101. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Профосмотры. Группы здоровья. Диспансеризация здоровых и больных детей
Комплекс профилактических мероприятий участкового врача-педиатра направлен на формирование гармоничного физического и нервно-психического развития детей, широкого внедрения санитарно-гигиенических и профилактических норм в повседневную жизнь семьи.
Основой профилактической деятельности является диспансеризация – метод активного динамического наблюдения не только за больными, но и за здоровыми детьми медицинским персоналом детской поликлиники.
Профилактическая деятельность в ДП начинается с патронажа беременной врачом акушер-гинекологом ЖК совместно с участковым врачом-педиатром. В кабинете здорового ребенка ДП участковый врач-педиатр и медицинская сестра проводят занятия с будущей матерью по наблюдению и уходу за новорожденным ребенком.
В детскую поликлинику в городе или другую ЛПО на селе, где будет наблюдаться ребенок, сообщается о дате выписки новорожденного из родильного дома. Участковый врач-педиатр и медицинская сестра ДП посещают новорожденного в течение 3 дней после выписки из родильного дома, за исключением случаев рождения в семье первого ребенка, двойни, отсутствия у матери молока, тогда патронажное посещение осуществляется в первый день после выписки. В дальнейшем участковая медсестра посещает ребенка на дому через 1-2 дня в течение первой недели и еженедельно - в течение первого месяца жизни.
При первичном посещении врач особое внимание обращает на состояние кожных покровов ребенка, пупочной ранки и родничков, оценивает бытовые условия, социальное благополучие семьи, выполнение рекомендаций по уходу и вскармливанию, проводит изучение социального, генетического, биологического анамнеза, определяет группы здоровья, группы «риска», составляется план наблюдения.
Участковый врач-педиатр повторно посещает ребенка на дому на 14-й, 21-й день жизни, а затем мать и ребенок посещают детскую поликлинику, начиная с 4 недели жизни.
Особого наблюдения со стороны участкового врача-педиатра заслуживает группа «риска»:
дети из двоен;
недоношенные дети;
дети, родившиеся с массой тела более 4-х кг;
с родовой травмой;
дети, родившиеся у матерей с патологией беременности, родов или перенесших инфекционное заболевание во время беременности;
дети из социально-неблагополучных семей.
На первом году жизни участковый врач-педиатр наблюдает здорового ребенка с периодичностью 1 раз в месяц, оценивая физическое и нервно-психическое развитие, врач дает рекомендации матери по вскармливанию, организации режима дня, закаливанию, физическому воспитанию, профилактике рахита и другим вопросам.
Участковая медицинская сестра посещает здорового ребенка первого года жизни на дому не реже одного раза в месяц.
В возрасте 3, 6, 9 и 12 месяцев (декретивные возраста) участковый врач-педиатр оформляет эпикриз, с учетом данных осмотра и состояния здоровья ребенка, физического и нервно-психического развития в динамике, антропометрических измерений и составляет план наблюдения и оздоровления ребенка на последующий период.
На 2-ом году жизни ребенок наблюдается врачом-педиатром с периодичностью 1 раз в квартал. Медицинская сестра посещает ребенка первых 2-х лет жизни на дому не реже 1 раза в квартал.
На 3-м году жизни ребенок осматривается участковым врачом-педиатром и патронажной сестрой 1 раз в 6 месяцев с профилактической целью. В данной возрастной группе при проведении осмотров детей уделяется внимание организации режима, проведению закаливающих мероприятий, физическому воспитанию, рациональному питанию, нервно-психическому и физическому развитию. Антропометрическое измерение ребенку проводится два раза в год. В конце 3-го года жизни (период раннего возраста) участковый врач-педиатр оформляет эпикриз с оценкой состояния здоровья ребенка, динамикой физического, нервно-психического развития, планом лечения и оздоровления на последующий период. За детьми в возрасте от 3 до 7 лет, не посещающими ДДУ, участковый врач-педиатр обеспечивает профилактическое наблюдение не реже 1 раза в год с заключительным осмотром перед поступлением в школу. В детской поликлинике организуется кабинет здорового ребенка.
