15. Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков
Организация статистического исследования. Характеристика этапов.
Содержание плана и программы статистического исследования. Виды планов статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение. Сплошное и несплошное статистическое исследование. Виды несплошного статистического исследования.
Статистическое наблюдение (сбор материалов).
Статистическая группировка и сводка. Типологическая и вариационная группировка.
Статистические таблицы, виды, требования к построению.
Единица наблюдения - каждый первичный элемент, составляющий статистическую совокупность и являющийся носителем признаков, подлежащих учету. Единица наблюдения определяется целью и задачами статистического исследования, а также избранным объектом изучения (при изучении больничной летальности единицей наблюдения будет больной, умерший в стационаре)
Единицы наблюдения имеют признаки сходства и различия. Признаки сходства служат основанием для объединения единиц наблюдения в совокупность. Признаки, по которым различаются элементы статистической совокупности, подлежат регистрации и называются учетными признаками, которые могут быть:
а) качественными (атрибутивные, описательные: пол, профессия, нозологическая форма заболевания) и количественными (выражены числом: масса тела, рост, возраст, продолжительность болезни).
б) по роли в изучаемой совокупности - факторные (признаки, под влиянием которых изменяются другие, зависящие от них признаки) и результативные (признаки, зависящие от факторных). С изменением величины факторного признака происходит изменение результативного (с увеличением возраста ребенка увеличивается его рост)
Организация статистического исследования. Характеристика этапов.
Статистическое исследование (СИ) позволяет получить представление о том или ином явлении, изучить его размер, уровень, выявить закономерности. Предметом СИ могут быть здоровье населения, организация медицинской помощи, факторы внешней среды, влияющие на здоровье и т.д.
При проведении СИ могут быть использованы 2 методических подхода:
1) изучение интенсивности явления в среде, распространенности явления, выявление тенденций состояния здоровья населения - проводятся на генеральных совокупностях или достаточно больших по численности выборочных совокупностях, позволяющих получить интенсивные показатели и обоснованно перенести полученные данные на всю генеральную совокупность
2) проведение строго спланированных исследований по изучению отдельных факторов без выявления интенсивности явления в среде - проводятся, как правило, на небольших по численности совокупностях с целью выявления новых факторов, изучения неизвестных или малоизвестных причинно-следственных связей
Этапы статистического исследования:
1 этап. Составление плана и программы исследования - является подготовительным, на нем определяется цель и задачи исследования, составляется план и программа исследования, разрабатывается программа сводки статистического материала и решаются организационные вопросы.
а) цель и задачи исследования должны быть четко сформулированы; цель определяет основное направление исследования и носит, как правило, не только теоретический, но и практический характер, она формулируется ясно, четко, недвусмысленно; для раскрытия поставленной цели определяются задачи исследования.
б) необходимо изучить по данной теме литературу.
в) необходимо разработать организационный план - предусматривает определение 1) места (административно-территориальных границ наблюдения), 2) времени (конкретных сроков осуществления наблюдения, проведения разработки и анализа материала) и 3) субъекта исследования (организаторов, исполнителей, методического и организационного руководства, источников финансирования исследования).
г) разработка плана исследования - включает определение:
- объекта исследования (статистической совокупности);
- объема исследования (сплошное, не сплошное);
- видов (текущее, единовременное);
- способов сбора статистической информации.
д) необходимо составить программу исследования (наблюдения) - включает:
- определение единицы наблюдения;
- перечень вопросов (учетных признаков), подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения
- разработку индивидуального учетного (регистрационного) бланка с перечнем вопросов и признаков, подлежащих учету;
- разработку макетов таблиц, в которые затем вносятся результаты исследования.
На каждую единицу наблюдения заполняется отдельный бланк, он содержит паспортную часть, четко сформулированные, поставленные в определенной последовательности вопросы программы и дату заполнения документа. В качестве учетных бланков могут быть использованы применяемые в практике лечебно-профилактических учреждений учетные медицинские формы.
Источниками получения информации могут служить другие медицинские документы (истории болезни, и индивидуальные карты амбулаторного больного, истории развития ребенка, истории родов), отчетные формы лечебно-профилактических учреждений и др.
Для обеспечения возможности статистической разработки данных из этих документов производят выкопировку сведений на специально разработанные учетные бланки, содержание которых определяется в каждом отдельном случае в соответствии с задачами исследования.
