Медицина как наука и искусство, теория и практика. Объект и предмет медицины. Специфика медицины как науки.
Ответ: Жизнь очень многообразна. Поэтому, вероятно, еще несколько сотен лет медицина будет оставаться не только наукой, но и искусством. Поэтому гигантские усилия всех естественных наук как будто бы дают малые результаты.
Как бы ни были трудны дороги медицины, они постепенно и верно преодолеваются ее служителями — врачами-практиками и учеными-клиницистами, потому что у них есть верный компас — естественные науки. И не надо быть особым специалистом, чтобы увидеть, чего они достигли за какие-нибудь десять лет.
Уже теперь врачу вменяется в обязанность вылечивать не «иногда», а «в подавляющем большинстве случаев».
Медицина опирается на биологические науки.
Сравнение по 3- м пунктам
Цель:
медицины – здоровье людей.
Физики, химии, биологии – получение знаний.
Успех:
М – улучшение состояния больного независимо от истинности представлений.
Физики, химии, биологии – когда получает достоверные знания
Принцип регулирования:
М – способствует здоровью человека. Обман не допустим.
Физики, химии, биологии – добросовестные отчеты о результатах опыта.
Медицина — самостоятельная наука, обладающая всеми признаками специфической области знания. Помимо собственного предмета, она имеет и свои методы изучения, и сферу практического приложения, а именно профилактику болезней, лечение больных и укрепление здоровья здоровых. Через предмет исследования медицина связана с общественными дисциплинами. Такие отрасли медицины, как гигиена труда, питания, жилища и отдыха, тесно связны с рядом общественных дисциплин.
На протяжении многих веков медицину рассматривали как науку о болезнях человека. Это соответствовало буквальному значению термина «медицина» (лат. medicina, medicos - лечебный, врачебный). Проявления подобного патологоцентрического взгляда на медицину не изжиты и до настоящего времени. Это выражается в том, что в центре внимания практической и теоретической медицины ставится болезнь, а укреплению здоровья здоровых, созданию условий, вреде вращающих их переход в категорию больных, уделяется мало внимания.
- Медицина как наука и искусство, теория и практика. Объект и предмет медицины. Специфика медицины как науки.
- Философские основания медицины. Смена парадигм в истории медицины.
- Современная (научная) медицина и традиционная (альтернативная) медицина.
- Классификация медицинских наук как философская и методологическая проблема. Дифференциация и интеграция медицинских знаний.
- Биологическая модель болезни и ее основные принципы. Критика биологической модели болезни. Биопсихосоциальная модель болезни.
- Понятия «здоровье» и «болезнь», их значение для медицины. Объективный и ценностный подходы к определению понятий здоровья и болезни.
- 1. Современная концепция здоровья
- Философские и методологические проблемы нозологии. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие. Антинозологизм. Диалектика общего и специфического в медицине.
- Проблема души и тела в философии. Современные подходы к решению психофизической проблемы в философии (бихевиоризм, теория тождества, функционализм, дуализм).
- Происхождение и сущность сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности.
- Психическое отображение действительности - начало сознания
- Эволюция представлений о связи психического и соматического (теория конверсии з.Фрейда, теория специфического конфликта ф.Александера, теория стресса г.Селье и др.)
- Возникновение психосоматической медицины
- Три стадии общего адаптационного синдрома:
- Психосоматический подход в современной медицине. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний. Болезнь и личность больного.
- Доказательная медицина
- Категории «целое и часть», структура и функции в медицине. Системный подход в медицине.
- Диалектика социального и биологического в человеке. Социальная обусловленность здоровья и болезни человека. Болезни цивилизации.
- Проблема истины в философии. Классическая теория истины и ее современные альтернативы (когерентная, конвенциональная, прагматическая и марксистская теории).
- Цель научного познания - достижение истины
- Диагностика как специфический познавательный процесс. Распознавание типичного. Принцип индивидуального подхода. Роль интуиции в диагностике. Компьютеризация диагностического процесса и ее значение.
- Логическая структура диагноза. Основные этапы диагностического процесса, их цели и правила, причины возможных врачебных ошибок.
- Эксперимент и моделирование. Их роль в медицинском познании