logo search
shporka_po_OZZ

150. Медицинская реабилитация: определение понятия, этапы, принципы.

Медицинская реабилитация - процесс, направленный на восстановление и компенсацию медицинскими и другими методами функциональных возможностей организма человека, нарушенных вследствие врожденного дефекта, перенесенных болезней или травм

Основная цель медицинской реабилитации – предупреждение инвалидности, восстановление и продление активной жизнедеятельности, социальной интеграции и обеспечение приемлемого качества жизни. Максимальная задача – достижение полного уровня социально-бытового обслуживания; минимальная задача – повышение способности больного к самообслуживанию.

Принципы медицинской реабилитации:

а) раннее начало;

б) непрерывность;

в) этапность (стационарный этап, поликлинический этап и санаторно-курортный этап);

г) преемственность;

д) комплексный характер реабилитации;

е) индивидуальный подход.

В организации медицинской реабилитации выделяют 2 направления:

  1. Интеграция реабилитации в лечебном процессе;

  2. Создание службы медицинской реабилитации (с 1993 г.), в ней выдел. 2 типа учреждений:

- неспециализированные (они организованы на региональном уровне, это многопрофильные отделения медицинской реабилитации );

- специализированные (на областном и республиканском уровне, создаются по нозологии).

Уровни и службы медицинской реабилитации в РБ:

1) Республиканский уровень:

- отделение реабилитации с клиникой на базе Белорусского научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов

- центры специализированной реабилитации на базе клинических НИИ

2) Областной уровень:

- областные многопрофильные отделения медицинской реабилитации на базе областной больницы

- специализированные реабилитационные койки в отделениях

- реабилитационные койки на базе диспансеров

- кабинеты медико – профилактического реабилитирования.

3) Местный уровень: неспециализированные отделения медицинской реабилитации.

Этапы медицинской реабилитации:

1) лечебно-реабилитационный

2) стационарный - в специализированных стационарных отделениях

3) амбулаторно-клинический

4) стационарный поздней медицинской реабилитации.

  1. Служба медицинской реабилитации, уровни.

Уровни и службы медицинской реабилитации в РБ:

1) Республиканский уровень:

- отделение реабилитации с клиникой на базе Белорусского научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов

- центры специализированной реабилитации на базе клинических НИИ

2) Областной уровень:

- областные многопрофильные отделения медицинской реабилитации на базе областной больницы

- специализированные реабилитационные койки в отделениях

- реабилитационные койки на базе диспансеров

- кабинеты медико – профилактического реабилитирования.

3) Местный уровень: неспециализированные отделения медицинской реабилитации.

Этапы медицинской реабилитации:

1) лечебно-реабилитационный

2) стационарный - в специализированных стационарных отделениях

3) амбулаторно-клинический

4) стационарный поздней медицинской реабилитации.

  1. Обязательное государственное страхование работников здравоохранения.

1. Сущность государственного социального страхования

Во всех случаях потери заработка обеспечивается удовлетворение необходимых материальных и культурных потребностей всех трудящихся через общественные фонды потребления. Это гарантируется Конституцией страны.

Система социального страхования является в определенной мере завоеванием народа. Это было связано с необходимостью обеспечения социально-экономической защиты трудящихся.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» предусмотрено государственное социальное страхование, которое представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

2. Принципы государственного социального страхования

Основные принципы государственного социального страхования: участие работодателей, работающих граждан и физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, в создании государственных страховых фондов; распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим; гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством; равенство граждан независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование; дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию; участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих страховые взносы, в управлении государственным социальным страхованием.

Законодательство о государственном социальном страховании состоит из названного Закона, а также других актов законодательства, регулирующих конкретные условия, размеры и порядок организации государственного социального страхования по каждому страховому случаю. Если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о государственном социальном страховании, то применяются правила международного договора. Средства государственного социального страхования состоят из обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан, а также физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в государственные страховые фонды, доходов от капитализации средств и других поступлений.

К случаям, при наступлении которых застрахованные граждане имеют право на государственное социальное страхование, относятся:

 болезнь и временная нетрудоспособность;

 беременность и роды;

 рождение ребенка, уход за ребенком до достижения им возраста трех лет;

 инвалидность;

 достижение пенсионного возраста; потеря кормильца;

 потеря работы;

 смерть застрахованного или члена его семьи.

  1. Возмещение организациями здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи. Возмещение расходов на содержание в государственных учреждениях здравоохранени

  1. Аптечные организации государственной формы собственности. Аптечные организации негосударственной формы собственности. Организации, осуществляющие производство лекарственных средств. Концерн «Белбиофарм»: основные направления деятельности.

9.1. Аптечные организации системы РУП «Фармация»,

их структура и задачи

Государственные аптечные организации системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, работающие на принципах самоокупаемости и самофинансирования, представлены:

• РУП «БелФармация»

• РУП «Минская фармация»

• Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским и Могилевским РУП «Фармация».

РУП «Фармация» осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, приказами и Постановлениями Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Уставом. Устав РУП «Белфармация» утвержден приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 128 от 29.05.2000 г., зарегистрирован Мингорисполкомом 14.06.2000 г., № 657, ЕГР № 1003642370.

Целью деятельности является:

- своевременное и наиболее полное удовлетворение потребностей населения, организаций здравоохранения (ОЗ) и иных учреждений в лекарственных и диагностических средствах, изделиях медицинского назначения (ИМН), предметах детского обихода, биологически активных добавках к пище, средствах личной гигиены, средствах для дезинфекции и дезинсекции, изделиях медицинской техники;

- обеспечения контроля качества лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

- информационно-справочное обслуживание населения, организаций здравоохранения;

- иная деятельность, направленная на рациональное использование имущества Предприятия и получение прибыли.

