Двенадцать минут разговора в день
Тысячелетиями речь была для людей столь же естественной средой, как воздух, а дети овладевали ею совершенно спонтанно, и это казалось природной способностью. Если бы кому-то взбрело в голову поучать родителей , что они должны говорить со своим ребенком не меньше такого-то времени, те сочли бы это шуткой, инструкцией типа «надо дышать». Но то, что некогда само собой разумелось, сегодня уже не таково, и когда недавно одна из ведущих немецких больничных касс решила издать для родителей книгу под названием«Поговори со мной!», призванную побуждать их говорить с ребенком, она вовсе не шутила124. Причина такого поступка очевидна: расходы на обучение каждого третьего или четвертого ребенка в специальной школе для детей с нарушениями речи оказались бы непомерно высокими для страховой больничной кассы, не говоря уж о том, что для обслуживания такого наплыва не хватило бы никаких специалистов. Поэтому все наблюдатели единодушны в мнении: необходима профилактика!
А для этого надо знать, чем вызвано данное явление, и оказывается, что причин тут множество. В интервью для прессы125, а также в приложении к упомянутой книге специалисты, к примеру фониатр Манфред Хайнеман и Тео Борбонус(руководитель школы для детей с нарушениями речи в Вуппертале), настойчиво указывают, что рост нарушений развития речи следует связывать не столько с медицинскими факторами, сколько с
изменившимися | социокультурными | условиями, в | которых | растут | нынешние . | дети |
Нарушения слуха, | вызванные медицинскими причинами, конечно, немного возросли, |
|
считает Хайнеман, но все же главной причиной врачи единодушно называют растущее
молчание в семьях. |
|
|
|
|
|
| |
У | родителей «сегодня все | меньше времени для детей: в | среднем | у | матери | для | |
нормального разговора с ребенком остается лишь примерно | двенадцать | минут в», день | |||||
сообщает | Борбонус. «Высокая | безработица, усилившееся | давление | конкуренции | и |
рационализации, болезненные сбои систем социального страхования, — продолжает он, —
все это делает | человека более подавленным, бессловесным, | равнодушным». Учителя и |
родители, считает и Хайнеман, уже не справляются | с внезапными социальными | |
изменениями, со | стрессами и конфликтами по поводу разводов, с неполными семьями и | |
профессиональными проблемами. |
|
- ЗАСТЫВШИЙ ВЗГЛЯД
- 1. Зрение и телевидение
- Активная работа глаза
- Застывший взгляд
- Дефицит в полсекунды
- 2. Телекультура — миф и реальность
- Домашний электронный алтарь
- Большинство не знает азов масс-медиа
- Заядлые телезрители все хуже успевают в школе
- Когда дети становятся убийцами
- 3. Как относиться к телевидению по-взрослому?
- Полный отказ?
- 4. Дети и телевидение
- Дети — не взрослые в миниатюре
- Телевизор — аппарат для выключения детей?
- Дети смотрят совсем иначе
- Имеет ли реальный смысл детство без телевизора?
- 5. Безъязыкое детство. Что губит и что спасает речь в век масс-медиа
- Новый массовый феномен — функциональная неграмотность
- Двенадцать минут разговора в день
- Телевидение наносит вред развитию речи
- Еще одно измерение слов — «унтертон»
- Список литературы