70. Методы стандартизации, их научно-практическое предназначение. Методики вычисления и анализ стандартизованных показателей.
При изучении общественного здоровья и здравоохранения в научных или практических целях исследователю нередко приходится доказывать влияние факторных признаков на результативные при сравнении двух или более совокупностей. С этой целью применяется целый ряд статистических приемов.
При сравнении двух неоднородных совокупностей по какому-либо признаку (составу) применяются методы стандартизации (прямой, обратный, косвенный).
В данном учебном пособии рассматривается прямой метод стандартизации. Этот метод применяется при наличии полных сведений как о составе сравниваемых совокупностей, так и о распределении в них явления.
Условие применения метода стандартизации. Метод применяется при сравнении интенсивных показателей в совокупностях, отличающихся по составу (например, по возрасту, полу, профессиям и т.д.).
Сущность метода стандартизации. Он позволяет устранить (элиминировать) возможное влияние различий в составе совокупностей по какому-либо признаку на величину сравниваемых интенсивных показателей. С этой целью составы совокупностей по данному признаку уравниваются, что в дальнейшем позволяет рассчитать стандартизованные показатели.
Стандартизованные показатели — это условные, гипотетические величины, они не отражают истинных размеров явлений. Стандартизованные показатели свидетельствуют о том, каковы были бы значения сравниваемых интенсивных показателей, если бы были исключены различия в составах совокупностей.
Назначение метода стандартизации. Метод стандартизации применяется для выявления влияния фактора неоднородности составов совокупностей по какому-либо признаку на различия сравниваемых интенсивных показателей.
I этап. Расчет общих и частных интенсивных показателей:
общих — по совокупностям в целом;
частных — по признаку различия (полу, возрасту, стажу работы и т.д.).
II этап. Определение стандарта, т.е. выбор одинакового численного состава среды по данному признаку (по возрасту, полу и т.д.) для сравниваемых совокупностей. Как правило, за стандарт принимается сумма или полусумма численностей составов соответствующих групп. В то же время стандартом может стать состав любой из сравниваемых совокупностей, а также состав по аналогичному признаку какой-либо другой совокупности. Например, при сравнении летальности в конкретной больнице по двум отделениям скорой помощи за стандарт может быть выбран состав больных любой другой больницы скорой помощи. Таким образом, так или иначе уравниваются условия среды, что дает возможность провести расчеты новых чисел явления, называемых "ожидаемыми величинами".
III этап. Вычисление ожидаемых абсолютных величин в группах стандарта на основе групповых интенсивных показателей, рассчитанных на I этапе. Итоговые числа по сравниваемым совокупностям являются суммой ожидаемых величин в группах.
IV этап. Вычисление стандартизованных показателей для сравниваемых совокупностей.
V этап. Сопоставление соотношений стандартизованных и интенсивных показателей, формулировка вывода.
71. Физическое развитие как один из критериев оценки здоровья населения. Признаки, характеризующие физическое развитие. Изучение и оценка физического развития населения. Источники, методика, значение для практического здравоохранения. Акселерация как социально-гигиеническая и медико-биологическая проблема.
Физическое развитие - свойства организма, позволяющие определить возрастные особенности, запас физических сил и выносливость. На формирование физического развития оказывают влияние медико-биологические, природно-климатические и социально-экономические факторы. Нарушение физического развития свидетельствует о неблагоприятных условиях образа жизни, что требует проведения мер медико-социального воздействия.
При изучении морфологических и функциональных признаков, характеризующих физического развитие, используется метод антропометрии, который позволяет осуществлять количественный учет вариации физических свойств человека. Комплексный подход при изучении физического развития основан на следующих показателях:
а) соматометрические (морфологические): измерение размеров тела и его частей (длина и масса тела, окружность грудной клетки)
б) физиометрические (функциональные): определяются с помощью специальных физических приборов (жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, мышечная сила рук, становая сила)
в) соматоскопические (описательные): основаны на описании тела в целом или отдельных его частей (состояние опорно-двигательного аппарата: осанка, форма грудной клетки, эластичность кожи, развитие мускулатуры, степень жироотложения, тип телосложения и т.д.)
Изучение физического развития состоит из:
1) оценки физического развития различных возрастно-половых групп населения
2) динамического наблюдения за физическим развитием в одних и тех же коллективах
3) разработки возрастно-половых стандартов физического развития детей
4) оценки эффективности оздоровительных мероприятий на основе сдвигов в состоянии физического развития.
