logo
Военная и экстремальная медицина / 3- практические занятия / занятия

Классы жидкостей по пожарной опасности

Класс жидкости

Температура вспышки, С

Жидкости

I

28 и ниже

Бензин, эфиры, растворители, лёгкие спирты, Т-2, ацетон

II

От 29 до 61

Т-1, ТС-2, осветительные керосины, средние спирты, уайт-спирит, дизельные топлива (ДЗ, ДП)

III

От 62 до 120

Мазуты котельные, дизельные топлива (ДС, ДТ, ДМ)

IV

Выше 120

Смазочные масла, трансформаторное масло

Примечание: I и II классы относятся к легковоспламеняющимся жидкостям (ЛВЖ), III и IV к горючим жидкостям.

Пожары по своим масштабам и интенсивности подразделяются на следующие категории :

Отдельный пожар - пожар, возникшей в отдельном здании или сооружении. Продвижение людей и техники по застроенной территории между отдельными пожарами возможно без средств защиты от теплового излучения.

Сплошной пожар - одновременное интенсивное горение преобладающего количества зданий и сооружений да данном участке застройки. Продвижение людей и техники через участок сплошного пожара невозможно без средств защиты от теплового излучения.

Массовый пожар - совокупность отдельных и сплошных пожаров.

Огневой шторм - особая форма распространяющегося сплошного пожара, характерными признаками которого являются: наличие восходящего потока продуктов сгорания и нагретого воздуха; приток свежего воздуха со всех сторон со скоростью не менее 50 км/ч по направлению к границам огневого шторма.

Стоит отметить, что основными поражающими факторами пожара являются непосредственное действие огня на горящий предмет (горение) и дистанционное воздействие на предметы и объекты высоких температур за счёт излучения, а также токсичное воздействие дыма (ядовитых продуктов неполного сгорания - СО, СО2, SО2, цианистых соединений фосгена и др.).

На ПВОО могут образовываться пожаро-взрывоопасные смеси на основе газов, ЛВЖ, ОХВ и др. Для этих смесей характерны концентрационные пределы воспламенения (взрываемости) КПВ (т. е. максимальный - верхний предел и минимальный - нижний предел концентрации). Взрыв - кратковременный процесс быстрого превращения вещества с выделением большого количества энергии в небольшом объёме. Основными поражающими факторами взрыва являются воздушная ударная волна (ВУВ), возникающая при ядерных взрывах, при взрывных превращениях облаков топливно-воздушных смесей, взрывов резервуаров с перегретой жидкостью и резервуаров под давлением и осколочные поля, создаваемые летящими обломками разного рода объектов технологического оборудования, строительных деталей и т. д.

Последствия пожаров и взрывов обусловлены действием их поражающих факторов. При пожарах и взрывах люди получают термические и механические повреждения. Характерны ожоги тела, верхних дыхательных путей, черепно-мозговые травмы, множественные переломы и ушибы, комбинированные поражения. Однако статистика показывает, что на пожаре люди гибнут в основном не от пламени, а от дыма (ядовитых продуктов горения): хватает нескольких вдохов, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения.

Транспортные аварии.

Транспортная авария - авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжёлых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.

Транспортные аварии (ТА) классифицируют по видам транспорта:

авиационная катастрофа

железнодорожная авария

дорожно-транспортное происшествие (ДТП)

авария на магистральном трубопроводе

авария на подземном транспорте и др.

Железнодорожный транспорт - основное средство транспортировки ОХВ. По железным дорогам в странах СНГ в совокупности ежегодно перевозится свыше 700 тыс. т. хлора, причём иногда в пути следования одновременно находятся около 100 цистерн, содержащих до 5000 т. сжиженного хлора. Помимо цистерн, для транспортировки ОХВ используются различные контейнеры ёмкостью от 0,1 до 0,8 м. куб. и баллоны от 0,016 до 0,05 м. куб. Кроме того, железнодорожный транспорт является одним из основных видов по перевозке нефтепродуктов.

Распространённым способом транспортировки ОХВ и нефтепродуктов является трубопроводный (нефтегазопроводов более 200 тыс . км., промысловых трубопроводов - 350 тыс. км.).