Функции кабинета здорового ребенка
Оказание помощи участковым врачам-педиатрам в подготовке и проведении занятий в «Школе молодых матерей, отцов»;
Проведение индивидуальных и коллективных бесед с родителями детей раннего возраста по вопросам охраны здоровья ребенка;
Разработка памяток, санитарных бюллетеней, учебно-методической литературы по вопросам охраны здоровья матери и ребенка;
Обучение родителей методике ухода за детьми разных возрастных групп (комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма, организации режима дня, профилактике рахита);
Совместно с участковым педиатром и участковой медицинской сестрой проведение индивидуальной подготовки детей для поступления в детское дошкольное учреждение;
Обучение участковых медицинских сестер методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур для проведения профилактической работы с детьми;
Осуществление преемственности в работе с ЦГЭ и ОЗ, для изучения и внедрения в практическую работу новых материалов по формированию ЗОЖ среди родителей и детей;
Ведение необходимой медицинской документации установленного образца по учету и отчетности работы кабинета здорового ребенка.
Динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей предполагает использование диспансерного метода. Профилактические осмотры являются важным звеном диспансеризации и проводятся для своевременного выявления отклонений в состоянии здоровья детей и организации, необходимых лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
Виды профилактических осмотров
Врач-педиатр осуществляет профилактический осмотр ребенка по месту жительства или в ДДУ;
Углубленный профилактический осмотр осуществляется после проведения лабораторных и функционально-диагностических исследований;
Комплексные профилактические осмотры состояния здоровья ребенка оценивает бригада врачей-специалистов.
Выделяют 3 группы детей, подлежащих профилактическим осмотрам в поликлинике:
дети до 7-летнего возраста, не посещающие ДДУ;
дети, посещающие ДДУ;
школьники.
В ДП выделяются профилактические дни приема только здоровых детей первой группы. Детям, посещающим образовательные учреждения, проводятся обязательные углубленные обследования в соответствии с декретивными возрастными группами:
перед поступлением в ДДУ;
за год до поступления в школу;
перед поступлением в школу;
после окончания первого года обучения;
перед переходом к предметному обучению;
в пубертатном периоде (14-15 лет);
перед окончанием школы 10-11-й класс (16-17 лет).
После окончания профилактических осмотров осуществляется комплексная оценка состояния здоровья детей. При выявлении заболеваний ребенок подлежит диспансерному наблюдению в ДП.
Критерии оценки результатов диспансеризации:
выздоровление;
улучшение;
состояние без перемен;
ухудшение.
В конце года на каждого диспансерного больного участковым врачом оформляется этапный эпикриз с отражением его состояния здоровья и эффективности проведения лечебно-профилактических мероприятий за год наблюдения. Данная работа детально изучается и анализируется и по ее результатам намечаются мероприятия направленные на повышение качества диспансеризации.
В детской поликлинике осуществляется прием здоровых детей, детей, страдающих хроническими, инфекционными заболеваниями без острых проявлений, реконвалесцентов после острых заболеваний.
Дети с острыми заболеваниями должны наблюдаться участковым врачом-педиатром на дому. Участковый врач активно (без вызова) посещает больных детей на дому до полного выздоровления или госпитализации. Участковая медицинская сестра выполняет назначения врача-педиатра по лечению больного ребенка на дому, контролирует выполнение родителями врачебных рекомендаций по лечению, питанию, режиму и уходу за больным ребенком. В особых случаях обследование ребенка осуществляется на дому.
Госпитализация детей в стационар осуществляется по клиническим показаниям. В направлении на госпитализацию указывается диагноз, длительность и характер течения заболевания, проведенное обследование и лечение на амбулаторно-поликлиническом этапе, аллергоанамнез, перенесенные инфекционные заболевания, сведения об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в ДДУ или в школе.
При отказе родителей от госпитализации, карантине и других причин для больного ребенка организуется стационар на дому. Наблюдение за здоровьем ребенка после выписки из стационара осуществляет участковый врач-педиатр. При выявлении у ребенка хронической патологии его берут на диспансерный учет.
Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:
I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,
II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,
III критерий – уровень нервно–психического развития,
IV критерий – резистентность организма,
V критерий – функциональное состояние органов и систем,
VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития. I критерий обуславливает здоровье, II–VI критерии характеризуют здоровье.
Комплексная оценка с определением группы здоровья проводится по совокупности перечисленных критериев. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка, чем диагноз.
Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.
Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие "риск" формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.
II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.
II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.
Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:
- ребенок от многоплодной беременности,
- недоношенность, переношенность, незрелость,
- перинатальное поражение ЦНС,
- внутриутробное инфицирование,
- низкая масса тела при рождении,
- избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),
- рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),
- гипотрофия 1-й ст.,
- дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,
- аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),
- функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,
- частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,
- понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,
- тимомегалия,
- дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,
- вираж туберкулиновых проб,
- состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),
- состояние после неотложных хирургических вмешательств.
Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).
Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.
Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.
Особенности оказания медицинской помощи подросткам. Функции врача-педиатра подросткового кабинета. Передача подростков в поликлинику для взрослого населения. Периодические медосмотры подростков и учащейся молодежи. Обязанности и права врача-педиатра детской поликлиники.
Оказание амбулаторно-поликлинической помощи подросткам в возрасте 15-17 лет осуществляется детскими организациями здравоохранения (отделениями) по месту жительства, по месту временного проживания, а также по месту учебы (работы).
Детские организации здравоохранения (отделения), оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь, собирают, обобщают и анализируют информацию о состоянии и проблемах соматического, психического, репродуктивного здоровья подростков на основе которой формируют задачи по охране здоровья подростков.
В штаты детских организаций здравоохранения (отделений), оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, вводятся должности врачей-терапевтов подростковых и создаются подростковые кабинеты. Врач-терапевт подростковый проводит лечение и медицинскую профилактику заболеваний среди подростков, оказывает методическую помощь другим врачам-специалистам. Должностные обязанности врача-терапевта подросткового определяются руководителем организации здравоохранения.
Основным медицинским документом подростка является «Медицинская карта амбулаторного больного» (форма 025/у), которая оформляется в 15 лет. В форму 025/у, из истории развития ребенка (форма 112/у) вносятся уточненные диагнозы, данные о профилактических прививках, реакции Манту, данные диспансерного наблюдения у врачей-специалистов, результаты обследования, выписки из стационаров, в которых ребенок находился на обследовании и лечении до 15 лет. В дальнейшем вносятся результаты медицинских осмотров, данные обследования, лечения и консультаций подростка. Вкладной лист на подростка к медицинской карте амбулаторного больного (форма 025-1/у) не заполняется.
Все подростки подлежат диспансерному наблюдению. Основным элементом диспансеризации подростков являются медицинские осмотры, которые проводятся один раз в год. Для планирования проведения медицинских осмотров составляются списки подростков, отдельно на юношей и девушек, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, домашнего адреса, места учебы (работы). Учет подростков осуществляет участковая медицинская сестра детской организации здравоохранения (отделения).
Медицинские осмотры подростков проводятся организованно по месту учебы (работы) или индивидуально в течение года по месту жительства или по месту временного проживания. Графики медицинских осмотров утверждаются руководителем детской организации здравоохранения или организации здравоохранения, имеющей в структуре детское отделение. Графики организованных медицинских осмотров согласовываются с руководителями учреждений образования, в которых подростки обучаются, или с руководителями учреждений (предприятий), в которых подростки работают.
Медицинские осмотры проводятся в следующем объеме.
Юноши в возрасте 15-17 лет:
осмотр врача-терапевта подросткового (врача-педиатра участкового, врача общей практики);
врача-хирурга (с проведением андрологического осмотра);
врача-невролога;
врача-офтальмолога;
врача-оториноларинголога;
врача-стоматолога детского (врача-стоматолога-терапевта);
других врачей-специалистов - по медицинским показаниям;
антропометрические измерения (рост, масса тела, окружность грудной клетки);
анализ крови (гемоглобин лейкоциты, скорость оседания эритроцитов);
общий анализ мочи;
электрокардиограмма в 16 лет.
Медицинские осмотры юношей в возрасте 16 лет совмещаются с медицинским освидетельствованием при приписке к призывному участку.
Девушки в возрасте 15 и 17 лет:
осмотр врача-терапевта подросткового (врача-педиатра участкового, врача общей практики);
врача-хирурга;
врача-невролога;
врача-офтальмолога;
врача-оториноларинголога;
врача-стоматолога детского (врача-стоматолога-терапевта);
врача-акушер-гинеколога;
других врачей-специалистов - по медицинским показаниям;
антропометрические измерения (рост, масса тела, окружность грудной клетки);
анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, скорость оседания эритроцитов);
общий анализ мочи.
