Современная (научная) медицина и традиционная (альтернативная) медицина.
- Классификация медицинских наук как философская и методологическая проблема. Дифференциация и интеграция медицинских знаний.
- Биологическая модель болезни и ее основные принципы. Критика биологической модели болезни. Биопсихосоциальная модель болезни.
- Понятия «здоровье» и «болезнь», их значение для медицины. Объективный и ценностный подходы к определению понятий здоровья и болезни.
- 1. Современная концепция здоровья
- Философские и методологические проблемы нозологии. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие. Антинозологизм. Диалектика общего и специфического в медицине.
- Проблема души и тела в философии. Современные подходы к решению психофизической проблемы в философии (бихевиоризм, теория тождества, функционализм, дуализм).
- Происхождение и сущность сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности.
- Психическое отображение действительности - начало сознания
- Эволюция представлений о связи психического и соматического (теория конверсии з.Фрейда, теория специфического конфликта ф.Александера, теория стресса г.Селье и др.)
- Возникновение психосоматической медицины
- Три стадии общего адаптационного синдрома:
- Психосоматический подход в современной медицине. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний. Болезнь и личность больного.
- Доказательная медицина
- Категории «целое и часть», структура и функции в медицине. Системный подход в медицине.
- Диалектика социального и биологического в человеке. Социальная обусловленность здоровья и болезни человека. Болезни цивилизации.
- Проблема истины в философии. Классическая теория истины и ее современные альтернативы (когерентная, конвенциональная, прагматическая и марксистская теории).
- Цель научного познания - достижение истины
- Диагностика как специфический познавательный процесс. Распознавание типичного. Принцип индивидуального подхода. Роль интуиции в диагностике. Компьютеризация диагностического процесса и ее значение.
- Логическая структура диагноза. Основные этапы диагностического процесса, их цели и правила, причины возможных врачебных ошибок.
- Эксперимент и моделирование. Их роль в медицинском познании