Для изучения, анализа и оценки физического развития применяют методы наблюдения:
а) генерализующий - наблюдение за достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются. При обработке результатов исследования получают средние показатели физического развития на определенный момент времени
б) индивидуализирующий метод - длительное наблюдение за развитием каждого ребенка.
Схема анализа показателей, характеризующих здоровье:
1) значение (что обозначает) показателя
2) методика расчета показателя
3) уровень показателя в РБ и его тенденции
4) критерии показателя по ВОЗ
5) факторы, оказывающие влияние на показатель
Анализ состояния здоровья в целом следует осуществлять по показателям в зависимости от их значимости и вклада в состояние здоровья.
- 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
- 2. Здравоохранение. Определение. История развития здравоохранения. Современные системы здравоохранения, их характеристика.
- 3. Государственная политика в области охраны здоровья населения (Закон Республики Беларусь "о здравоохранении"). Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
- 4. Номенклатура организаций здравоохранения
- 6. Страховая и частная формы здравоохранения.
- 7. Врачебная этика и деонтология. Определение понятия. Современные проблемы врачебной этики и деонтологии, характеристика.
- 10. Статистика. Определение понятия. Виды статистики. Система учета статистических данных.
- 11. Группы показателей для оценки состояния здоровья населения.
- 15. Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков
- 23. Интенсивные показатели. Методика расчета, единицы измерения, использование в работе организаций здравоохранения.
- 24. Экстенсивные показатели. Методика расчета, единицы измерения, использование в работе организаций здравоохранения
- 25. Показатели наглядности и соотношения. Методика расчета, использование в работе организаций здравоохранения.
- 26. Динамические ряды, их виды.
- 27. Показатели динамического ряда, вычисление, применение во врачебной деятельности.
- 28. Вариационный ряд, его элементы, виды, правила построения.
- 29. Средние величины, виды, методики расчета. Применение в работе врача.
- 30. Показатели, характеризующие разнообразие признака в изучаемой совокупности.
- 31. Репрезентативность признака. Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Понятие о критерии «t» Стьюдента.
- 33. Графические отображения в статистике. Виды диаграмм, правила их построения и оформления.
- 34. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических данных для здравоохранения.
- 35. Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.
- 36. Ведущие медико-социальные проблемы народонаселения. Проблемы численности и состава населения, смертности, рождаемости. Взять из 37,40,43
- 37. Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения, значение для здравоохранения
- 38. Динамика населения, ее виды.
- 39. Механическое движение населения. Методика изучения. Характеристика миграционных процессов, влияние их на показатели здоровья населения.
- 40. Как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни рождаемости по данным воз. Современные тенденции в Республике Беларусь и в мире.
- 42. Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Показатели, методика вычисления.
- 43. Смертность населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни общей смертности по данным воз. Современные тенденции. Основные причины смертности населения.
- 44. Младенческая смертность как медико-социальная проблема. Факторы, определяющие ее уровень. Методика расчета показателей, оценочные критерии воз.
- 45. Перинатальная смертность. Методика расчета показателей. Причины перинатальной смертности.
- 46. Материнская смертность. Методика расчета показателя. Уровень и причины материнской смертности в Республике Беларусь и мире.
- 52.Медико-социальные аспекты нервно-психического здоровья населения. Организация психоневрологической помощи.
- 60. Методика изучения заболеваемости.
- 61. Методы изучения заболеваемости населения, их сравнительная характеристика.
- Методика изучения общей и первичной заболеваемости
- Показатели общей и первичной заболеваемости.
- 63. Изучение заболеваемости населения по данным специального учета (инфекционных и важнейших неэпидемических заболеваний, госпитализированная заболеваемость). Показатели, учетные и отчетные документы.
- Основные показатели "госпитализированной" заболеваемости:
- Основные показатели для анализа заболеваемости с вут.
- 65. Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров населения, виды профилактических осмотров, порядок проведения. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность».
- 66. Заболеваемость по данным о причинах смерти. Методика изучения, показатели. Врачебное свидетельство о смерти.
- Основные показатели заболеваемости по данным о причинах смерти:
- 67. Прогнозирование показателей заболеваемости.
- 68. Инвалидность как медико-социальная проблема. Определение понятия, показатели.
- Тенденции инвалидности в рб.
