Психосоматический подход в современной медицине. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний. Болезнь и личность больного.
Ответ: Психосоматическая проблема — это проблема интимного взаимодействия и взаимовлияния души и тела, идеального и материального, это естественно-научный, нейрофизиологопсихологический аспект основного вопроса философии. Психосоматическая проблема имеет и еще один важный аспект — общемедицинский и клинический как часть общемедицинского. Общемедицинский аспект проблемы подразумевает соотношение и взаимовлияние психического и соматического в нормальной и патологической жизнедеятельности человека, клинический же относится лишь к патологии, болезни человека.
Уже в медицине Древнего Китая, Индии, Греции не только знали, но и широко опирались на принцип взаимовлияния телесного и психического. Платон, например, в «Хармидах» писал: «...величайшей ошибкой в лечении болезней является то, что есть врачи для тела, врачи для души, но одно неотделимо от другого... Там, где целое чувствует себя плохо, часть его не может быть здоровой».
Возникновение психосоматической медицины
Термин «психосоматика» введен в 1818 г. Хайнротом. В болезни, кроме биологического фактора, он видел патогенный психосоциальный компонент, которому отводил ведущую, активную роль. Хотя своими корнями психосоматическая проблема уходит в глубь веков, медицина долгое время оставалась в основном соматоцентристской, т.е. односторонне ориентированной, недооценивающей роль психического фактора в нормальной и патологической жизнедеятельности человека.
О социальной и медицинской сложности психосоматической проблемы свидетельствует такой факт: примерно 90% всех заболеваний в той или иной мере, связаны с психическим стрессом, негативными психоэмоциональными воздействиями.
Даже обычные лекарственные препараты воздействуют на больного человека не только своим химическим составом, но и психологической составляющей. Не случайно одинаковые рецептурные прописи для больных с однотипными болезнями в одной и той же клинике, сделанные знаменитым СП. Боткиным и его же сотрудниками, производили разный целебный эффект.
Психосоматическая медицина — это общая концептуальная ориентировка о взаимодействии и взаимовлиянии соматических и психических факторов в этиологии, патогенезе, диагностике, терапии, профилактике и реабилитации заболеваний.
В настоящее время психосоматика должна быть нацелена также на сохранение и укрепление здоровья здоровых людей. В самом общем и широком плане под психосоматическими болезнями понимают такие, в возникновении которых психоэмоциональный фактор играет весьма важную, выраженную роль.
В решении психосоматической проблемы большое значение имеет правильное понимание природы и сущности ощущения. Только под этим углом зрения можно понять такие медицинские проблемы, как боль, аггравация, анамнез и т.д. Болевое ощущение содержит в себе определенную информацию о состоянии организма. Будучи переработанной в сознании человека, эта информация может лечь в основу разумной оценки степени болезненного состояния или явиться источником страха, отчаяния и безнадежности.
Сложное взаимодействие субъективных и объективных моментом имеет место не только в показаниях больного, но и в диагностическом процессе врача. Ощущения и восприятия врача, позволяющие ему выявить симптомы заболевания, являются субъективными образами определенных патологических явлений и процессов, наблюдаемых у больных. Несмотря на физиологическую ограниченность органов чувств и определенную иллюзорность восприятий, нельзя делать агностические выводы о наличии познавательных границ в изучении той или иной клинической картины заболеваний и невозможности правильной постановки диагноза.
Эмпирическое и теоретическое знание в медицине. Научная теория и ее познавательная функция в медицине. Эмпиризм и проблема теоретической нагруженности эмпирического знания. Понятие доказательной медицины. Доказательная медицина как эмпиристская медицинская эпистемология.
Ответ: Научное исследование — это не просто познание чего-либо, а познание, направленное на получение новой информации, нового знания, еще неизвестного науке и научному сообществу, а не какому-либо отдельному человеку. Читая, изучая учебник, школьник или студент познает что-то, но не исследует. В упрощенном варианте познают для себя, а исследуют для других.
Важную методологическую и гносеологическую функцию в научном исследовании, в решении проблемных ситуаций выполняет гипотеза (греч. hipothesis — предположение) как попытка преодолеть рамки существующих знаний в том или ином изучаемом объекте и предварительно и предположительно определить его содержание, которое пока еще неизвестно.
