Происхождение и сущность сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности.
Ответ: Формирование сознания начинается с непосредственного соприкосновения человека с предметами, вещами и явлениями материального мира и продолжается за счет взаимодействия с ними и с культурными ценностями. Его важнейшими особенностями стали использование сложных орудий труда и его разделение. Труд приобретал творческий характер. В итоге у человека качественно изменилась психика, став способной субъективно оценивать предметы, вещи и явления мира. Психика человека обрела такие качества, как ощущения, восприятия, память, мышление, внимание, эмоции, воля, совесть и т.д. Именно они и стали источником становления способности человека к идеальному отображению объектов мира и выражению социокультурных отношений в виде представлений, образов, понятий, а затем созидания идей, теорий, концептов, идеалов и т.д. У человека развилась и способность к вербальному (лат. verbum — слово) освоению природы и общества.
В условиях новой морально-психологической атмосферы и интеллектуального климата инициируется вербальный акт идеального воспроизведения действительности. В процессе эволюции у человека как живого существа сформировалась членораздельная речь, а некие смысловые звуки затем перешли в слова. Усложнение человеческого языка и развитие у него артикулярного аппарата создали условия для становления второй сигнальной системы, которая обеспечила переход от взаимодействия с предметами к оперированию понятиями и категориями.
Сознание как высшая форма субъективно-творческого состоянии человека органично связано с его социокультурным бытием, формами мышления, языком символов и смыслов. В сознании базовым основанием является знание — вся совокупность чувственных образов и умозрительных понятий, для которых в нормальных условиях характерно в той или иной степени ясное и отчетливое понимание всего того, с чем человек сталкивается в жизни и созидательной деятельности. Отсюда суть человеческого сознания — в понимании смысла всех накопленных знаний и умений. Они составляют как бы отфильтрованные критичным мышлением все нечеткие представления, смутные образы и многообразные мнения о чем-либо и о ком-либо. Человеческое мышление творчески конструирует из многообразия хаотичной информации о вещах, предметах, явлениях природного мира и общества научную картину мира в виде понятий, категории, концептов, теорий.
- Медицина как наука и искусство, теория и практика. Объект и предмет медицины. Специфика медицины как науки.
- Философские основания медицины. Смена парадигм в истории медицины.
- Современная (научная) медицина и традиционная (альтернативная) медицина.
- Классификация медицинских наук как философская и методологическая проблема. Дифференциация и интеграция медицинских знаний.
- Биологическая модель болезни и ее основные принципы. Критика биологической модели болезни. Биопсихосоциальная модель болезни.
- Понятия «здоровье» и «болезнь», их значение для медицины. Объективный и ценностный подходы к определению понятий здоровья и болезни.
- 1. Современная концепция здоровья
- Философские и методологические проблемы нозологии. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие. Антинозологизм. Диалектика общего и специфического в медицине.
- Проблема души и тела в философии. Современные подходы к решению психофизической проблемы в философии (бихевиоризм, теория тождества, функционализм, дуализм).
- Происхождение и сущность сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности.
- Психическое отображение действительности - начало сознания
- Эволюция представлений о связи психического и соматического (теория конверсии з.Фрейда, теория специфического конфликта ф.Александера, теория стресса г.Селье и др.)
- Возникновение психосоматической медицины
- Три стадии общего адаптационного синдрома:
- Психосоматический подход в современной медицине. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний. Болезнь и личность больного.
- Доказательная медицина
- Категории «целое и часть», структура и функции в медицине. Системный подход в медицине.
- Диалектика социального и биологического в человеке. Социальная обусловленность здоровья и болезни человека. Болезни цивилизации.
- Проблема истины в философии. Классическая теория истины и ее современные альтернативы (когерентная, конвенциональная, прагматическая и марксистская теории).
- Цель научного познания - достижение истины
- Диагностика как специфический познавательный процесс. Распознавание типичного. Принцип индивидуального подхода. Роль интуиции в диагностике. Компьютеризация диагностического процесса и ее значение.
- Логическая структура диагноза. Основные этапы диагностического процесса, их цели и правила, причины возможных врачебных ошибок.
- Эксперимент и моделирование. Их роль в медицинском познании