logo
Военная и экстремальная медицина / 3- практические занятия / занятия

Современные войны и возможный характер военных угроз для России. (Характер военных угроз России и войн начала XXI века)

Анализ военно-политической обстановки в мире показывает, что нача­ло XXI века будет характеризоваться проявлением во внутригосударствен­ных и международных отношениях двух главных тенденций.

Первая— выражается в отходе от военно-силовой политики к разви­тию отношений доверия и сотрудничества в военно-политической области, в стремлении именно на этой основе упрочить национально-государственную и международную безопасность.

Вторая— противоположная тенденция, заключающаяся в расширении причин и поводов для использования военно-силовой политики. Кризисный характер экономического развития большой группы государств мира, реаль­ный рост социального разрыва между экономически развитыми госу­дарствами и странами с отсталой экономикой, провоцируют политические режимы некоторых государств к попыткам решения экономических и поли­тических внутренних и межгосударственных проблем вооруженным путем. Кроме того, амбиции отдельных крупнейших экономически развитых госу­дарств в стремлении к региональной гегемонии также подталкивают их к про­ведению военно-силовой политики.

Данные тенденции обуславливаются следующими объективными при­чинами:

- нарастание дефицита сырья и энергии в развитых странах мира;

- перенос социально-классового противостояния в мире в область на­циональных противоречий;

- усиление борьбы за лидерство в установлении нового экономическо­го порядка в регионах и мире в целом;

- выход на политическую арену сил, исповедующих терроризм как спо­соб изменения мирового порядка;

- нарастание потребности в реформировании существующего миропо­рядка путем изменения статуса новых мировых держав.

Существующие противоречия между государствами и народами будут подталкивать различные радикальные и экстремистские движения к силовым действиям.

Появление новых центров финансово-экономической мощи в Европе, Азии и на Ближнем Востоке также, бесспорно, провоцирует применение силы в переделе мира. Следовательно, даже окончательный уход в прошлое реци­дивов «холодной войны» не означает, что из международной практики будет

исключено военно-политическое противостояние. Отказ от идеологического противостояния не отменит геополитических интересов, а также нацио­нальных приоритетов во внешней политике любого государства.

Переходя к анализу угроз безопасности России, следует остановиться в первую очередь на источниках военной опасности, которые при опреде­ленных условиях могут перерасти в военные угрозы различного масштаба (глобального, регионального и локального).

Глобальная военная опасностьдля России исходит и будет исходить от стран, обладающих стратегическим ядерным оружием (США, Китай, Фран­ция, Великобритания, Пакистан). В свою очередь и Россия, обладающая стра­тегическим ядерным оружием, является источником глобальной военной опасности по отношению к другим государствам мира. В то же время воен­но-стратегическая обстановка в мире показывает, что потенциальная воен­ная опасность в глобальном масштабе реально уменьшается и имеет все по­зитивные тенденции к дальнейшему снижению.

Страны, обладающие стратегическими ядерными вооружениями, стре­мятся к снижению глобальной военной опасности. Кроме того, склады­вающиеся отношения России и США с Китаем, Францией и Великобритани­ей позволяют сделать вывод об уменьшении взаимной глобальной военной опасности для России на данном этапе.

Таким образом, военно-стратегическая обстановка в мире начала XXI века характеризуется тенденцией к снижению существующей для России во­енной угрозы со стороны стран, обладающих стратегическим ядерным ору­жием. Также и со стороны России — этим странам.

К характерным особенностям современных войн сегодня можно отнести:

- применение различных форм и методов боевых действий, в том числе и нетрадиционных;

- сочетание военных действий (проводимых в соответствии с правила­ми военной науки) с партизанскими и террористическими действиями;

- широкое использование криминальных (и регулярных) формирований;

- скоротечность военных действий (30-60 суток);

- избирательность поражения объектов;

- повышение роли дальних дистанционных боев с применением высо­коточных радиоуправляемых средств;

- нанесение точечных ударов по ключевым объектам (чаще критическим элементам объекта экономики);

-сочетание мощного политико-дипломатического, информационно-психологического и экономического воздействия.

Источниками потенциальной региональной военной опасностиРос­сии и других стран СНГ являются государства, граничащие с территорией бывшего СССР на юге, которые способны в отдельности создать достаточно мощные группировки войск против северных соседей. Кроме того, источни­ком региональной военной опасности служат усиливающиеся террито­риальные и конфессиональные противоречия на северо-западе и востоке России. В то же время региональные военные опасности различного харак­тера сглажены до определенной степени двусторонними соглашениями (экономическими, пограничными, военными, культурными и т. д.) и практически не переросли в военную угрозу для России, хотя и обладают большим взрыв­ным потенциалом.

Локальная военная опасностьв настоящее время имеет более под­вижный характер, более выраженные и конкретные симптомы противоречий и менее короткий процесс по времени перехода к непосредственной воен­ной угрозе или к вооруженному конфликту. Локальная военная опасность России практически существует по всему периметру границ России с госу­дарствами дальнего зарубежья. Питательной средой для нее служат суще­ствующие чисто военные и территориальные противоречия, которые при оп­ределенных условиях могут перерасти в вооруженные конфликты.