Девушки в возрасте 16 лет:
осмотр врача-терапевта подросткового (врача-педиатра участкового, врача общей практики);
врача-стоматолога детского (врача-стоматолога-терапевта);
врача акушер-гинеколога;
других врачей-специалистов – по медицинским показаниям;
антропометрические измерения (рост, масса тела, окружность грудной клетки);
анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, скорость оседания эритроцитов);
общий анализ мочи.
Рентгенофлюорографическое обследование органов грудной клетки подросткам проводится в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
По результатам медицинских осмотров врачом-терапевтом подростковым (врачом-педиатром участковым) дается оценка состояния здоровья подростка, определяется группа здоровья и медицинская группа для занятий физической культурой. При необходимости подростки направляются на дополнительное обследование и консультации. Подростки, имеющие хронические заболевания, берутся на диспансерный учет у врачей-специалистов. Результаты медицинского осмотра вносятся в список подростков, подлежащих медицинскому осмотру. Подростку выдается справка о результатах медицинского осмотра, которая представляется им по месту учебы (работы).
По решению УЗО и комитета по здравоохранению Мингорисполкома стационарное лечение и консультации подростков могут проводиться в детских организациях здравоохранения или в организациях здравоохранения для взрослого населения в соответствии с материально-технической базой и оснащением медицинской техникой. Гинекологическая помощь девушкам оказывается в женских консультациях по месту жительства, по месту временного проживания или по месту учебы (работы).
Медицинская помощь юношам допризывного и призывного возраста оказывается в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В детских организациях здравоохранения (отделениях) лечение и медицинскую профилактику заболеваний среди юношей допризывного и призывного возраста организует и осуществляет врач-терапевт подростковый, который работает в тесном контакте с военным комиссариатом.
В детских организациях здравоохранения (отделениях), оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, проводится врачебная профессиональная консультация подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Им выдается медицинская справка (форма 086/у), для поступления на учебу в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Подросткам, принимаемым на работу, проводятся предварительные медицинские осмотры.
По достижении подростком 18 лет в детской организации здравоохранения, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь, составляется переводной эпикриз (приложение 1) и подросток передается под наблюдение организации здравоохранения (отделения) для взрослого населения.
Для приема подростков из детской организации здравоохранения (отделения) создается комиссия, состав которой утверждается приказом главного врача организации здравоохранения для взрослого населения. В состав комиссии входят заместитель главного врача организации здравоохранения для взрослого населения (председатель комиссии), заместитель главного врача детской организации здравоохранения (заведующий педиатрическим отделением), заведующие терапевтическими отделениями, врач-хирург, врач-невролог, врач-оториноларинголог, врач-офтальмолог организации здравоохранения для взрослого населения.
Ежемесячно по графику, утвержденному приказом главного врача детской организации здравоохранения и согласованному с главным врачом организации здравоохранения для взрослого населения или приказом главного врача организации здравоохранения, имеющей в структуре детское отделение, представляется следующая медицинская документация на рассмотрение комиссии:
переводной эпикриз на подростка в возрасте 18 лет;
«Медицинская карта амбулаторного больного» (форма 025/у);
лечебная карта призывника (форма 053/у) - на юношей призывного возраста, направленных на лечение (обследование) военными комиссариатами после приписки к призывному участку и не закончивших лечения (обследования).
Передача медицинской документации на подростков в организацию здравоохранения (отделение) для взрослого населения оформляется актом передачи (приложение 1). К акту передачи прилагается список подростков, которые принимаются и (или) не принимаются под наблюдение организации здравоохранения (отделения) для взрослого населения.
В списке должна быть указана следующая информация:
порядковый номер;
фамилия, имя, отчество;
число, месяц и год рождения;
домашний адрес;
место учебы (работы);
диагноз, поставленный в детской организации здравоохранения;
дата передачи медицинской документации;
замечания комиссии.
По достижении 18-летнего возраста или завершении обучения в образовательном учреждении дети, состоящие на учете в ДП, переводятся под наблюдение в территориальные поликлиники.
