Особенности клинической картины
Характер психического реагирования населения на катастрофу и особенности психопатологии, возникающей после нее, зависят от:
интенсивности и продолжительности воздействия,
обширности района поражения,
плотности населения,
готовности отдельных лиц к деятельности в экстремальных условиях,
согласованности проведения спасательных работ
адекватности оказания медицинской помощи.
Выраженное воздействие катастрофы на эмоциональную сферу пострадавших происходит как непосредственно в период возникновения катастрофы, так и опосредованно в результате гибели родственников и близких, а также материальных потерь и социальных проблем, возникающих после катастрофы.
Этапность в формировании симптоматики:
начальный этап полиморфной психопатологической симптоматики
стадия структурирования, т. е. формирования определенной направленности психического реагирования,
период относительной стабилизации возникших психопатологических проявлений, т. е. оформления неврозов.
Основные периоды, во время которых наблюдаются различные психические нарушения:
острый (изоляционный) период - первые минуты и часы после катастрофы,
подострый период - 10—12 дней после катастрофы,
период отдаленных последствий - в течение нескольких месяцев и даже лет после катастрофы.
В острый (изоляционный) периоду небольшой части лиц, находящихся в эпицентре катастрофы, могут возникнуть следующие виды психотических состояний: аффективно-шоковая реакция, психогенный ступор, психомоторное возбуждение, реактивная спутанность, истерический психоз.
Аффективно-шоковая реакция — наиболее характерная для экстремальных ситуаций форма реактивных психозов, которая вызывается сильным аффектом, обычно страхом в связи с угрозой жизни. Аффективно-шоковая реакция проявляется своеобразным состоянием оцепенения, которое сопровождается снижением возможности восприятия внешних раздражителей и достаточно выраженной дезориентацией в окружающем.
Психогенный ступор проявляется в резко выраженной двигательной заторможенности, достигающей степени полной обездвиженности, и незначительной речевой продукции вплоть до мутизма, протекающих на фоне суженного сознания. Человек, несмотря на смертельную опасность, застывает в позе, в которой он находился в момент потрясения. Временами в таких ситуациях наступает состояние оцепенения (ступор). Пострадавший сидит съежившись или лежит в эмбриональной позе. Мимика при этом отражает напряженный аффект, на лице выражение либо испуга, либо безысходного отчаяния. Воспоминания о потрясении отрывочны.
Психомоторное возбуждение развивается остро и проявляется хаотичными и бесцельными движениями. Пострадавшие бессмысленно мечутся в поисках выхода, кричат, молят о помощи. Эта картина возникает на фоне психогенного сумеречного расстройства сознания. При этом отмечается нарушение ориентировки в окружающем и собственной личности, а также неотчетливость восприятия окружающего. Впоследствии отмечается полная амнезия.
Реактивная спутанность проявляется речевыми расстройствами, которые характеризуются однообразными высказываниями и ускорением темпа речи. При этом в речи пострадавших выявляется определенная тематика, отражающая экстремальную ситуацию. Высказывания отличаются однообразием, носят стереотипный характер. Речевые расстройства возникают в рамках истерических нарушений на фоне аффективно суженного сознания и нерезко выраженного психомоторного возбуждения.
Истерические психозы проявляются более разнообразными клиническими формами, нежели описанные выше психозы, и включают в себя следующие варианты: истерические сумеречные состояния, псевдодеменцию, истерический ступор.
Истерические сумеречные помрачения сознанияхарактеризуются прежде всего аффективным сужением поля сознания, дезориентировкой в окружающей обстановке, обманами восприятия (зрительные и слуховые галлюцинации) и избирательной фрагментарностью последующей амнезии.
Псевдодеменцияпредставляет собой «мнимое слабоумие», возникающее на фоне суженного состояния сознания, и характеризуется мнимой утратой простейших знаний, неправильными ответами (миморечь) и действиями (мимо-действия).
Истерический ступор проявляется обездвиженностью, мутизмом и явлениями помрачения сознания (истерическое суженное сознание). Однако при этой форме ступора поведение больного отражает напряженный аффект (страдание, отчаяние), а мимика крайне экспрессивна. На лице выражение ужаса и страдания, иногда на глазах слезы.
