Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др. ). Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:
служба медицины катастроф (Росздрав);
служба охраны общественного порядка (МВД России);
противопожарная служба (МВД России);
служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);
государственная спасательная служба (МЧС России);
служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Росздрав);
служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);
служба экологической безопасности (Госкомэкология России);
противопаводковая служба (Минприроды России);
служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);
служба поиска и спасения на море (Минтранс России);
транспортная служба (Минтранс России);
служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);
служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).
Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях.
Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК). Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации. Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Все уровни управления РСЧС имеют:
постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее - органы управления по делам ГОЧС);
органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);
силы и средства;
резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:
на федеральном уровне - МЧС России;
на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
на местом уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.
Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.
В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:
оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.
Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:
на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;
на территориальном уровне - КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
на местном уровне - КЧС органов местного самоуправления;
на объектовом уровне (в организациях) - объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.
Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС.
Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированными на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также координации деятельности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС, организации взаимодействия территориальных КЧС функционируют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее - региональные центры).
В целях координации деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС на территории нескольких субъектов Российской Федерации и организации взаимодействия между органами исполнительной власти нескольких субъектов Российской Федерации при региональных центрах могут создаваться региональные КЧС или другие координирующие органы.
- Практическое занятие № 1
- Тема 1. Основы гражданской обороны
- Основные понятия и задачи гражданской обороны.
- Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
- Принципы организации и ведения гражданской обороны.
- Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны.
- Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.
- Руководство гражданской обороной.
- Силы гражданской обороны.
- Финансирование мероприятий по гражданской обороне.
- Практическое занятие № 2
- Тема 2. Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения
- Мобилизация мобилизационная подготовка
- Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации
- Мобилизационные органы.
- Финансирование мобилизационной подготовки и мобилизации
- Практическое занятие № 3
- Тема 3. Медицинская служба гражданской обороны
- Задачи и организация федеральной медицинской службы гражданской обороны
- Основные определения и понятия мс го
- Практичкское занятие №4
- Тема 4. Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия
- Современные войны и возможный характер военных угроз для России. (Характер военных угроз России и войн начала XXI века)
- Обычное оружие
- Нелетальное оружие
- Практическое занятие №5
- Тема 5. Организация защиты населения в военное время
- Коллективные средства защиты
- Индивидуальные средства защиты
- Использование сизод для защиты раненых и больных
- Практическое занятие №6
- Тема 6. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны
- Мероприятия гоз в условиях мирного времени
- Мероприятия гоз при переводе на военное положение
- Организация медицинского обеспечения эвакуационных мероприятий
- Практическое занятие №7
- Тема 7. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации последствий нападения противника
- Виды медицинской помощи
- Сортировка
- Практическое занятие №8
- Тема 8. Работа формирований мсго при ведении спасательных работ в очагах поражения
- Общие принципы организации спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (снавр)
- Организация работы формирований гоз при ликвидации очага ядерного поражения
- Организация работы отрядов первой медицинской помощи
- Практическое занятие №9
- Тема 9. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению в военное время
- Организация развертывания больничной базы загородной зоны медицинской службы гражданской обороны
- Организация функционирования бб 33
- Практическое занятие №10
- Тема 10. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения в военное время
- Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в военное время в очагах поражения, при проведении эвакуации, и в местах временного размещения.
- Санитарно-противоэпидемические мероприятия в ходе эвакуации населения
- Противоэпидемические мероприятия в пути следования включают:
- Организация санитарной экспертизы продовольствия и питьевой воды.
- 3. Понятие о карантине и обсервации. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами
- Практическое занятие №1
- Тема 1. Современное состояние и перспективы развития токсикологии отравляющих и аварийно-опасных химических веществ (аохв)
- Практическое занятие №2
- Тема 2. Отравляющие и аохв нервно-паралитического действия. Клиника, диагностика, лечение
- Практическое занятие №3
- Тема 3. Отравляющие и аохв кожно-нарывного действия. Клиника, диагностика, лечение
- Физико-химические и токсические свойства ипритов, люизита, фенола и его производных и др.
- Практическое занятие №4
- Тема 4. Отравляющие и аохв общеядовитого действия. Клиника, диагностика, лечение.
- Практическое занятие №5
- Тема 5. Отравляющие и аохв удушающего действия. Клиника, диагностика, лечение
- Практическое занятие №6
- Тема 6. Отравляющие вещества раздражающего действия. Клиника, диагностика, лечение
- Практическое занятие №7
- Тема 7. Отравляющие вещества психомиметического действия. Клиника, диагностика, лечение
- Практическое занятие №8
- Тема 8. Ядовитые технические жидкости
- Практическое занятие №9
- Тема 9. Особенности поражения аохв с преимущественно цитотоксическим действием
- Практическое занятие №10
- Тема 10. Табельная кислородная аппаратура и приборы искусственного дыхания; их использование в чрезвычайных ситуациях.