Организация скорой медицинской помощи (СМП) населению. Модель конечных результатов (МКР) для службы СМП, показатели результативности и дефектов. Документация.
(см. вопрос 104.)
Документация ССНМП:
Журнал записи вызова скорой и неотложной медицинской помощи (форма № 109).
Карта вызова скорой и неотложной медицинской помощи (форма № 110).
Сопроводительный лист с отрывным талоном (форма № 114).
Дневник работы станции скорой и неотложной медицинской помощи (форма № 15).
Отчет станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Сроки хранения «Карт вызова скорой и неотложной медицинской помощи» и «Журналов записи вызова медицинской помощи» – 3 года.
Станция скорой медицинской помощи (СМП), задачи и организация работы. Виды медицинской помощи. Права и обязанности выездного врача СМП. Показатели результативности и дефектов и модели конечных результатов (МКР) для службы СМП.
оказывается при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.
Скорая медицинская помощь осуществляется государственной службой скорой медицинской помощи, деятельность которой регламентируется Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 164 от 31.08.92 «О совершенствовании организации скорой и неотложной помощи».
Станция (отделение) скорой и неотложной медицинской помощи является лечебно-профилактической организацией. Она обеспечивает скорой и неотложной медицинской помощью взрослое и детское население в следующих случаях:
при внезапных заболеваниях, угрожающих жизни больного;
при несчастных случаях, отравлениях, суицидальных попытках;
при родах, прошедших вне специальных отделений и учреждений;
при острых тяжелых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, как на месте происшествия, так и в пути следования;
при массовых катастрофах и стихийных бедствиях
Основной задачей станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи является оказание в максимально короткие сроки получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне организаций здравоохранения и во время их транспортировки в стационары, а также перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации организаций здравоохранения.
подразделяются на 6 категорий:
внекатегорийные – свыше 100 тыс. выездов в год;
I категории – от 75до 100 тысяч;
II категории – от 50 до 75 тысяч;
III категории - от 25 до 50 тысяч;
IV категории - от 10 до 25 тысяч;
V категории – от 5 до 10 тысяч.
Режим работы станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи круглосуточный. Вызова от населения принимаются только медицинскими работниками. Возглавляет станцию скорой и неотложной медицинской помощи главный врач. Отделение и подстанция скорой и неотложной медицинской помощи возглавляется заведующим отделением (подстанции).
На станции скорой и неотложной медицинской помощи должно быть обеспечено оказание экстренной медицинской помощи непосредственно обратившимся пострадавшим и больным с выделением фельдшера для амбулаторного приема и обеспечения бригад для выезда на катастрофы и аварии. Для медицинского обеспечения пострадавших при массовых поражениях, катастрофах станция, подстанция скорой и неотложной медицинской помощи должна иметь постоянный месячный запас перевязочного материала, медикаментов, мягкого и твердого инвентаря, носилок, а также запасное оборудование и другие средства специального назначения.
Станция скорой и неотложной медицинской помощи осуществляет свою работу в тесном взаимодействии с лечебно-профилактическими организациями, отделениями милиции, службой ГАИ, МЧС и др.
Деятельность станции скорой и неотложной медицинской помощи, как и других организаций здравоохранения, систематически анализируется по единой методике (см. ниже) на основе учетно-отчетной документации
Права и обязанности выездного врача ССНМП
На должность выездного врача станции скорой медицинской помощи назначается врач, имеющий специальную подготовку и опыт работы по диагностике и лечению неотложных состояний, угрожающих жизни, он обязан владеть современными методами реанимации.
При выполнении своих функциональных обязанностей по оказанию экстренной медицинской помощи выездной врач непосредственно подчиняется старшему врачу. На подстанции он работает под руководством заведующего и старшего врача. В подчинении выездного врача находится медперсонал бригады и водитель санитарного автомобиля.
