Еще одно измерение слов — «унтертон»
Если для самого начала жизни необычайно важно, чтобы речь формировала телесные органы, то для всей будущей жизни ребенка столь же важно формирование душевных органов — фантазии и творческого воображения. А вот подходящей для этого среды дети почти полностью лишены — звучащая сегодня повсюду речь в высшей степени абстрактна, чего мы попросту не замечаем. Поэтому очень важным вкладом в здоровое развитие ребенка может стать сознательное употребление взрослыми образно-конкретной речи. Такую речь взрослые могут выработать сами, там и сям выуживая слухом образы, незаметно для нас дремлющие в каждом слове147.
Зачастую достаточно небольшого умственного усилия, чтобы заметить их, — и тогда внезапно начинаешь соображать, до тебядоходит, становится прозрачным и тебя озаряет, что, скажем, слово «стоеросовый» подразумевает «стоя» и «расти». Правда, многие такие образы так затерлись, что их уже и не расслышать, несмотря на все усилия. Тогда поможет этимологический словарь, раскрывающий происхождение и изначальное значение слов. Право, при случае стоит туда заглянуть. Можете ли вы, к примеру, сказать, какой образ скрыт в слове «здоровый»? Языкознание говорит, что его исходные значения связаны с древними корнями «съ» (хороший) и «дорво» (дерево) и, значит, выражают смысл «из хорошего дерева». Это слово родственно немецкому«kemgesund» (здоровый как бык, от «Kern» — сердцевина, ядро) и латинскому «robur» (древесина дуба). Теперь скрытый в слове
- ЗАСТЫВШИЙ ВЗГЛЯД
- 1. Зрение и телевидение
- Активная работа глаза
- Застывший взгляд
- Дефицит в полсекунды
- 2. Телекультура — миф и реальность
- Домашний электронный алтарь
- Большинство не знает азов масс-медиа
- Заядлые телезрители все хуже успевают в школе
- Когда дети становятся убийцами
- 3. Как относиться к телевидению по-взрослому?
- Полный отказ?
- 4. Дети и телевидение
- Дети — не взрослые в миниатюре
- Телевизор — аппарат для выключения детей?
- Дети смотрят совсем иначе
- Имеет ли реальный смысл детство без телевизора?
- 5. Безъязыкое детство. Что губит и что спасает речь в век масс-медиа
- Новый массовый феномен — функциональная неграмотность
- Двенадцать минут разговора в день
- Телевидение наносит вред развитию речи
- Еще одно измерение слов — «унтертон»
- Список литературы