Особенности организации оказания медицинской помощи
Основные принципы организации психиатрической помощи заключаются в поэтапной сортировке, эвакуации и соответствующей терапии пострадавших. Наиболее эффективно эти принципы реализуются при максимальном приближении помощи к пострадавшему населению, активном выявлении лиц с психической патологией как непосредственно в районе катастрофы, так и в близлежащих медицинских учреждениях и местах эвакуации жителей.
Стратегию психиатрической помощи определяет динамика возникающих состояний психической дезадаптации, психотических и невротических расстройств. На всех этапах развития ситуации она должна быть тесно связана с общемедицинской помощью, обеспечивать непрерывность и преемственность профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
Во время катастрофы и непосредственно после нее основным организационным звеном медицинской, в том числе и психиатрической, помощи являются специалисты скорой медицинской помощи, а также сохранившиеся в зоне бедствия ЛПУ. Психиатрическая помощь должна планироваться в расчете на специальные бригады, оперативно направляемые в районы бедствия. В зависимости от масштаба катастрофы и числа пострадавших бригады могут формироваться из 1—2 (или большего числа) врачей-психиатров и подготовленного среднего медицинского персонала (фельдшеров).
Спокойные, уверенные действия специалистов, оказывающих первую медицинскую помощь, благотворно влияют на ту часть пострадавших, у которой развились субпсихотические психогенные реакции.
Число направляемых в район катастрофы психиатрических бригад определяется масштабами бедствия. В ряде случаев в зависимости от конкретно складывающейся ситуации врачи-психиатры могут работать самостоятельно, однако наиболее целесообразна их совместная деятельность с другими медицинскими подразделениями. Члены бригады на первом этапе катастрофы участвуют в спасательных работах, оказывают не только психиатрическую, но и общемедицинскую и необходимую консультативную помощь нейрохирургам и другим специалистам. При большом числе пострадавших и при наличии соответствующих условий уже непосредственно после катастрофы в центре пострадавшего района целесообразна организация эвакуационного психиатрического отделения, в котором можно было бы изолировать возбужденных больных.
Особенностью тактики психиатрической помощи в этот период является необязательность установления нозологического и синдромального диагноза — достаточным становится разделение пострадавших на лиц с психотическими расстройствами и лиц, у которых психические нарушения не достигают психотического уровня. При этом основная задача состоит в обеспечении безопасности не только самого пострадавшего с остро развившимися психическими расстройствами, но и окружающих.
Критерии сортировки
состояние сознания (нарушено — не нарушено),
двигательные расстройства (психомоторное возбуждение — ступор),
особенностей эмоционального состояния (страх, тревога, депрессия).
Важное значение в этот период имеют своевременное выявление и эвакуация охваченных страхом паникеров и истерических декомпенсированных личностей, составляющих группу повышенного риска развития паники.
Первостепенной целью медикаментозной терапии больных с реактивными психозами является купирование острого психического состояния. Наиболее рационально это достигается с помощью нейролептических препаратов, транквилизаторов, антидепрессантов (нередко используемых в комбинации), обладающих седативным и анксиолитическим эффектом. Препараты (тизерцин, аминазин, диазепам, феназепам, амитриптилин) назначают внутримышечно или внутривенно.
С момента начала спасательных работ (подострый период катастрофы) наряду со скорой и неотложной психиатрической помощью, оказываемой преимущественно специализированными и достаточно мобильными психиатрическими бригадами, целесообразна организация психиатрических (психотерапевтических) кабинетов в развертываемых в зоне ЧС поликлиниках и стационарах для оказания помощи как пострадавшим, так и при необходимости участникам спасательных и восстановительных работ. В этот период эвакуационное психиатрическое отделение начинает выполнять и функции отделения диагностики и кратковременного лечения (на протяжении нескольких дней) лиц с пограничными формами нервно-психических расстройств. При этом необходимо предусмотреть возможность как полной, так и частичной госпитализации пострадавших, нуждающихся в психиатрической помощи.