Выездной врач станции скорой медицинской помощи обязан:
оказывать медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте и во время транспортировки на уровне современных достижений медицинской науки и практики;
владеть методами диагностики и лечения неотложных состояний и лечебно-диагностической аппаратурой, имеющейся на оснащении бригады;
работать по утвержденному графику без права сна. В свободное от вызова время находиться в помещении подстанции без права отлучаться с ее территории;
до начала смены расписаться о приходе, отметиться у диспетчера подстанции, получить спецодежду, узнать персональный состав бригады, номер автомашины, проверить показания спидометра, принять медицинский ящик, наркотические препараты (хранить лично у себя в укладке), электрокардиограф, тонометр. О приеме медицинского ящика, наркотических препаратов и аппаратуры;
расписаться в соответствующих журналах;
при получении вызова немедленно выехать для его выполнения независимо от укомплектованности бригады, очередности и других причин;
при сигнале о поступлении очередного вызова немедленно прибыть к диспетчеру подстанции, получить у него карту вызова скорой помощи, уточнить адрес, фамилию больного, повод к вызову, время поступления вызова на подстанцию и выехать для его выполнения с бригадой в полном составе. При выезде на вызов включить рацию;
при подаче санитарного автомобиля в плохом санитарном состоянии, не оборудованного и не оформленного согласно договору с автобазой (с неисправной рацией, отоплением, спидометром, дверными замками и другими дефектами) – информировать заведующего подстанцией для решения вопросов дальнейшей эксплуатации автомобиля;
если следующая с больным бригада встречается на улице с несчастным случаем, остановить машину, оказать необходимую медицинскую помощь. В случае необходимости его госпитализации запросить у старшего диспетчера новый вызов и передать свой, о чем сделать отметку в карте вызова с указанием фамилии диспетчера и времени;
находящиеся в пути следования и свободные от вызова бригады по первому требованию граждан, работников милиции или общественности обязаны останавливаться для оказания медицинской помощи независимо от места нахождения больного или пострадавшего;
если больной по состоянию здоровья нуждается в более быстрой доставке в лечебное учреждение, сообщить об этом водителю. При выполнении служебного задания водитель санитарного автомобиля пользуется правами преимущественного проезда, предусмотренного для автомашин, оборудованных специальными звуковыми и световыми сигналами (глава II, пункт 12 правил дорожного движения (ПДД));
место для госпитализации запрашивать у старшего врача или диспетчера отдела госпитализации, сообщив предполагаемый диагноз и состояние больного. В случаях резкого ухудшения состояния здоровья больного во время транспортировки госпитализировать его по витальным показаниям в ближайшую больницу с учетом ее профиля и возможности оказания там экстренной медицинской помощи, сообщив об изменении маршрута старшему диспетчеру оперативного отдела с целью информации лечебного учреждения для подготовки к приему тяжелого больного;
больные, находящиеся в бессознательном состоянии или опьянении, трупы погибших или умерших в машине скорой помощи, в случае их транспортировки должны быть осмотрены на месте на предмет наличия у них документов, денег. Для проведения осмотра могут быть привлечены сотрудники милиции, представители администрации, общественности и другие лица с обязательным указанием в карте вызова и сопроводительном листе паспортных сведений привлеченных к осмотру лиц. При отсутствии работников милиции и свидетелей деньги и документы проверяются в приемном отделении совместно с медработниками клиники;
на каждого госпитального больного четко заполнить сопроводительный лист (учетная форма № 114у). Подпись врача должна быть разборчивой, а на сопроводительном листе указан номер подстанции. Если больной находится в бессознательном состоянии или опьянении, вписать в сопроводительный лист имеющиеся при нем документы, деньги, ценности и сдать их соответствующему лицу (инкассатору) приемного отделения, указав в сопроводительном листе и карте вызова фамилию принявшего и получить его подпись о приеме документов и ценностей;
после выполнения вызова, используя домашний телефон больного, уличный таксофон, рацию или телефон приемного отделения больницы (если была госпитализация) сообщить диспетчеру направления об окончании вызова и необходимые сведения для заполнения карты регистрации вызова скорой помощи. Категорически запрещается возвращение на подстанцию без разрешения диспетчера направления. При приеме вызова по телефону или рации необходимо уяснить адрес, повод к вызову, время поступления и передачи вызова, для исключения ошибки дублировать текст вызова вслух;
оказание медицинской помощи при вызовах по поводу криминальных случаев, самоубийств и покушений на самоубийство руководствоваться специальной инструкцией. На месте происшествия осуществлять взаимодействие с сотрудниками милиции и поддерживать постоянную связь со старшим врачом. Лиц, покушавшихся на самоубийство, независимо от состояния их здоровья госпитализировать в специализированные стационары, прибегая в случае отказа к помощи охраны общественного порядка или специализированной психоневрологической бригады.