В настоящее время в связи с машинной обработкой результатов наблюдения с использованием ЭВМ вопросы программы могут быть формализованы, когда вопросы в учетном документе ставятся в виде альтернативы (да, нет), или предлагаются уже готовые ответы, из которых следует выбрать определенный ответ.
е) необходимо составить программу сводки полученных данных, которая включает установление принципов группировки, выделение группировочных признаков, определение комбинаций этих признаков, составление макетов статистических таблиц.
2 этап. Сбор материала (статистическое наблюдение) - - заключается в регистрации отдельных случаев изучаемого явления и характеризующих их учетных признаков в регистрационные бланки. Перед и в ходе выполнения этой работы проводится инструктаж (устный или письменный) исполнителей наблюдения, обеспечение их формами регистрации.
Статистическое наблюдение может быть:
а) по времени:
1) текущим - явление изучается за какой-то отдельный период времени (неделю, квартал, год и т.д.) путем повседневной регистрации явления по мере возникновения каждого случая (учет числа родившихся, умерших, заболевших, выписанных из стационара). Так учитываются быстро меняющиеся явления.
2) единовременным - статистические данные собираются на определенный (критический) момент времени (перепись населения, изучение физического развития детей, профилактические осмотры населения). Единовременная регистрация отражает состояние явления на момент изучения, используется для изучения медленно меняющихся явлений.
Выбор вида наблюдения по времени определяется целью и задачами исследования (характеристику госпитализированных больных можно получить в результате текущей регистрации выбывших из стационара - текущее наблюдение или путем однодневной переписи больных, находящихся в стационаре - единовременное наблюдение).
б) в зависимости от полноты охвата изучаемого явления:
1) сплошное - изучаются все входящие в состав совокупности единицы наблюдения, т.е. генеральная совокупность. Проводят с целью установления абсолютных размеров явления (общей численности населения, общего количества родившихся или умерших). Применяется и в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы (учет инфекционной заболеваемости, нагрузка врачей и др.)
2) несплошное - изучается лишь часть генеральной совокупности, делится на несколько видов:
1. монографический метод - дает детальное описание отдельных характерных в каком-либо отношении единиц совокупности и глубокое, всестороннее описание объектов.
2. метод основного массива - предполагает изучение тех объектов, в которых сосредоточено значительное большинство единиц наблюдения. Недостатком этого метода является то, что остается неохваченной исследованием часть совокупности, хотя и небольшая по размерам, но которая может значительно отличаться от основного массива.
3. анкетный метод - это сбор статистических данных с помощью специально разработанных анкет, адресованных определенному кругу лиц. Это исследование основано на принципе добровольности, поэтому возврат анкет зачастую бывает неполным. Нередко ответы на поставленные вопросы носят отпечаток субъективности и случайности. Этот метод применяется для получения приблизительной характеристики изучаемого явления.
4. выборочный метод - самый распространенный метод, сводится к исследованию некоторой специально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимуществом этого метода является получение результатов высокой степени надежности, а также значительно более низкая стоимость. В исследовании занято меньшее число исполнителей, кроме того он требует меньших затрат времени. В медицинской статистике роль и место выборочного метода особенно велики, поскольку медицинские работники имеют дело обычно только с частью изучаемого явления (изучают группу больных с тем или иным заболеванием, анализируют работу отдельных подразделений).
в) по способу получения сведений в ходе проведения и характеру его осуществления
1. непосредственное наблюдение (клинический осмотр больных, проведение лабораторных, инструментальных исследований, антропометрические измерения и т. п.)
2. социологические методы: метод интервью (очный опрос), анкетирование (заочный опрос - анонимный или неанонимный) и др.;
3. документальное исследование (выкопировка сведений из учетно-отчетных медицинских документов, сведения официальной статистики учреждений и организаций.)
3 этап. Разработка материала, статистическая группировка и сводка - начинается с проверки и уточнения числа наблюдений, полноты и правильности полученных сведений, выявлении и устранении ошибок, дубликатов записей и т. д.
Для правильной разработки материала применяется шифровка первичных учетных документов, т.е. обозначение каждого признака и его группы знаком - буквенным или цифровым. Шифровка - это технический прием, облегчающий и ускоряющий разработку материала, повышающий качество, точность разработки. Шифры - условные обозначения - вырабатываются произвольно. При шифровке диагнозов рекомендуется пользоваться международной номенклатурой и классификацией болезней; при шифровке профессий - словарем профессий.
