Дефицит в полсекунды
Такими способами телережиссура какое-то время
может
поддерживать
внимание
зрителя в бодрствующем состоянии. Но, поскольку от зрителя не требуется собственной
активности взгляда, мало того, она для него даже невозможна, он очень скоро привыкает к
своему парадоксальному состоянию, когда, ровно ничего не делая, получает в подарок уйму
самых ярких картин, а внимание его тем быстрее парализуется. Вот почему телережиссеры
вынуждены создавать этому противовес, применяя все более частые смены кадра, резкие
переходы, неожиданные смены перспективы и тому подобное. Но именно тут и возникает
эффект, который исследовательница масс-медиа Герта Штурм назвала«дефицитом в
полсекунды» 27.
Имеется в виду вот что: в повседневных ситуациях«у воспринимающего человека
почти всегда есть в запасе известное, хотя и очень малое, время между ожиданием события и
его наступлением. Это относится и к ситуациям речевого общения, и к действиям». Если,
скажем, кто-то звонит вам по телефону, он, как правило, не ошарашивает вас своим
сообщением сразу же, а сперва называется и здоровается, и вы можете внутренне
подготовиться, сориентироваться на звонящего. Даже в рискованных автомобильных
ситуациях у водителя чаще всего остается полсекунды, чтобы распознать опасность и
подготовиться к соответствующей реакции. Этот акт осознания, мысленного уточнения,
выразимого и в словах, акт, имеющий место между двумя этапами развития ситуации,
Штурм в 1984 г. назвала «внутренним проговариванием».
Восприятие телевидения противоположно этому: тут для подключения своего опыта и
ожиданий зритель совсем редко располагает такими полусекундами. Как правило, он не
может
предвидеть, каким
будет
следующий ,кадр
которому
надо
подойти
с
соответствующей настройкой восприятия. Ведь специальные телевизионные способы подачи
материала (монтаж кадров, панорамирование и масштабирование, смена плана, смена звука,
развороты и наплывы камерой, переход от образа к слову и от слова к образу) очень часто
ведут к смене места, ситуации и сцены. Но это означает, что никаких полусекунд для
подключения
своего
опыта
и ожиданий тут никогда не бывает. Все эти смены места,
ситуации
и
сцены
просто происходят
слишком
. быстро(…) Свойственные
только
телевидению быстрота и внезапность означают серьезный отказ от личной зрительной активности — поначалу я назвала это явление утратой«внутреннего проговаривания», а сейчас говорю скорее об утрате «внутренней активности» 28.
Но это, замечает автор, отбрасывает зрителя на стадию младенчества, когда освоение мира в понятиях еще не сформировалось. Поэтому она призывает к «медийной драматургии, приспособленной к зрителю», которая оставляла бы временные промежутки и создавала переходы между отдельными ситуациями, и считает необходимым, чтобы «реципиент не застывал на стадии развития, из которой уже давно должен был выйти, будь он сейчас подростком или взрослым».
- ЗАСТЫВШИЙ ВЗГЛЯД
- 1. Зрение и телевидение
- Активная работа глаза
- Застывший взгляд
- Дефицит в полсекунды
- 2. Телекультура — миф и реальность
- Домашний электронный алтарь
- Большинство не знает азов масс-медиа
- Заядлые телезрители все хуже успевают в школе
- Когда дети становятся убийцами
- 3. Как относиться к телевидению по-взрослому?
- Полный отказ?
- 4. Дети и телевидение
- Дети — не взрослые в миниатюре
- Телевизор — аппарат для выключения детей?
- Дети смотрят совсем иначе
- Имеет ли реальный смысл детство без телевизора?
- 5. Безъязыкое детство. Что губит и что спасает речь в век масс-медиа
- Новый массовый феномен — функциональная неграмотность
- Двенадцать минут разговора в день
- Телевидение наносит вред развитию речи
- Еще одно измерение слов — «унтертон»
- Список литературы