logo
Пацлаф Р

Телевизор — аппарат для выключения детей?

Для нас отсюда следует вывод: даже вторая фаза, длящаяся до десятилетнего возраста,

 

по-прежнему слишком чувствительна, чтобы позволять детям бесконтрольно пользоваться

 

телевизором.

В

этом

возрасте они еще полностью зависят от ничем не заменимог

многообразия чувственных раздражений, исходящих от естественной среды, и нуждаются в

 

огромном количестве поводов для применения всего богатства своей фантазии в свободной,

 

спонтанной игре, чтобы как можно полнее раскрыть свои душевные

и умственные

способности. И не в последнюю очередь им нужны все мыслимые возможности для

 

формирования

тонкой

моторики, осязания,

чувства равновесия, двигательного

чувства,

 

координации движений конечностей, которые только и могут довести их телесное развитие

 

до здоровой зрелости.

 

 

 

 

 

Нынешние условия жизни — тесные жилища, плотные потоки транспорта в городах,

 

долгое

сидение

в

машине— настолько

ограничивают игровое

пространство

для

большинства детей, что и без телевидения возникает серьезный дефицит движения. А уж

 

если к этому еще приложат руку взрослые, неумолимо прерывая всякую живую игру малыша

 

и на неограниченное время усаживая его перед телевизором, только чтобы избавиться от

 

тягостных и шумных перипетий детского роста, то развитие ребенка принимает роковой

оборот. В угоду собственному комфорту взрослые лишают детей радости движения, а такая

 

блокада движения со временем оборачивается серьезной блокадой развития, о печальных

 

последствиях которой можно прочитать в научных отчетах. Известные американские

 

исследователи Дороти и Джером Сингер десятилетиями изучали воздействие телевидения на

 

детей, и каждый раз, за редкими исключениями, были вынуждены констатировать, что

 

телевидение негативно

сказывается на способности к игре, на школьной успеваемости,

 

чтении и развитии речи. Они пишут: «Фактически наши исследования четко показали, что

 

дети, часто пользующиеся телевизором, подвержены серьезному риску

остаться

без

глубоких знаний о мире; они хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них

 

хуже развито воображение; они с большим страхом воспринимают мир; им свойственна

 

повышенная тревожность сознания в сочетании с большей агрессивностью. Все это приводит

 

к тому, что, когда ребенок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни» 92.