Преимуществом шифровки является то, что при необходимости после окончания основной разработки можно вернуться к материалу для разработки с целью выяснения новых связей и зависимостей. Зашифрованный учетный материал позволяет сделать это легче и быстрее, чем незашифрованный. После проверки проводится группировка признаков.
Группировка - расчленение совокупности изучаемых данных на однородные, типичные группы по наиболее существенным признакам. Группировка может проводиться по качественным и количественным признакам. Выбор группировочного признака зависит от характера изучаемой совокупности и задач исследования.
а) типологическая группировка производится по качественным (описательным, атрибутивным) признакам (пол, профессия, группы болезни)
б) вариационная группировка (по количественным признакам) проводится на основании числовых размеров признака (возраст, длительность заболевания, продолжительность лечения и т.д.). Количественная группировка требует решения вопроса о величине группировочного интервала: интервал может быть равным, а в ряде случаев - неравный, даже включать так называемые открытые группы (при группировке по возрасту могут быть определены открытые группы: до 1 года, 50 лет и старше).
При определении числа групп исходят из цели и задач исследования. Необходимо, чтобы группировки могли вскрыть закономерности изучаемого явления. Большое число групп может привести к чрезмерному дроблению материала, ненужной детализации. Малое число групп приводит к затушевыванию характерных черт.
Рекомендуется следующее число групп: до 40 наблюдений - 5-6 групп, 40-60 наблюдений 6-8 групп, 60-100 наблюдений - 7-10 групп и т.д.
Закончив группировку материала, приступают к сводке - обобщение единичных случаев, полученных в результате статистического исследования, в определенные группы, их подсчет и внесение в макеты таблиц.
Сводку статистического материала проводят при помощи статистических таблиц. Таблица, не заполненная цифрами, называется макетом.
Статистические таблицы бывают перечневые, хронологические, территориальные.
Таблица имеет подлежащее и сказуемое. Статистическое подлежащее обычно размещается по горизонтальным строкам в левой части таблицы и отражает главный, основной признак. Статистическое сказуемое размещается слева направо по вертикальным графам и отражает дополнительные учетные признаки.
Статистические таблицы делятся на:
а) простые - представлено числовое распределение материала по одному признаку, составных частей его. Простая таблица содержит обычно простой перечень или итог по всей совокупности изучаемого явления.
б) групповые - представлено сочетание двух признаков в связи друг с другом
в) комбинационные - дается распределение материала по трем и более взаимосвязанным признакам
При составлении таблиц должны соблюдаться определенные требования:
- каждая таблица должна иметь заголовок, отражающий ее содержание;
- внутри таблицы все графы также должны иметь четкие краткие названия;
- при заполнении таблицы все клетки таблицы должны содержать соответствующие числовые данные. Оставшиеся незаполненными из-за отсутствия данной комбинации клетки таблицы прочеркиваются ("-"), а при отсутствии сведений в клетке проставляется "н.с." или "...";
- после заполнения таблицы в нижней горизонтальном ряду и в последнем справа вертикальном столбце подводятся итоги вертикальных граф и горизонтальных строк.
- таблицы должны иметь единую последовательную нумерацию.
В исследованиях, имеющих небольшой объем наблюдений, сводка проводится вручную. Все учетные документы раскладываются на группы в соответствии с шифром признака. Далее проводится подсчет и запись данных в соответствующую клетку таблицы. В настоящее время в проведении сортировки и сводки материала широко используются ЭВМ. которые позволяют не только отсортировать материал по изучаемым признакам, но выполнить расчеты показателей.
4 этап. Статистический анализ изучаемого явления, формулировка выводов - ответственный этап исследования, на котором проводится вычисление статистических показателей (частоты, структуры, средних размеров изучаемого явления ), дается их графическое изображение, изучается динамика, тенденции, устанавливаются связи между явлениями. даются прогнозы и т.д. Анализ предполагает интерпретацию полученных данных, оценку достоверности результатов исследования. В заключение делаются выводы.
5 этап. Литературная обработка и оформление полученных результатов - является заключительным, предполагает окончательное оформление результатов статистического исследования. Результаты могут быть оформлены в виде статьи, отчета, доклада, диссертации и др. Для каждого вида оформления существуют определенные требования, которые должны соблюдаться при литературной обработке результатов статистического исследования.
