logo
Пацлаф Р

Дефицит в полсекунды

 

 

 

 

 

 

 

 

Такими способами телережиссура какое-то время

может

поддерживать

внимание

зрителя в бодрствующем состоянии. Но, поскольку от зрителя не требуется собственной

 

активности взгляда, мало того, она для него даже невозможна, он очень скоро привыкает к

 

своему парадоксальному состоянию, когда, ровно ничего не делая, получает в подарок уйму

 

самых ярких картин, а внимание его тем быстрее парализуется. Вот почему телережиссеры

 

вынуждены создавать этому противовес, применяя все более частые смены кадра, резкие

 

переходы, неожиданные смены перспективы и тому подобное. Но именно тут и возникает

 

эффект, который исследовательница масс-медиа Герта Штурм назвала«дефицитом в

 

полсекунды» 27.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имеется в виду вот что: в повседневных ситуациях«у воспринимающего человека

 

почти всегда есть в запасе известное, хотя и очень малое, время между ожиданием события и

 

его наступлением. Это относится и к ситуациям речевого общения, и к действиям». Если,

 

скажем, кто-то звонит вам по телефону, он, как правило, не ошарашивает вас своим

 

сообщением сразу же, а сперва называется и здоровается, и вы можете внутренне

 

подготовиться, сориентироваться на звонящего. Даже в рискованных автомобильных

 

ситуациях у водителя чаще всего остается полсекунды, чтобы распознать опасность и

 

подготовиться к соответствующей реакции. Этот акт осознания, мысленного уточнения,

 

выразимого и в словах, акт, имеющий место между двумя этапами развития ситуации,

 

Штурм в 1984 г. назвала «внутренним проговариванием».

 

 

 

 

 

 

 

 

Восприятие телевидения противоположно этому: тут для подключения своего опыта и

 

ожиданий зритель совсем редко располагает такими полусекундами. Как правило, он не

 

может

предвидеть, каким

будет

следующий ,кадр

которому

надо

подойти

с

соответствующей настройкой восприятия. Ведь специальные телевизионные способы подачи

 

материала (монтаж кадров, панорамирование и масштабирование, смена плана, смена звука,

 

развороты и наплывы камерой, переход от образа к слову и от слова к образу) очень часто

 

ведут к смене места, ситуации и сцены. Но это означает, что никаких полусекунд для

 

подключения

своего

опыта

и ожиданий тут никогда не бывает. Все эти смены места,

 

ситуации

и

сцены

просто происходят

слишком

. быстро(…) Свойственные

только

 

телевидению быстрота и внезапность означают серьезный отказ от личной зрительной активности — поначалу я назвала это явление утратой«внутреннего проговаривания», а сейчас говорю скорее об утрате «внутренней активности» 28.

Но это, замечает автор, отбрасывает зрителя на стадию младенчества, когда освоение мира в понятиях еще не сформировалось. Поэтому она призывает к «медийной драматургии, приспособленной к зрителю», которая оставляла бы временные промежутки и создавала переходы между отдельными ситуациями, и считает необходимым, чтобы «реципиент не застывал на стадии развития, из которой уже давно должен был выйти, будь он сейчас подростком или взрослым».