Показатели результативности и дефектов.
1. | Оперативность работы |
|
Число вызовов, с оперативностью работы по СП до 4 мин |
100 |
| 36950 |
100 = |
98,9 | |
Общее количество вызовов
|
| ||||||||
2. | % госпитализированных от числа доставленных в стационар |
|
Число госпитализированных |
100 |
| 7976 |
100 = |
99,1 | |
Число лиц, направленных на госпитализацию
| 7991 | ||||||||
3. | Заболеваемость с ВУТ медицинских работников |
|
Число дней ВУТ медработников |
100 |
| 31 |
100 =
|
31.1
| |
Численность медицинских работников
| 118 | ||||||||
4. | Удельный вес врачей, имеющих квалификационную категорию |
|
Число врачей, имеющий квалификационную категорию |
100 |
| 41 |
100 =
|
61,1 | |
Общая численность врачей
| 66 | ||||||||
II. Показатели дефектов
| |||||||||
1. | Обоснованные жалобы населения за год |
|
Число обоснованных жалоб населения за год |
10 000 |
| 4 |
10 000 = |
0,4 | |
Средняя численность населения
|
|
Городская больница, ее задачи, структура.
Стационарная помощь в РБ оказывается в стационарных отделениях больниц, специализированных стационарах, специальных диспансерах. В стационарах оказывается помощь при наиболее тяжелых заболеваниях, требующих комплексного подхода к диагностике и лечению, в ряде случаев – оперативного вмешательства, постоянного врачебного наблюдения.
Больничные учреждения дифференцируются по
а) административно-территориальному положению: республиканские, областные, городские, районные, участковые;
б) по профилю: многопрофильные и специализированные;
в) по системе организации: объединенные и необъединенные с поликлиниками;
г) по объему деятельности: различной категорийности в зависимости от количества коек.
Задачи больниц:
- оказание высококвалифицированной и специализированной лечебной помощи на основе новейших достижений медицинской науки и практики;
- применение для обследования больного и установления диагноза методов и средств, недоступных в условиях поликлиники;
- повышение качества лечебно-профилактического обслуживания населения;
- проведение санитарно-просветительной работы среди пациентов с целью повышения их санитарной культуры;
- внедрение в практику обслуживания современных методов профилактики, диагностики и лечения.
Структура стационара:
1. управление - главный врач, заместители главного врача, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, бухгалтерия и др.
2. лечебные отделения;
3. административно-хозяйственная часть.
Руководство больницей осуществляет главный врач, который организует работу учреждения в соответствии с Положением о нем, приказами и инструкциями органов управления здравоохранением и руководствуется действующим законодательством. Он отвечает за лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную деятельность учреждения.
Заместитель главного врача по медицинской части непосредственно руководит и отвечает за качество лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической работы больницы. Он руководит деятельностью заведующих отделениями и врачей, контролирует качество диагностики, лечения, питания и ухода за больными, с этой целью регулярно проводит обходы, проверяет истории болезни (качество их ведения, правильность и своевременность врачебных назначений и применяемых методов лечения). Особое внимание обращается на своевременность госпитализации, анализ случаев расхождений диагнозов, анализирует отдаленные результаты лечения. Заместитель главного врача обеспечивает проведение мероприятий по повышению квалификации медицинского персонала, разрабатывает план конференций и занятий с врачами и контролирует выполнение его. Он ответственен за правильную постановку медицинского учета и отчетности, составляет отчеты.
Штаты медицинского персонала отделения устанавливаются в зависимости от числа коек, типа и профиля учреждения. Основными в штатной структуре отделения стационара являются должности заведующего отделением, врача-ординатора, старшей медицинской сестры, сестры-хозяйки
Заведующий отделением осуществляет непосредственное руководство деятельностью медицинского персонала отделения, несет полную ответственность за качество лечения – организует и обеспечивает своевременное обследование и лечение больных, систематически контролирует работу ординаторов. Он проводит обход больных совместно с ординатором, проверяет правильность диагностики, обоснованность назначенных исследований и методов лечения, выписывает больных из отделения, визирует документы, эпикризы, составляет медицинские отчеты и анализирует эффективность работы отделения.
