Большинство не знает азов масс-медиа
Идея, что телевидение развивает когнитивные способности, так до сих пор и не подтверждена. Скорее, наблюдается прямо противоположное— ужасающий упадок владения речью и способности читать, прежде всего у детей и подростков. Это явление я более подробно рассмотрю 5в-й главе. Здесь довольно процитировать некоторые наблюдения Хорста Опашовски: «В течение десятилетий был спрос на приспособленного к среде, неавтономного потребителя, проявлять инициативу не требовалось. (…) У зрителей и раньше, и теперь вырабатывается условный рефлекс потребителя. Идею, что счастье состоит только в росте потребления, поддерживает в особенности телереклама. Таким-то образом
имеющийся | потенциал усвоения | знаний скорее | растрачивается, чем реализуется (…). | ||
Результат — | безграмотность | во | владении | масс-медиа, неспособность | достаточно |
компетентно осваивать их новые возможности. Намечается грядущий раскол медийного общества на маленькую группу людей, помешанных на компьютерах, учившихся обращению с масс-медиа с самого детства, и на большинство медийно безграмотных, не выучивших в этой области ни аза. (…)
Социальная наука уже заговорила о„синдроме Каспара Хаузера“:7 потребитель видит только то, что видел уже много раз, и узнаёт при этом то, что и так знает. Масс-медиа угадывают каждое его желание по глазам. Но в том-то все и дело. Подобно Каспару Хаузеру, потребитель масс-медиа оказывается под угрозой остановиться в своем разв, иботии потребляет только то, что легко усваивается и ни к чему не обязывает, ч о интересно и развлекательно. От него больше ничего не требуется. Его творческие потенции, способность отбирать и критиковать отмирают».
- ЗАСТЫВШИЙ ВЗГЛЯД
- 1. Зрение и телевидение
- Активная работа глаза
- Застывший взгляд
- Дефицит в полсекунды
- 2. Телекультура — миф и реальность
- Домашний электронный алтарь
- Большинство не знает азов масс-медиа
- Заядлые телезрители все хуже успевают в школе
- Когда дети становятся убийцами
- 3. Как относиться к телевидению по-взрослому?
- Полный отказ?
- 4. Дети и телевидение
- Дети — не взрослые в миниатюре
- Телевизор — аппарат для выключения детей?
- Дети смотрят совсем иначе
- Имеет ли реальный смысл детство без телевизора?
- 5. Безъязыкое детство. Что губит и что спасает речь в век масс-медиа
- Новый массовый феномен — функциональная неграмотность
- Двенадцать минут разговора в день
- Телевидение наносит вред развитию речи
- Еще одно измерение слов — «унтертон»
- Список литературы