У другой, значительно большей по количеству группы лиц психическое состояние в момент катастрофы определяется полиморфной психопатологической симптоматикой невротического уровня, центральным элементом которой являются тревожно-фобические расстройства. Наряду с ощущением внутреннего напряжения, беспокойства и тревожными опасениями они обычно отмечают у себя сердцебиение, повышенную потливость, слабость во всем теле, сухость во рту, тремор рук и всего тела, что свидетельствует о нарушениях функционирования вегетативной нервной системы.
В течение подострого периода, который начинается с момента организации спасательных работ и продолжается до момента эвакуации пострадавших в безопасные зоны, у большей части лиц, перенесших катастрофу, происходит снижение интенсивности тревожно-фобических реакций, что способствует их социальной адаптации. Однако у части пострадавших происходит трансформация тревожно-фобических реакций в ряд других невротических состояний, которые обычно оцениваются как невротические реакции: гипоманиакальные, обсессивно-фобические, истерические, астенические, депрессивные, ипохондрические. Перечисленные невротические реакции по своей клинической картине ничем не отличаются от аналогичных состояний, встречающихся в обычной психиатрической практике.
Гипоманиакальные реакцииу лиц, попавших в экстремальные условия, проявляются гипервысокой, но плохо интегрированной активностью, отрицанием ими объективно существующих трудностей, преувеличением своих возможностей, с которыми обычно сочетается или неадекватность прогноза, или постановка нереальных целей, или нереалистическое планирование поведения.
Обсессивно-фобические реакциипредставляют собой навязчивые переживания страха повторения катастрофических явлений. Тревожно-фобические реакции при этом эмоционально ярки, образны и чувственно окрашены. Ощущение внутреннего напряжения заставляет людей постоянно контролировать изменения, которые могут даже отдаленно свидетельствовать о повторении катастрофы. Они начинают вырабатывать для себя четкую систему поведения, ограждающую их от тяжелых последствий катастрофы при возможном ее повторении. Лица с обсессивно-фобическими реакциями достаточно адекватно оценивают свое состояние, критически к нему относятся и активно ищут поддержки у окружающих и помощи у медиков с целью избавления от мучительных тревожных переживаний.
Истерические реакциикрайне разнообразны и изменчивы. Наиболее явными признаками невротических реакций истерического круга являются демонстративные или конверсионные реакции. В поведении лиц с таким типом реагирования на катастрофу отмечаются драматизация ситуации, эмоциональная неустойчивость, бурная реакция на происходящее катастрофическое событие, сопровождающееся выраженными сомато-вегетативными нарушениями, а иногда и расстройствами движения по типу астезии-абазии (невозможность стоять или ходить) и изменениями чувствительности, не соответствующими зонам иннервации.
Астенические реакциипроявляются у лиц, перенесших катастрофу, в виде повышенной утомляемости, снижения трудоспособности, ухудшения памяти и внимания. Указанные нарушения сопровождаются, как правило, повышенной возбудимостью, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и лабильностью настроения.
Депрессивные реакциив виде колебания настроения характеризуются психологической понятностью переживаний, отражением в переживаниях и высказываниях лиц, перенесших катастрофу, психотравмирующих факторов. Депрессивный аффект в некоторых случаях может проявляться тоской, подавленностью, заторможенностью или, напротив, двигательным возбуждением, сужением сознания — концентрацией на психотравмирующих факторах, а также идеями самообвинения сверхценного характера.
Ипохондрические реакцииу лиц, переживших катастрофу, проявляются фиксацией внимания на своем здоровье. Они легко сосредоточиваются на неприятных ощущениях, мыслях о наличии у них каких-либо внутренних соматических нарушений. Источником этих ощущений являются стертые, незначительно выраженные соматовегетативные нарушения, всегда имеющиеся при эмоциональном стрессе.
У части лиц возникает обострение эндогенных заболеваний (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, органическое поражение головного мозга).
