Активная работа глаза
Тот, кто рассматривает картину на стене или фото в иллюстрированном еженедельнике, диапозитив на холщовом экране или картинку в комиксах, полностью свободен в этой ситуации — он может глядеть больше или меньше, удивляться увиденному или нет: эти объекты ни к чему его не обязывают. Поэтому большинство людей считает, что не иначе дело обстоит и с телевидением и что они ничуть не меньше свободны и тут. Но это иллюзия. Телеобраз прямо-таки в огромной степени принудителен, причем зритель никоим образом не может уклониться от такого принуждения, даже если толком не вглядывается в экран.
Чтобы | вникнуть | в природу этого | принуждения, надо | сперва | разобраться в | ||
протекающей без участия сознания работе глазных мышц при обыкновенном зрении. В этой | |||||||
сфере физиология органов зрения пришла за последние десятилетия к революционно новым | |||||||
знаниям, бросающим свет и на ситуацию телепросмотра. |
|
|
|
| |||
Выработанный еще | вXIX веке подход, гласящий, | что | зрение — своего | рода | |||
фотографический процесс, в ходе которого внешний мир отображается на сетчатке, словно в | |||||||
фотоаппарате, | оказался | несостоятельным. Хотя | глаз | и обнаруживает | все | признаки | |
фотоаппарата, | но в процессе зрения участвует не только оптическая составляющая, а много |
чего еще. Это стало четко видно, когда с помощью средств современной хирургии оперировались слепорожденные и в результате операций«глаз-фотоаппарат» поступал в их распоряжение вместе со всеми необходимыми нервами, полностью готовый к работе: кроме расплывчатых цветовых пятен и градаций освещенности, они не видели ровно ничего. Они не могли непрерывно и отчетливо распознавать объекты — а это и есть зрение в собственном смысле слова. Не помогали даже настойчивые упражнения, и многие пациенты, чьи надежды оказались так жестоко обмануты, отказывались от усилий, игнорировали зрительные
ощущения и возвращались к прежней ориентации по | слуху | и осязанию; некоторые, | |
отчаявшись, покончили с собой5. |
|
|
|
А между тем причина такой неудачи науке | известна: зрение — процесс отнюдь не | ||
пассивный и глаза не просто воспринимают, | чтото в | виде | световых раздражений |
предоставляет им внешний мир. Зрение — процесс в высшей степени активный. Ведь образам действительности, доступным нам, казалось бы, с первого взгляда, на самом деле сперва приходится подвергаться«обработке» в ходе сложных движений зрительной мускулатуры — и лишь после этого они осознаются. В общем и целом это происходит таким образом.
Хотя вся сетчатка (ретина) покрыта зрительными клетками (палочками и колбочками), область четкого зрения ограничена крошечным участком на задней стенке глазного яблока, fovea centralis (центральной ямкой). Этот участок наиболее четкого зрения занимает лишь 0,02 % всей поверхности сетчатки, охватывая угол обзора приблизительно в2 градуса из круглым счетом 200 градусов горизонтального поля зрения, доступного глазу. Поэтому, глядя на окружающее, мы с полной четкостью можем видеть лишь крошечный фрагмент целой картины, а. именно тот, на котором сходится фокус оптических осей обоих глаз.
И все же нам удается получить ясную, четкую картину, скажем, дома, благодаря тому, что глазные мускулы по очереди фокусируют глаза на различных фрагментах , целого помещая их передfovea. Вот как это происходит: сначала какой-нибудь участок дома фиксируется глазами на долю секунды, затем мускулы скачкообразным движением (на языке специалистов называемым саккадой) переводят фокус зрения на другой участок объекта,
- ЗАСТЫВШИЙ ВЗГЛЯД
- 1. Зрение и телевидение
- Активная работа глаза
- Застывший взгляд
- Дефицит в полсекунды
- 2. Телекультура — миф и реальность
- Домашний электронный алтарь
- Большинство не знает азов масс-медиа
- Заядлые телезрители все хуже успевают в школе
- Когда дети становятся убийцами
- 3. Как относиться к телевидению по-взрослому?
- Полный отказ?
- 4. Дети и телевидение
- Дети — не взрослые в миниатюре
- Телевизор — аппарат для выключения детей?
- Дети смотрят совсем иначе
- Имеет ли реальный смысл детство без телевизора?
- 5. Безъязыкое детство. Что губит и что спасает речь в век масс-медиа
- Новый массовый феномен — функциональная неграмотность
- Двенадцать минут разговора в день
- Телевидение наносит вред развитию речи
- Еще одно измерение слов — «унтертон»
- Список литературы