Гипотеза — не просто догадка, а предположение о чем-либо в форме, близкой к законченному, причинно-обусловленному явлению. Нередко гипотезы формулируются в соответствии с принципом аналогии, сходства с чем-либо уже известным. По своей эвристической природе гипотезы выполняют роль связующего звена между уже познанным и еще непознанным. Гипотеза должна быть верифицируемой (проверяемой), т.е. находиться в определенной степени соответствия с характером и результатами проводимых экспериментов и наблюдений. По возможности она должна быть проверяемой при данном уровне знаний и технических возможностей. Невозможность опытной проверки тех или иных следствий и проявлений предполагаемого явления свидетельствует о непроверяемости гипотезы. Непроверяемость может быть принципиальная или практическая, т.е. временная, не реализуемая лишь на данном, конкретном этапе развития науки.
В подобных ситуациях к гипотезе предъявляются определенные требования: она не должна противоречить базовым, фундаментальным законам науки (таким, например, как закон сохранения энергии).
Гипотеза имеет широкое применение в диагностической деятельности врача. Диагностическая гипотеза представляет собой предположение врача о том, каким именно заболеванием (или несколькими заболеваниями одновременно) страдает обследуемый им пациент, каковы возможная причина, механизм развития этого заболевания. Причем содержание каждого из возможных у больного заболеваний должно быть известно врачу до начала диагностического поиска, т.е. он должен знать этиологию и патогенез, морфофункциональное содержание и симптоматику патологии, с тем чтобы иметь возможность диагностировать ее. Единственное, что не может знать врач априори, так это каким конкретно заболеванием из возможного их множества (и известного самому врачу) страдает этот пациент.
Поводом для появления той или иной гипотезы может быть аналогия, т.е. сходство симптомов заболевания у исследуемого больного с симптомами, известными по болезням других пациентов. «Основная функция диагностической гипотезы — объяснительная: посредством нее врач мысленно воспроизводит предполагаемое внутреннее состояние объекта диагностической деятельности, его ненаблюдаемые свойства, структуры, а также возможные причины, характер произошедших изменений и направление их развития.
Важнейшим предназначением экспериментальной и теоретической медицины являются открытие и обоснование законов нормальной и патологической жизнедеятельности человека, его организма и личности. Закон в медицине представляет собой отражение связи нормологического и патологического состояния организма и личности человека с окружающим его экосоциумом, а также взаимосвязи и взаимодействия его органов и систем на всех уровнях их жизнедеятельности, начиная от молекулярно-био-логического и кончая целостно-организменным и личностным.
- Медицина как наука и искусство, теория и практика. Объект и предмет медицины. Специфика медицины как науки.
- Философские основания медицины. Смена парадигм в истории медицины.
- Современная (научная) медицина и традиционная (альтернативная) медицина.
- Классификация медицинских наук как философская и методологическая проблема. Дифференциация и интеграция медицинских знаний.
- Биологическая модель болезни и ее основные принципы. Критика биологической модели болезни. Биопсихосоциальная модель болезни.
- Понятия «здоровье» и «болезнь», их значение для медицины. Объективный и ценностный подходы к определению понятий здоровья и болезни.
- 1. Современная концепция здоровья
- Философские и методологические проблемы нозологии. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие. Антинозологизм. Диалектика общего и специфического в медицине.
- Проблема души и тела в философии. Современные подходы к решению психофизической проблемы в философии (бихевиоризм, теория тождества, функционализм, дуализм).
- Происхождение и сущность сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности.
- Психическое отображение действительности - начало сознания
- Эволюция представлений о связи психического и соматического (теория конверсии з.Фрейда, теория специфического конфликта ф.Александера, теория стресса г.Селье и др.)
- Возникновение психосоматической медицины
- Три стадии общего адаптационного синдрома:
- Психосоматический подход в современной медицине. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний. Болезнь и личность больного.
- Доказательная медицина
- Категории «целое и часть», структура и функции в медицине. Системный подход в медицине.
- Диалектика социального и биологического в человеке. Социальная обусловленность здоровья и болезни человека. Болезни цивилизации.
- Проблема истины в философии. Классическая теория истины и ее современные альтернативы (когерентная, конвенциональная, прагматическая и марксистская теории).
- Цель научного познания - достижение истины
- Диагностика как специфический познавательный процесс. Распознавание типичного. Принцип индивидуального подхода. Роль интуиции в диагностике. Компьютеризация диагностического процесса и ее значение.
- Логическая структура диагноза. Основные этапы диагностического процесса, их цели и правила, причины возможных врачебных ошибок.
- Эксперимент и моделирование. Их роль в медицинском познании