В период отдаленных последствий, который начинается после эвакуации пострадавших в безопасные районы и может продолжаться несколько месяцев, дальнейшая динамика состояния во многом определяется способностью данного контингента адаптироваться к изменившимся условиям существования. В тех случаях, когда социальная ситуация меняется в лучшую сторону (возмещение материального ущерба, предоставление жилья, оказание адекватной медицинской помощи и т. д.), происходит компенсация названных выше невротических расстройств. Однако у пострадавших, потерявших родных или близких, а также понесших значительные материальные потери, происходит стойкая фиксация перечисленных типов психических нарушений, что клинически выражается в формировании следующих невротических состояний:
невроза тревоги (страха),
невроза навязчивости,
истерического невроза,
неврастении,
депрессивного невроза,
ипохондрического невроза,
невроза со сверхценными образованиями - сутяжно-кверулянтского.
- Практическое занятие № 1
- Тема 1. Основы гражданской обороны
- Основные понятия и задачи гражданской обороны.
- Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
- Принципы организации и ведения гражданской обороны.
- Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны.
- Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.
- Руководство гражданской обороной.
- Силы гражданской обороны.
- Финансирование мероприятий по гражданской обороне.
- Практическое занятие № 2
- Тема 2. Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения
- Мобилизация мобилизационная подготовка
- Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации
- Мобилизационные органы.
- Финансирование мобилизационной подготовки и мобилизации
- Практическое занятие № 3
- Тема 3. Медицинская служба гражданской обороны
- Задачи и организация федеральной медицинской службы гражданской обороны
- Основные определения и понятия мс го
- Практичкское занятие №4
- Тема 4. Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия
- Современные войны и возможный характер военных угроз для России. (Характер военных угроз России и войн начала XXI века)
- Обычное оружие
- Нелетальное оружие
- Практическое занятие №5
- Тема 5. Организация защиты населения в военное время
- Коллективные средства защиты
- Индивидуальные средства защиты
- Использование сизод для защиты раненых и больных
- Практическое занятие №6
- Тема 6. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны
- Мероприятия гоз в условиях мирного времени
- Мероприятия гоз при переводе на военное положение
- Организация медицинского обеспечения эвакуационных мероприятий
- Практическое занятие №7
- Тема 7. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации последствий нападения противника
- Виды медицинской помощи
- Сортировка
- Практическое занятие №8
- Тема 8. Работа формирований мсго при ведении спасательных работ в очагах поражения
- Общие принципы организации спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (снавр)
- Организация работы формирований гоз при ликвидации очага ядерного поражения
- Организация работы отрядов первой медицинской помощи
- Практическое занятие №9
- Тема 9. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению в военное время
- Организация развертывания больничной базы загородной зоны медицинской службы гражданской обороны
- Организация функционирования бб 33
- Практическое занятие №10
- Тема 10. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения в военное время
- Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в военное время в очагах поражения, при проведении эвакуации, и в местах временного размещения.
- Санитарно-противоэпидемические мероприятия в ходе эвакуации населения
- Противоэпидемические мероприятия в пути следования включают:
- Организация санитарной экспертизы продовольствия и питьевой воды.
- 3. Понятие о карантине и обсервации. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами
- Практическое занятие №1
- Тема 1. Современное состояние и перспективы развития токсикологии отравляющих и аварийно-опасных химических веществ (аохв)
- Практическое занятие №2
- Тема 2. Отравляющие и аохв нервно-паралитического действия. Клиника, диагностика, лечение
- Практическое занятие №3
- Тема 3. Отравляющие и аохв кожно-нарывного действия. Клиника, диагностика, лечение
- Физико-химические и токсические свойства ипритов, люизита, фенола и его производных и др.
- Практическое занятие №4
- Тема 4. Отравляющие и аохв общеядовитого действия. Клиника, диагностика, лечение.
- Практическое занятие №5
- Тема 5. Отравляющие и аохв удушающего действия. Клиника, диагностика, лечение
- Практическое занятие №6
- Тема 6. Отравляющие вещества раздражающего действия. Клиника, диагностика, лечение
- Практическое занятие №7
- Тема 7. Отравляющие вещества психомиметического действия. Клиника, диагностика, лечение
- Практическое занятие №8
- Тема 8. Ядовитые технические жидкости
- Практическое занятие №9
- Тема 9. Особенности поражения аохв с преимущественно цитотоксическим действием
- Практическое занятие №10
- Тема 10. Табельная кислородная аппаратура и приборы искусственного дыхания; их использование в чрезвычайных ситуациях.