Результаты медико-статистического исследования внедряются в практику здравоохранения. Возможны различные варианты использования результатов исследования: ознакомление с результатами широкой аудитории медицинских и научных работников; подготовка инструктивно-методических документов; оформление рационализаторского предложения и другие
По завершении статистического исследования разрабатываются рекомендации и управленческие решения, проводится внедрение результатов исследования в практику, оценивается эффективность.
В проведении статистического исследования важнейшим элементом является соблюдение строгой последовательности в осуществлении названных этапов.
Относительные величины, виды, методы расчета. Возможные ошибки в применении относительных величин.
- 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
- 2. Здравоохранение. Определение. История развития здравоохранения. Современные системы здравоохранения, их характеристика.
- 3. Государственная политика в области охраны здоровья населения (Закон Республики Беларусь "о здравоохранении"). Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
- 4. Номенклатура организаций здравоохранения
- 6. Страховая и частная формы здравоохранения.
- 7. Врачебная этика и деонтология. Определение понятия. Современные проблемы врачебной этики и деонтологии, характеристика.
- 10. Статистика. Определение понятия. Виды статистики. Система учета статистических данных.
- 11. Группы показателей для оценки состояния здоровья населения.
- 15. Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков
- 23. Интенсивные показатели. Методика расчета, единицы измерения, использование в работе организаций здравоохранения.
- 24. Экстенсивные показатели. Методика расчета, единицы измерения, использование в работе организаций здравоохранения
- 25. Показатели наглядности и соотношения. Методика расчета, использование в работе организаций здравоохранения.
- 26. Динамические ряды, их виды.
- 27. Показатели динамического ряда, вычисление, применение во врачебной деятельности.
- 28. Вариационный ряд, его элементы, виды, правила построения.
- 29. Средние величины, виды, методики расчета. Применение в работе врача.
- 30. Показатели, характеризующие разнообразие признака в изучаемой совокупности.
- 31. Репрезентативность признака. Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Понятие о критерии «t» Стьюдента.
- 33. Графические отображения в статистике. Виды диаграмм, правила их построения и оформления.
- 34. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических данных для здравоохранения.
- 35. Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.
- 36. Ведущие медико-социальные проблемы народонаселения. Проблемы численности и состава населения, смертности, рождаемости. Взять из 37,40,43
- 37. Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения, значение для здравоохранения
- 38. Динамика населения, ее виды.
- 39. Механическое движение населения. Методика изучения. Характеристика миграционных процессов, влияние их на показатели здоровья населения.
- 40. Как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни рождаемости по данным воз. Современные тенденции в Республике Беларусь и в мире.
- 42. Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Показатели, методика вычисления.
- 43. Смертность населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни общей смертности по данным воз. Современные тенденции. Основные причины смертности населения.
- 44. Младенческая смертность как медико-социальная проблема. Факторы, определяющие ее уровень. Методика расчета показателей, оценочные критерии воз.
- 45. Перинатальная смертность. Методика расчета показателей. Причины перинатальной смертности.
- 46. Материнская смертность. Методика расчета показателя. Уровень и причины материнской смертности в Республике Беларусь и мире.
- 52.Медико-социальные аспекты нервно-психического здоровья населения. Организация психоневрологической помощи.
- 60. Методика изучения заболеваемости.
- 61. Методы изучения заболеваемости населения, их сравнительная характеристика.
- Методика изучения общей и первичной заболеваемости
- Показатели общей и первичной заболеваемости.
- 63. Изучение заболеваемости населения по данным специального учета (инфекционных и важнейших неэпидемических заболеваний, госпитализированная заболеваемость). Показатели, учетные и отчетные документы.
- Основные показатели "госпитализированной" заболеваемости:
- Основные показатели для анализа заболеваемости с вут.
- 65. Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров населения, виды профилактических осмотров, порядок проведения. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность».
- 66. Заболеваемость по данным о причинах смерти. Методика изучения, показатели. Врачебное свидетельство о смерти.
- Основные показатели заболеваемости по данным о причинах смерти:
- 67. Прогнозирование показателей заболеваемости.
- 68. Инвалидность как медико-социальная проблема. Определение понятия, показатели.
- Тенденции инвалидности в рб.
- 69. Летальность. Методика расчета и анализ летальности. Значение для практической деятельности врача и организаций здравоохранения.