- Классификация гипоксических состояний
- Ов кожно-нарывного действия
- Практическое занятие №11
- Тема 11. Средства индивидуальной и коллективной защиты
- Практическое занятие №12
- Тема 12. Средства радиационной разведки, радиометрического и дозиметрического контроля. Методика оценки радиационной обстановки
- Практическое занятие №13
- Тема 13. Средства химической разведки и индикация отравляющих и аварийно-опасных химических отравляющих (аохв) веществ. Методика оценки химической обстановки
- Практическое занятие №14
- Тема 14. Медицинские средства профилактики, оказания помощи и лечения пораженных 0в, аохв и ионизирующим излучением
- Практическое занятие №15
- Тема 15. Медико-тактическая характеристика очагов поражения при авариях на атомных энергетических установках
- Ядерное оружие
- Организация работы формирований гоз при ликвидации очага ядерного поражения
- Организация работы отрядов первой медицинской помощи
- Практическое занятие №16
- Тема 16. Организация и средства проведения специальной обработки
- 2. Понятие о дегазации и дезактивации, о методах и способах их проведения.
- 1.Физическими:
- 2. Физико-химическими:
- Практическое занятие №1
- Тема 1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Предназначение, структура медицинских формирований мо рф, (развертывание и организация работы. Принципы их использования)
- Практическое занятие №2
- Тема 2. Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф
- Всероссийская служба медицины катастроф
- Организация Всероссийской службы медицины катастроф
- Органы управления Всероссийской службой медицины катастроф
- Формирования и учреждения службы мк Минздрава России
- Режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф
- Практическое занятие №3
- Тема 3. Медицинская зашита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях
- Классификация мсиз
- Снабжение медицинскими сиз
- Практическое занятие №4
- Тема 4. Подготовка лечебно-профилактического учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях
- Работа лечебно-профилактического учреждения в условиях чс
- Мероприятия по повышению устойчивости функционирования лечебно-профилактического учреждения в чс
- Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в больнице
- Особенности проведения лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- Практическое занятие №5
- Тема 5. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях
- Сортировка
- Двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных
- Развертывание и организация работы этапа медицинской эвакуации, предназначенного для оказания первой врачебной помощи
- Практическое занятие №6
- Тема 6. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера.
- Классы жидкостей по пожарной опасности
- Практическое занятие №7
- Тема 7. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)
- Практическое занятие №8
- Тема 8. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях
- Задачи, цели и определение санитарнопротивоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
- Организация санитарно-гигиенических мероприятий в чрезвычайных ситуациях
- Организация противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях
- Задачи и организация сети наблюдения и лабораторного контроля
- Особенности работы мосн в строгом противоэпидемическом режиме
- Практическое занятие №9
- Тема 9. Медицинское снабжение формирований и учреждений, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
- Практическое занятие №1
- Тема 1. Медицинская служба Вооруженных Сил рф в чрезвычайных ситуациях мирного времени
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Основные задачи рсчс:
- Принципы построения и функционирования рсчс:
- Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Практическое занятие №2
- Тема 2. Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения
- Организация призыва граждан на военную службу по мобилизации
- Бронирование граждан на период мобилизации и на военное время
- Состояние войны
- Мероприятия, проводимые на территории, на которой введено военное положение
- Правовое положение граждан в период действия военного положения
- Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о военном положении
- Практическое занятие №3
- Тема 3. Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современного оружия
- Ядерное оружие
- Химическое оружие
- Медико-тактическая характеристика очагов комбинированного поражения
- Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время
- Методики прогнозирования и оценки медицинской обстановки в очагах поражения
- Практическое занятие №4
- Тема 4. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи населения в военное время и мирное время.
- Организационные основы медицинской сортировки
- Практическое занятие №5
- Тема 5. Токсикология современных аварийно опасных химических веществ и оказания квалифицированной и специализированной помощи населению.
- Принципы организации химической разведки.
- Организация оказание медицинской помощи
- Особенности сортировки и регистрации
- Особенности оказания медицинской помощи на этапах.
- Практическое занятие №6
- Тема 6. Терроризм.
- Практическое занятие №7
- Тема 7. Психологическое реагирование при ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций.
- Особенности клинической картины
- Особенности диагностики
- Особенности организации оказания медицинской помощи