logo
Пацлаф Р

Активная работа глаза

Тот, кто рассматривает картину на стене или фото в иллюстрированном еженедельнике, диапозитив на холщовом экране или картинку в комиксах, полностью свободен в этой ситуации — он может глядеть больше или меньше, удивляться увиденному или нет: эти объекты ни к чему его не обязывают. Поэтому большинство людей считает, что не иначе дело обстоит и с телевидением и что они ничуть не меньше свободны и тут. Но это иллюзия. Телеобраз прямо-таки в огромной степени принудителен, причем зритель никоим образом не может уклониться от такого принуждения, даже если толком не вглядывается в экран.

Чтобы

вникнуть

в природу этого

принуждения, надо

сперва

разобраться в

протекающей без участия сознания работе глазных мышц при обыкновенном зрении. В этой

сфере физиология органов зрения пришла за последние десятилетия к революционно новым

знаниям, бросающим свет и на ситуацию телепросмотра.

 

 

 

 

Выработанный еще

вXIX веке подход, гласящий,

что

зрение — своего

рода

фотографический процесс, в ходе которого внешний мир отображается на сетчатке, словно в

фотоаппарате,

оказался

несостоятельным. Хотя

глаз

и обнаруживает

все

признаки

фотоаппарата,

но в процессе зрения участвует не только оптическая составляющая, а много

чего еще. Это стало четко видно, когда с помощью средств современной хирургии оперировались слепорожденные и в результате операций«глаз-фотоаппарат» поступал в их распоряжение вместе со всеми необходимыми нервами, полностью готовый к работе: кроме расплывчатых цветовых пятен и градаций освещенности, они не видели ровно ничего. Они не могли непрерывно и отчетливо распознавать объекты — а это и есть зрение в собственном смысле слова. Не помогали даже настойчивые упражнения, и многие пациенты, чьи надежды оказались так жестоко обмануты, отказывались от усилий, игнорировали зрительные

ощущения и возвращались к прежней ориентации по

слуху

и осязанию; некоторые,

отчаявшись, покончили с собой5.

 

 

 

А между тем причина такой неудачи науке

известна: зрение — процесс отнюдь не

пассивный и глаза не просто воспринимают,

чтото в

виде

световых раздражений

предоставляет им внешний мир. Зрение — процесс в высшей степени активный. Ведь образам действительности, доступным нам, казалось бы, с первого взгляда, на самом деле сперва приходится подвергаться«обработке» в ходе сложных движений зрительной мускулатуры — и лишь после этого они осознаются. В общем и целом это происходит таким образом.

Хотя вся сетчатка (ретина) покрыта зрительными клетками (палочками и колбочками), область четкого зрения ограничена крошечным участком на задней стенке глазного яблока, fovea centralis (центральной ямкой). Этот участок наиболее четкого зрения занимает лишь 0,02 % всей поверхности сетчатки, охватывая угол обзора приблизительно в2 градуса из круглым счетом 200 градусов горизонтального поля зрения, доступного глазу. Поэтому, глядя на окружающее, мы с полной четкостью можем видеть лишь крошечный фрагмент целой картины, а. именно тот, на котором сходится фокус оптических осей обоих глаз.

И все же нам удается получить ясную, четкую картину, скажем, дома, благодаря тому, что глазные мускулы по очереди фокусируют глаза на различных фрагментах , целого помещая их передfovea. Вот как это происходит: сначала какой-нибудь участок дома фиксируется глазами на долю секунды, затем мускулы скачкообразным движением (на языке специалистов называемым саккадой) переводят фокус зрения на другой участок объекта,