В настоящее время все большую роль играют тенденции нарастания во­енной опасности внутри СНГ и России, которые могут перерасти в воору­женные конфликты различного масштаба и интенсивности, вызванные сле­дующими причинами.

Первая— несовпадение этнических и административных границ ряда государств СНГ и России. Эта же проблема имеет место внутри Российской Федерации между ее субъектами. Стремление некоторых республик к пере­смотру и уточнению границ может приводить к вооруженному конфликту.

Вторая— политические и экономические противоречия как внутри Рос­сии, так и с государствами СНГ, могут спровоцировать вооруженные конфликты, вызывающие нестабильность и создающие угрозу государственности России.

Третья— стремление властных националистических структур некото­рых автономий к полному суверенитету и созданию своих национальных фор­мирований.

Таким образом, для России в настоящее время существуют источники военной опасности в Европейском, Центрально-Азиатском, Азиатско-тихоо­кеанском регионах.

Как показывает анализ исторического развития общества, разрешение комплекса противоречий между государствами или группами государств в большинстве случаев происходит с применением оружия. За пять с половиной тысяч лет на Земле произошло около 15 тысяч войн и вооруженных конфлик­тов. Это значит, что на каждый минувший век не приходится даже одной мир­ной недели на планете.

Краткий анализ тенденции развития военно-политических отношений между государствами и источников военной опасности показывает, что при неблагоприятном развитии возможно резкое обострение существующих про­тиворечий между Россией и государствами ближнего и дальнего зарубежья, Это может привести к возникновению вооруженных конфликтов (войн), раз­личных по своим целям, задачам и масштабам.

- приграничные войны,где агрессором будут преследоваться цели:

прорыв государственной границы для пропуска контрабандистов, тер­рористов или потоков беженцев; реализация территориальных претензий к России; поддержка сепаратистских движений на сопредельной территории;

провоцирование вступления в конфликт НАТО на стороне агрессора; получе­ние доступа к ресурсам экономической зоны России;

- локальные войны,которые могут быть развязаны с целями: реали­зации территориальных претензий к РФ; поддержки вооруженных сепа­ратистских движений на территории России с задачей отторжения от нее от­дельных регионов, а также вытеснения российских миротворческих контингентов и российских военных баз в других государствах;

- региональные войны— это войны более крупного масштаба, кото­рые будут проводиться с целями: разгрома основных военных сил РФ на те­атре военных действий(ТВД), захвата значительной части территории, ослаб­ления военно-политического руководства государства и содействия терри­ториальному распаду РФ, ослабления международных позиций России, окончательного размывания и распада СНГ и системы межгосударственных отношений;

- крупномасштабная (мировая) война,где агрессор — государство, коалиция государств или их блок, будет преследовать цели военного и эко­номического разгрома РФ и ее союзников, расчленения и ликвидации Рос­сии как государства — субъекта международных отношений.

Стратегический характер современных войн определяется возмож­ностями участвующих в них государств, военно-политическими целями и по­ставленными стратегическими задачами по их достижению. Наиболее харак­терными их чертами будут: скрытность подготовки и внезапность развязы­вания агрессии; массированное применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия на новых физических принципах; применение ранее не известных форм и способов ведения бое­вых действий; ведение вооруженной борьбы во всех сферах - на суше, в воз­духе и на море при возрастающей роли средств воздушно-космического на­падения; активная борьба за завоевание стратегической инициативы и пре­восходства в управлении; огневое поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры государства и группировок войск на всю глубину их построения; маневренные действия войск при широком использовании аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения; постоянная угроза расширения масштабов конфликта. Все это выдвигает новые требо­вания к структуре военной организации государства, в том числе и к системе медицинского обеспечения населения в военное время.

Характерным для современных войн является тот факт, что даже при учас­тии в них крупных воинских контингентов на больших территориях война, как правило, не объявляется, военное положение в государствах, вовлеченных в конфликт, не вводится, полномасштабные мобилизационные мероприятия не проводятся. Иначе говоря, отсутствует четкий правовой рубеж между мир­ным и военным положением в стране, в которой по сути дела идет война.

Становится очевидной необходимость поддержания структур медицин­ской службы Гражданской обороны в высокой боевой и мобилизационной го­товности. Даже в приграничном вооруженном конфликте, локальной войне не обойтись без проведения мероприятий ГО с частичной мобилизацией, особен­но в регионах, где такая агрессия совершена, да и в других регионах с целью восполнения потерь личного состава, техники, материальных средств и т.д.

Таким образом очевидно, что вероятные войны против России будут осуществляться только с применением современных обычных средств пора­жения. В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших тех­нологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.

В связи с этим в концепции войн нового поколения решающая роль от­водится не живой силе, не ядерному, а высокоточному обычному оружию и оружию на новых физических принципах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барь­ер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обыч­ных средств поражения.