- Классификация гипоксических состояний
- Ов кожно-нарывного действия
- Практическое занятие №11
- Тема 11. Средства индивидуальной и коллективной защиты
- Практическое занятие №12
- Тема 12. Средства радиационной разведки, радиометрического и дозиметрического контроля. Методика оценки радиационной обстановки
- Практическое занятие №13
- Тема 13. Средства химической разведки и индикация отравляющих и аварийно-опасных химических отравляющих (аохв) веществ. Методика оценки химической обстановки
- Практическое занятие №14
- Тема 14. Медицинские средства профилактики, оказания помощи и лечения пораженных 0в, аохв и ионизирующим излучением
- Практическое занятие №15
- Тема 15. Медико-тактическая характеристика очагов поражения при авариях на атомных энергетических установках
- Ядерное оружие
- Организация работы формирований гоз при ликвидации очага ядерного поражения
- Организация работы отрядов первой медицинской помощи
- Практическое занятие №16
- Тема 16. Организация и средства проведения специальной обработки
- 2. Понятие о дегазации и дезактивации, о методах и способах их проведения.
- 1.Физическими:
- 2. Физико-химическими:
- Практическое занятие №1
- Тема 1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Предназначение, структура медицинских формирований мо рф, (развертывание и организация работы. Принципы их использования)
- Практическое занятие №2
- Тема 2. Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф
- Всероссийская служба медицины катастроф
- Организация Всероссийской службы медицины катастроф
- Органы управления Всероссийской службой медицины катастроф
- Формирования и учреждения службы мк Минздрава России
- Режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф
- Практическое занятие №3
- Тема 3. Медицинская зашита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях
- Классификация мсиз
- Снабжение медицинскими сиз
- Практическое занятие №4
- Тема 4. Подготовка лечебно-профилактического учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях
- Работа лечебно-профилактического учреждения в условиях чс
- Мероприятия по повышению устойчивости функционирования лечебно-профилактического учреждения в чс
- Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в больнице
- Особенности проведения лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- Практическое занятие №5
- Тема 5. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях
- Сортировка
- Двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных
- Развертывание и организация работы этапа медицинской эвакуации, предназначенного для оказания первой врачебной помощи
- Практическое занятие №6
- Тема 6. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера.
- Классы жидкостей по пожарной опасности
- Практическое занятие №7
- Тема 7. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)
- Практическое занятие №8
- Тема 8. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях
- Задачи, цели и определение санитарнопротивоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
- Организация санитарно-гигиенических мероприятий в чрезвычайных ситуациях
- Организация противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях
- Задачи и организация сети наблюдения и лабораторного контроля
- Особенности работы мосн в строгом противоэпидемическом режиме
- Практическое занятие №9
- Тема 9. Медицинское снабжение формирований и учреждений, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
- Практическое занятие №1
- Тема 1. Медицинская служба Вооруженных Сил рф в чрезвычайных ситуациях мирного времени
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Основные задачи рсчс:
- Принципы построения и функционирования рсчс:
- Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Практическое занятие №2
- Тема 2. Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения
- Организация призыва граждан на военную службу по мобилизации
- Бронирование граждан на период мобилизации и на военное время
- Состояние войны
- Мероприятия, проводимые на территории, на которой введено военное положение
- Правовое положение граждан в период действия военного положения
- Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о военном положении
- Практическое занятие №3
- Тема 3. Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современного оружия
- Ядерное оружие
- Химическое оружие
- Медико-тактическая характеристика очагов комбинированного поражения
- Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время
- Методики прогнозирования и оценки медицинской обстановки в очагах поражения
- Практическое занятие №4
- Тема 4. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи населения в военное время и мирное время.
- Организационные основы медицинской сортировки
- Практическое занятие №5
- Тема 5. Токсикология современных аварийно опасных химических веществ и оказания квалифицированной и специализированной помощи населению.
- Принципы организации химической разведки.
- Организация оказание медицинской помощи
- Особенности сортировки и регистрации
- Особенности оказания медицинской помощи на этапах.
- Практическое занятие №6
- Тема 6. Терроризм.
- Практическое занятие №7
- Тема 7. Психологическое реагирование при ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций.
- Особенности клинической картины
- Особенности диагностики
- Особенности организации оказания медицинской помощи