По мере разрешения опасной для жизни ситуации и снижения вероятности развития реактивных психозов все более важной становится организация психотерапевтической работы среди населения — стационированных в лечебные учреждения пострадавшего района, а также эвакуированных. К этой работе необходимо активно привлекать врачей территориальных психоневрологических и общемедицинских учреждений.
При адаптационных (приспособительных) реакциях и многих начальных невротических расстройствах целью любых психиатрических и медико-психологических воздействий является профилактика (первичная и вторичная) развития состояний психической дезадаптации, психических и психосоматических заболеваний. Специального лечения у психиатра при этом не требуется, его консультация необходима лишь для дифференциально-диагностической оценки состояния. В этих случаях наряду с устранением дополнительных травмирующих воздействий могут использоваться психокоррекция и рациональная психотерапия. Иногда необходимы кратковременный отдых, физиотерапия, рефлексотерапия. По специальным показаниям могут назначаться препараты группы адаптогенов (золотой корень и др.), актопротекторов (бемитил) и ноотропов (пирацетам и др.), оказывающие в рассматриваемых случаях патогенетическое лечебно-профилактическое действие, а также транквилизаторы дневного действия (медазепам) и психостимуляторы (сиднокарб).
Основной целью лечения пострадавших с невротическими реакциями является купирование тревоги и страха, приспособление их к жизни и деятельности в условиях сохраняющейся психогении. Для этого используют транквилизаторы, антидепрессанты с универсальным успокаивающим действием, психотерапию. Наиболее эффективным психотерапевтическим методом оказывается в этих случаях когнитивная психотерапия. Метод учитывает особенности состояния пострадавших, испытывающих потребность рассказать о катастрофе, наиболее страшных и значительных для них сценах и событиях. Активный расспрос, доброжелательное и внимательное выслушивание, «проговаривание» наиболее неприятных переживаний позволяют уменьшить аффективное напряжение, структурировать переживания и активизировать целенаправленную деятельность пострадавших.
При относительной стабилизации ситуации после эвакуации пострадавших в безопасные районы (период отдаленных последствий) психиатрическую и медико-психологическую помощь оказывают главным образом тем, кто за ней обращается. Наряду с этим приобретает актуальность активное обследование и при необходимости - лечение психически больных, состоявших до ЧС в группах диспансерного наблюдения. У многих из них во время катастрофы возможно развитие обострений и декомпенсаций психических заболеваний. К оказанию помощи в этот период привлекаются территориальные звенья специализированной психиатрической помощи (стационары, психотерапевтические кабинеты и др.). При необходимости они должны усиливаться за счет дополнительного привлечения специалистов.
Наряду с лечебно-реабилитационной деятельностью психиатрической службы особое значение в этот период приобретает экспертная работа. Это связано с тем, что у части пострадавших наблюдается развитие «рентных» установок. При выплате страховых пособий и компенсаций имеет место тенденциозное усиление или «удержание» имевшихся расстройств для получения определенных льгот.
Затяжные реактивные психозы требуют стационарного лечения. В зависимости от клинических проявлений (психотическая реактивная депрессия, псевдодеменция, пуэрилизм и др.) по показаниям проводят соответствующую терапию (нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, гипнотерапия и др.). Лечебно-реабилитационная тактика при неврозах и неврозоподобных расстройствах у больных с соматическими заболеваниями должна строиться по индивидуальному терапевтическому плану с использованием психотерапии, средств лечения основного заболевания, психо-коррекционных мероприятий, физиотерапии и при необходимости психотропных лекарственных препаратов (транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы и др.). При невротическом и патохарактерологическом развитии личности лечебно-профилактические мероприятия должны быть направлены на приостановление этого процесса и на компенсацию состояния. Для этого может использоваться широкий арсенал лекарственных и психотерапевтических средств и методов.
- Практическое занятие № 1
- Тема 1. Основы гражданской обороны
- Основные понятия и задачи гражданской обороны.
- Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
- Принципы организации и ведения гражданской обороны.
- Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны.
- Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.
- Руководство гражданской обороной.
- Силы гражданской обороны.
- Финансирование мероприятий по гражданской обороне.
- Практическое занятие № 2
- Тема 2. Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения
- Мобилизация мобилизационная подготовка
- Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации
- Мобилизационные органы.
- Финансирование мобилизационной подготовки и мобилизации
- Практическое занятие № 3
- Тема 3. Медицинская служба гражданской обороны
- Задачи и организация федеральной медицинской службы гражданской обороны
- Основные определения и понятия мс го
- Практичкское занятие №4
- Тема 4. Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия
- Современные войны и возможный характер военных угроз для России. (Характер военных угроз России и войн начала XXI века)
- Обычное оружие
- Нелетальное оружие
- Практическое занятие №5
- Тема 5. Организация защиты населения в военное время
- Коллективные средства защиты
- Индивидуальные средства защиты
- Использование сизод для защиты раненых и больных
- Практическое занятие №6
- Тема 6. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны
- Мероприятия гоз в условиях мирного времени
- Мероприятия гоз при переводе на военное положение
- Организация медицинского обеспечения эвакуационных мероприятий
- Практическое занятие №7
- Тема 7. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации последствий нападения противника
- Виды медицинской помощи
- Сортировка
- Практическое занятие №8
- Тема 8. Работа формирований мсго при ведении спасательных работ в очагах поражения
- Общие принципы организации спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (снавр)
- Организация работы формирований гоз при ликвидации очага ядерного поражения
- Организация работы отрядов первой медицинской помощи
- Практическое занятие №9
- Тема 9. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению в военное время
- Организация развертывания больничной базы загородной зоны медицинской службы гражданской обороны
- Организация функционирования бб 33
- Практическое занятие №10
- Тема 10. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения в военное время
- Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в военное время в очагах поражения, при проведении эвакуации, и в местах временного размещения.
- Санитарно-противоэпидемические мероприятия в ходе эвакуации населения
- Противоэпидемические мероприятия в пути следования включают:
- Организация санитарной экспертизы продовольствия и питьевой воды.
- 3. Понятие о карантине и обсервации. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами
- Практическое занятие №1
- Тема 1. Современное состояние и перспективы развития токсикологии отравляющих и аварийно-опасных химических веществ (аохв)
- Практическое занятие №2
- Тема 2. Отравляющие и аохв нервно-паралитического действия. Клиника, диагностика, лечение
- Практическое занятие №3
- Тема 3. Отравляющие и аохв кожно-нарывного действия. Клиника, диагностика, лечение
- Физико-химические и токсические свойства ипритов, люизита, фенола и его производных и др.
- Практическое занятие №4
- Тема 4. Отравляющие и аохв общеядовитого действия. Клиника, диагностика, лечение.
- Практическое занятие №5
- Тема 5. Отравляющие и аохв удушающего действия. Клиника, диагностика, лечение
- Практическое занятие №6
- Тема 6. Отравляющие вещества раздражающего действия. Клиника, диагностика, лечение
- Практическое занятие №7
- Тема 7. Отравляющие вещества психомиметического действия. Клиника, диагностика, лечение
- Практическое занятие №8
- Тема 8. Ядовитые технические жидкости
- Практическое занятие №9
- Тема 9. Особенности поражения аохв с преимущественно цитотоксическим действием
- Практическое занятие №10
- Тема 10. Табельная кислородная аппаратура и приборы искусственного дыхания; их использование в чрезвычайных ситуациях.