Организационная структура РУП Белфармация:

 контрольно-ревизионный отдел;

 отдел бухгалтерского учета и отчетности;

 отдел организации работы аптечных учреждений и предприятий;

 финансово-аналитический отдел;

 отдел снабжения населения и организаций здравоохранения г.Минска лекарственными средствами;

 отдел организации снабжения республики лекарственными средствами, маркетинга, внешнеэкономической деятельности;

 сектор фармацевтической информации АСУ;

 сектор капитального строительства.

Организационная структура РУП «Фармация»:

 руководство с сектором кадров;

 отдел организации обеспечения лекарственными средствами, медицинскими товарами и фармацевтической информацией;

 отдел организации работы аптечных учреждений и предприятий;

 планово-экономический отдел;

 отдел организации бухгалтерского учета, отчетности и контроля;

 контрольно-ревизионный отдел;

 регистрационная группа.

РУП «БелФармация» имеет следующие структурные подразделения без права юридического лица:

 аптечный склад;

 городское аптечное справочное бюро;

 аптеки I и II категории, которые в свою очередь имеют прикрепленную сеть – аптеки IV и V категории.

Остальные РУП «Фармация», которые территориально расположены в областях, имеют следующие структурные подразделения без права юридического лица:

 аптечный склад;

 контрольно-аналитическая лаборатория;

 аптеки I и II категории и ЦРА с прикрепленной аптечной сетью из аптек III, IV и V категорий;

 справочное бюро аптек.

9.2. Аптеки организаций здравоохранения

К системе государственных аптечных организаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь относятся и аптеки организаций здравоохранения. Эти аптеки являются структурными подразделениями организаций здравоохранения, подчиняются главному врачу. Организации здравоохранения подчиняются Управлению здравоохранения (комитету по здравоохранению Мингорисполкома), которые в свою очередь подчиняются Министерству здравоохранения Республики Беларусь.

Аптека организуется в организациях здравоохранения с числом коек не менее 250 на основании приказа главного врача по согласованию с Управлением здравоохранения (Комитетом по здравоохранению г. Минска).

Задачи аптек организаций здравоохранения:

• Определение потребности в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, товарах аптечного ассортимента в соответствии с формуляром лекарственных средств, профилем и спецификой работы организаций здравоохранения.

• Фармацевтическая деятельность и оказываемые фармацевтические услуги.

• Фармацевтическая информация медицинских работников о лекарственных средствах.

• Внедрение новых лекарственных средств в медицинскую практику.

9.3. Вневедомственные аптечные организации

На фармацевтическом рынке Республики Беларусь работают аптечные организации, не подчиненные Министерству здравоохранения. К ним относятся аптеки Управления делами Президента Республики Беларусь, аптеки Белорусской железной дороги. По вопросам финансово-хозяйственной деятельности они подчиняются собственнику, фармацевтическую деятельность осуществляют в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения.

Не подлежит лицензированию деятельность ведомственных аптек и аптечных складов Министерства обороны, Пограничных войск, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел.

10. Аптечные организации негосударственной формы собственности

Около 35% от общего числа аптек в Республике Беларусь составляют аптеки негосударственной формы собственности – общества с ограниченной ответственностью (ООО); общества с дополнительной ответственностью (ОДО); закрытые акционерные общества (ЗАО), частные унитарные предприятия (ЧУП), индивидуальные предприниматели (ИП). Например, совместное белорусско–польское предприятие ООО «ВитВар», г. Витебск; ОДО аптека №53, г. Минск; ЗАО «Компания Интерфарм», г. Витебск и др.

По вопросам финансово-хозяйственной деятельности подчиняются собственнику. Фармацевтическую деятельность осуществляют в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения.

11. Организации, осуществляющие производство

лекарственных средств

Производство лекарственных средств в Республике Беларусь осуществляют 25 фармацевтических предприятий, из них 12– государственной формы собственности.

Брестская область

ОАО «Экзон»

Витебская область

ООО «Калина»

ООО «Рубикон»

ГП «БелВитунифарм»

г. Минск

ГНУ «Институт физико-органической химии» Национальной академии наук Беларуси

ГУ РНПЦ гематологии и трансфузиологии

ЗАО «Фарматех»

НПЧУП «Диалек»

ОДО «ЦНДИСИ»

ООО «Падис' С»

ООО «Фармтехнология»

ПРУП «Минскинтеркапс»

РУП «Академфарм»

УП «Хозрасчетное опытное производство Института физико-органической химии» Национальной академии наук Беларуси

УНПРУП «Унитехпром» Белорусского государственного университета.

Гродненская область

Коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Совхоз «Большое Можейково»

НП Кооператив «Биотест»

Минская область

Белоруско-голландское СП ООО «Фармлэнд»

ЗАО «БелАсептика»

ИЧУПТП «Инкрслав»

ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов»

ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов»

СООО «Лекфарм»

СООО «Трайплфарм»

Могилевская область

Бобруйское Республиканское унитарное предприятие «Гидролизный завод»

12. Концерн «Белбиофарм»: основные направления деятельности

С целью реализации государственной научно-технической политики в области создания лекарственных средств в 1992 году организован Белорусский комитет по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции, который в 1996 году преобразован в Концерн «Белбиофарм». В настоящее время в структуру Концерна входят 10 предприятий, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность:

1. РУП «Белмедпрепараты»;

2. ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов»;

3. УП «Минскинтеркапс»;

4. ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов»;

5. РУП «Гродненский завод медицинских препаратов»;

6. ОАО «Экзон»;

7. СП ООО «Фармлэнд»;

8. РУПП «Изотрон»;

9. ЗАО «БелАсептика»;

10. Бобруйское Республиканское унитарное предприятие «Гидролизный завод».