Эксперимент и моделирование. Их роль в медицинском познании
Ответ: Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, медицину. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в.
Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.
Моделирование – процесс построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез. Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.
Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.
Процесс моделирования включает три элемента:
1) субъект (исследователь),
2) объект исследования,
3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Пусть имеется или необходимо создать некоторый объект А. Мы конструируем (материально или мысленно) или находим в реальном мире другой объект В - модель объекта А. Этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале.
Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть оригиналом), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала.
Метод моделирования находит свое применение в медицине и сопутствующих ей науках. Метод моделирования в медицине является средством, позволяющим устанавливать все более глубокие и сложные взаимосвязи между теорией и опытом. В последнее столетие экспериментальный метод в медицине начал наталкиваться на определенные границы, и выяснилось, что целый ряд исследований невозможен без моделирования.
Моделирование в медицине очень часто используется сейчас на всех уровнях изучения живого организма, начиная от субклеточного и кончая моделированием высшей нервной деятельности сообществ живых организмов.
Специфика эксперимента как формы практической деятельности в том, что эксперимент выражает активное отношение человека к действительности.
Эксперимент предполагает наличие теоретического момента лишь в начальный момент исследования — выдвижение гипотезы, ее оценку и т.д., теоретические соображения, связанные с констpуиpованием установки, а также на завершающей.
В состав эксперимента входят два элемента: средства познания и предмет познания. Эксперимент должен:
1) фиксироваться исследователями,
2) быть однородными,
3) относиться к изменениям объекта познания.
Если такие изменения окажутся изменениями другого объекта познания, тогда возникает необходимость либо расширить объект познания, либо эксперимент нельзя считать научным, либо он будет относиться к новым объектам исследования, что потребует постановки новой познавательной задачи и введения соответствующего элементарного акта.
Эксперимент опирается на широкий спектр логических средств. Для их анализа определим критерий выбора наиболее характерных средств. В качестве такого критерия может быть взято положение о практической базе логических операций, непосредственно связанных с реальными предметами, процессами их видоизменения и чувственного отражения. К таким методам можно отнести операции анализа и синтеза, дедукции и индукции, обобщения и абстрагирования, аналогии и моделирования.
- Медицина как наука и искусство, теория и практика. Объект и предмет медицины. Специфика медицины как науки.
- Философские основания медицины. Смена парадигм в истории медицины.
- Современная (научная) медицина и традиционная (альтернативная) медицина.
- Классификация медицинских наук как философская и методологическая проблема. Дифференциация и интеграция медицинских знаний.
- Биологическая модель болезни и ее основные принципы. Критика биологической модели болезни. Биопсихосоциальная модель болезни.
- Понятия «здоровье» и «болезнь», их значение для медицины. Объективный и ценностный подходы к определению понятий здоровья и болезни.
- 1. Современная концепция здоровья
- Философские и методологические проблемы нозологии. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие. Антинозологизм. Диалектика общего и специфического в медицине.
- Проблема души и тела в философии. Современные подходы к решению психофизической проблемы в философии (бихевиоризм, теория тождества, функционализм, дуализм).
- Происхождение и сущность сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности.
- Психическое отображение действительности - начало сознания
- Эволюция представлений о связи психического и соматического (теория конверсии з.Фрейда, теория специфического конфликта ф.Александера, теория стресса г.Селье и др.)
- Возникновение психосоматической медицины
- Три стадии общего адаптационного синдрома:
- Психосоматический подход в современной медицине. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний. Болезнь и личность больного.
- Доказательная медицина
- Категории «целое и часть», структура и функции в медицине. Системный подход в медицине.
- Диалектика социального и биологического в человеке. Социальная обусловленность здоровья и болезни человека. Болезни цивилизации.
- Проблема истины в философии. Классическая теория истины и ее современные альтернативы (когерентная, конвенциональная, прагматическая и марксистская теории).
- Цель научного познания - достижение истины
- Диагностика как специфический познавательный процесс. Распознавание типичного. Принцип индивидуального подхода. Роль интуиции в диагностике. Компьютеризация диагностического процесса и ее значение.
- Логическая структура диагноза. Основные этапы диагностического процесса, их цели и правила, причины возможных врачебных ошибок.
- Эксперимент и моделирование. Их роль в медицинском познании