- 69. Летальность. Методика расчета и анализ летальности. Значение для практической деятельности врача и организаций здравоохранения.
- 70. Методы стандартизации, их научно-практическое предназначение. Методики вычисления и анализ стандартизованных показателей.
- 72. Критерии определения инвалидности. Степень выражения стойких нарушений функций организма. Показатели, характеризующие инвалидность.
- 73. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
- 76. Первичная медицинская помощь, определение понятия, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.
- 78.. Организация медицинской помощи, представляемой населению в амбулаторных условиях. Основные организации: врачебная амбулатория, городская поликлиника. Структура, задачи, направления деятельности.
- 79. Номенклатура больничных организаций. Организация медицинской помощи в условиях стационара организаций здравоохранения. Показатели обеспеченности стационарной помощью.
- 80. Виды, формы и условия оказания медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи, их задачи.
- 81. Основные направления совершенствования стационарной и специализированной помощи.
- 82. Охрана здоровья женщин и детей. Управление. Медицинские организации.
- 83. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи.
- 84. Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению. Ведущие проблемы охраны здоровья детей.
- 85. Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы организации.
- II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
- III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
- 86. Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
- Основные показатели деятельности поликлиники.
- 87. Участково-территориальный принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков.
- 88. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы врача-терапевта участкового.
- 89. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
- 90. Профилактическая работа поликлиники. Отделение профилактики поликлиники. Организация профилактических осмотров.
- 91. Диспансерный метод в работе поликлиники, его элементы. Контрольная карта диспансерного наблюдения, информация, отражаемая в ней.
- 1Ый этап. Учет, обследование населения и отбор контингентов для постановки на диспансерный учет.
- 2Ой этап. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья диспансеризуемых и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
- 3Ий этап. Ежегодный анализ состояния диспансерной работу в лпу, оценка ее эффективности и разработка мер по ее совершенствованию (см. Вопрос 51).
- 96.Отделение медицинской реабилитации поликлиники. Структура, задачи. Порядок направления в отделение медицинской реабилитации.
- 97. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы.
- 98. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях
- 99. Основные разделы работы участкового педиатра. Содержание лечебно-профилактической работы. Связь в работе с другими лечебно-профилактическими организациями. Документация.
- 100. Содержание профилактической работы врача-педиатра участкового. Организация патронажного наблюдения за новорожденными.
- 101. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Профосмотры. Группы здоровья. Диспансеризация здоровых и больных детей
- 111.Организация патологоанатомической службы, ее структура и функции.
- 112.Мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций. Лечебно-охранительный режим.
- 113.Годовой отчет лечебно-профилактической организации. Структура, порядок составления (ф. 30).
- Раздел 1. Сведения о подразделениях, установках лечебно-профилактической организации.
- Раздел 2. Штаты лечебно-профилактической организации на конец отчетного года.
- Раздел 3. Работа врачей поликлиники (амбулаторий), диспансера, консультации.
- Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации.
- Раздел 5. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов).
- Раздел 6. Работа диагностических отделений.
- 114.Структура, организация, содержание работы женской консультации.
- 115. Задачи женской консультации.
- 116. Организация медицинской помощи беременным на амбулаторно-поликлиническом этапе.
- 117. Организация амбулаторно-поликлинической гинекологической помощи женщинам.
- 118.Формирование групп резерва родов.
- 119.Показатели работы по обслуживанию беременных женщин.
- 120.Медико-генетическое консультирование, основные организации. Его роль в профилактике перинатальной и младенческой смертности.
- 121.Задачи медико-генетической консультации. Связь медико-генетического кабинета с другими организациями здравоохранения.
- 122.Показания к медико-генетическому консультированию.
- Раздел I. Деятельность женской консультации.
- Раздел II. Родовспоможение в стационаре
- Раздел III. Материнская смертность
- Раздел IV. Сведения о родившихся
- 145. Медико-социальная экспертиза, определение, содержание, основные понятия.
- 146. Законодательные документы, регламентирующие порядок проведения медико-социальной экспертизы.
- 147. Виды мрэк. Состав областных, районных, межрайонных, городских и специализированных мрэк. Организация работы, права и обязанности. Порядок направления на мрэк и осмотра граждан.
- 148. Основные задачи и понятия медико-социальной экспертизы.
- 149. Реабилитация, определение, виды. Закон Республики Беларусь «о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».
- 150. Медицинская реабилитация: определение понятия, этапы, принципы.