- 70. Методы стандартизации, их научно-практическое предназначение. Методики вычисления и анализ стандартизованных показателей.
- 72. Критерии определения инвалидности. Степень выражения стойких нарушений функций организма. Показатели, характеризующие инвалидность.
- 73. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
- 76. Первичная медицинская помощь, определение понятия, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.
- 78.. Организация медицинской помощи, представляемой населению в амбулаторных условиях. Основные организации: врачебная амбулатория, городская поликлиника. Структура, задачи, направления деятельности.
- 79. Номенклатура больничных организаций. Организация медицинской помощи в условиях стационара организаций здравоохранения. Показатели обеспеченности стационарной помощью.
- 80. Виды, формы и условия оказания медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи, их задачи.
- 81. Основные направления совершенствования стационарной и специализированной помощи.
- 82. Охрана здоровья женщин и детей. Управление. Медицинские организации.
- 83. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи.
- 84. Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению. Ведущие проблемы охраны здоровья детей.
- 85. Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы организации.
- II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
- III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
- 86. Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
- Основные показатели деятельности поликлиники.
- 87. Участково-территориальный принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков.
- 88. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы врача-терапевта участкового.
- 89. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
- 90. Профилактическая работа поликлиники. Отделение профилактики поликлиники. Организация профилактических осмотров.
- 91. Диспансерный метод в работе поликлиники, его элементы. Контрольная карта диспансерного наблюдения, информация, отражаемая в ней.
- 1Ый этап. Учет, обследование населения и отбор контингентов для постановки на диспансерный учет.
- 2Ой этап. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья диспансеризуемых и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
- 3Ий этап. Ежегодный анализ состояния диспансерной работу в лпу, оценка ее эффективности и разработка мер по ее совершенствованию (см. Вопрос 51).
- 96.Отделение медицинской реабилитации поликлиники. Структура, задачи. Порядок направления в отделение медицинской реабилитации.
- 97. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы.
- 98. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях
- 99. Основные разделы работы участкового педиатра. Содержание лечебно-профилактической работы. Связь в работе с другими лечебно-профилактическими организациями. Документация.
- 100. Содержание профилактической работы врача-педиатра участкового. Организация патронажного наблюдения за новорожденными.
- 101. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Профосмотры. Группы здоровья. Диспансеризация здоровых и больных детей
- 111.Организация патологоанатомической службы, ее структура и функции.
- 112.Мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций. Лечебно-охранительный режим.
- 113.Годовой отчет лечебно-профилактической организации. Структура, порядок составления (ф. 30).
- Раздел 1. Сведения о подразделениях, установках лечебно-профилактической организации.
- Раздел 2. Штаты лечебно-профилактической организации на конец отчетного года.
- Раздел 3. Работа врачей поликлиники (амбулаторий), диспансера, консультации.
- Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации.
- Раздел 5. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов).
- Раздел 6. Работа диагностических отделений.
- 114.Структура, организация, содержание работы женской консультации.
- 115. Задачи женской консультации.
- 116. Организация медицинской помощи беременным на амбулаторно-поликлиническом этапе.
- 117. Организация амбулаторно-поликлинической гинекологической помощи женщинам.
- 118.Формирование групп резерва родов.
- 119.Показатели работы по обслуживанию беременных женщин.
- 120.Медико-генетическое консультирование, основные организации. Его роль в профилактике перинатальной и младенческой смертности.
- 121.Задачи медико-генетической консультации. Связь медико-генетического кабинета с другими организациями здравоохранения.
- 122.Показания к медико-генетическому консультированию.
- Раздел I. Деятельность женской консультации.
- Раздел II. Родовспоможение в стационаре
- Раздел III. Материнская смертность
- Раздел IV. Сведения о родившихся
- 145. Медико-социальная экспертиза, определение, содержание, основные понятия.
- 146. Законодательные документы, регламентирующие порядок проведения медико-социальной экспертизы.
- 147. Виды мрэк. Состав областных, районных, межрайонных, городских и специализированных мрэк. Организация работы, права и обязанности. Порядок направления на мрэк и осмотра граждан.
- 148. Основные задачи и понятия медико-социальной экспертизы.
- 149. Реабилитация, определение, виды. Закон Республики Беларусь «о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».
- 150. Медицинская реабилитация: определение понятия, этапы, принципы.