- Классификация гипоксических состояний
- Ов кожно-нарывного действия
- Практическое занятие №11
- Тема 11. Средства индивидуальной и коллективной защиты
- Практическое занятие №12
- Тема 12. Средства радиационной разведки, радиометрического и дозиметрического контроля. Методика оценки радиационной обстановки
- Практическое занятие №13
- Тема 13. Средства химической разведки и индикация отравляющих и аварийно-опасных химических отравляющих (аохв) веществ. Методика оценки химической обстановки
- Практическое занятие №14
- Тема 14. Медицинские средства профилактики, оказания помощи и лечения пораженных 0в, аохв и ионизирующим излучением
- Практическое занятие №15
- Тема 15. Медико-тактическая характеристика очагов поражения при авариях на атомных энергетических установках
- Ядерное оружие
- Организация работы формирований гоз при ликвидации очага ядерного поражения
- Организация работы отрядов первой медицинской помощи
- Практическое занятие №16
- Тема 16. Организация и средства проведения специальной обработки
- 2. Понятие о дегазации и дезактивации, о методах и способах их проведения.
- 1.Физическими:
- 2. Физико-химическими:
- Практическое занятие №1
- Тема 1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Предназначение, структура медицинских формирований мо рф, (развертывание и организация работы. Принципы их использования)
- Практическое занятие №2
- Тема 2. Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф
- Всероссийская служба медицины катастроф
- Организация Всероссийской службы медицины катастроф
- Органы управления Всероссийской службой медицины катастроф
- Формирования и учреждения службы мк Минздрава России
- Режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф
- Практическое занятие №3
- Тема 3. Медицинская зашита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях
- Классификация мсиз
- Снабжение медицинскими сиз
- Практическое занятие №4
- Тема 4. Подготовка лечебно-профилактического учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях
- Работа лечебно-профилактического учреждения в условиях чс
- Мероприятия по повышению устойчивости функционирования лечебно-профилактического учреждения в чс
- Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в больнице
- Особенности проведения лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- Практическое занятие №5
- Тема 5. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях
- Сортировка
- Двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных
- Развертывание и организация работы этапа медицинской эвакуации, предназначенного для оказания первой врачебной помощи
- Практическое занятие №6
- Тема 6. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера.
- Классы жидкостей по пожарной опасности
- Практическое занятие №7
- Тема 7. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)
- Практическое занятие №8
- Тема 8. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях
- Задачи, цели и определение санитарнопротивоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
- Организация санитарно-гигиенических мероприятий в чрезвычайных ситуациях
- Организация противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях
- Задачи и организация сети наблюдения и лабораторного контроля
- Особенности работы мосн в строгом противоэпидемическом режиме
- Практическое занятие №9
- Тема 9. Медицинское снабжение формирований и учреждений, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
- Практическое занятие №1
- Тема 1. Медицинская служба Вооруженных Сил рф в чрезвычайных ситуациях мирного времени
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Основные задачи рсчс:
- Принципы построения и функционирования рсчс:
- Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Практическое занятие №2
- Тема 2. Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения
- Организация призыва граждан на военную службу по мобилизации
- Бронирование граждан на период мобилизации и на военное время
- Состояние войны
- Мероприятия, проводимые на территории, на которой введено военное положение
- Правовое положение граждан в период действия военного положения
- Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о военном положении
- Практическое занятие №3
- Тема 3. Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современного оружия
- Ядерное оружие
- Химическое оружие
- Медико-тактическая характеристика очагов комбинированного поражения
- Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время
- Методики прогнозирования и оценки медицинской обстановки в очагах поражения
- Практическое занятие №4
- Тема 4. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи населения в военное время и мирное время.
- Организационные основы медицинской сортировки
- Практическое занятие №5
- Тема 5. Токсикология современных аварийно опасных химических веществ и оказания квалифицированной и специализированной помощи населению.
- Принципы организации химической разведки.
- Организация оказание медицинской помощи
- Особенности сортировки и регистрации
- Особенности оказания медицинской помощи на этапах.
- Практическое занятие №6
- Тема 6. Терроризм.
- Практическое занятие №7
- Тема 7. Психологическое реагирование при ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций.
- Особенности клинической картины
- Особенности диагностики
- Особенности организации оказания медицинской помощи