Врачи-ординаторы осуществляют лечение больных в стационаре, на одну должность в среднем приходится 25 коек.
Больной поступает в стационар:
- по направлению врача поликлиники. В направлении указывается наименование лечебного учреждения, Ф.И.О., дата рождения пациента, краткий анамнез, основной и сопутствующий диагноз; результаты лабораторного обследования, основные симптомы заболевания, вносится информация об аллергических проявлениях у пациента. Штамп учреждения, подпись врача разборчиво, дата.
- по направлению врача скорой помощи – сопроводительный лист скорой помощи ф.114/у;
- самотеком;
- переводом из другой больницы.
Основные показатели деятельности городской больницы. Учетная и отчетная документация.
Основные показатели деятельности стационара
Показатели, характеризующие стационарную помощь:
а) характеристика стационарного обслуживания
1) обеспеченность населения больничными койками
Рассчитывается на уровне конкретной территории (район, город, область, республика). Вычисляется по всем профилям коек (терапевтические, хирургические, педиатрические, инфекционные и т.д.)
2) структура коечного фонда
Рассчитывается на территориальном уровне и по больнице.
3) уровень госпитализированного населения (число госпитализированных на тысячу жителей) - показатель территориального уровня, характеризующий доступность стационарной помощи; вычисляется по профилям коек, отдельно для взрослых и детей
б) показатели использования коечного фонда
1) среднегодовая занятость койки в году (среднее число дней работы койки в году)
Вычисляется в целом по стационару и по отделениям. Средняя занятость койки в году для городских больниц 340 дней (без инфекционных и родильных), для сельских больниц - 310 дней. Меньший показатель свидетельствует о недогруженности коечного фонда (простое коек), более высокие значения показателя говорят о перегрузке стационара.
2) средняя длительность пребывания больного на койке (средняя длительность одной госпитализации)
Число пользованных больных = сумма поступивших в стационар, выбывших и умерших, деленная на 2.
Вычисляется по стационару и по отделениям, зависит от состава отделений в стационаре и профиля коек. При оценке деятельности стационара по этому показателю следует сравнивать одноименные показатели. Значение средней длительности пребывания больного на койке связаны с тяжестью заболевания, качества доклинической подготовки больного, своевременности госпитализации, качества диагностики и лечения в стационаре.
3) оборот койки (функция больничной койки) - среднее число больных, лечившихся в течение года на одной койке.
Рассчитывается по стационару и по отделениям, зависит от средней длительности пребывания больного на койке, времени простоя койки, загруженности стационара.
4) больничная летальность
Зависит от качества медицинского обслуживания в стационаре, состава больных по заболеваниям, полу, возрасту, тяжести заболевания, своевременности госпитализации.
в) качество медицинского обслуживания в стационаре
1) состав больных, лечившихся в стационаре
2) средняя длительность лечения больного в стационаре:
На его величину оказывает влияние факторы, не зависящие (пол, возраст, тяжесть заболевания, сроки поступления в стационар) и зависящие от работы стационара (сроки обследования больного в стационаре, своевременность постановки диагноза, эффективность применяемого лечения, возникновение осложнений)
3) летальность при отдельных заболеваниях
На величину данного заболевания влияет возраст больного, тяжесть заболевания, наличие сопутствующих заболеваний и осложнений, своевременность госпитализации, качество лечения, эффективность лечения.
4) досуточная летальность - летальность госпитализированных в течение первых суток с момента поступления больного в стационар
Зависит как от качества оказания догоспитальной помощи населению, так и от состояния интенсивной терапии в стационаре.
5) структура умерших в стационаре
6) показатель совпадения клинических и патологоанатомических диагнозов (вычисляется по данным патологоанатомического отделения)
г) хирургическая работа стационара
1) хирургическая активность
Число выбывших больных - сумма выписанных и умерших. Показатель зависит от профиля отделений в составе стационара, а также от удельного веса коек хирургического профиля.
2) летальность оперированных больных (послеоперационная летальность)
3) структура оперативных вмешательств
4) частота послеоперационных осложнений
Важнейшая характеристика качества оперативного лечения больных
д) экстренная хирургическая помощь в стационаре
1) поздняя доставка больных в стационаре
Зависит от своевременности обращения больного и качества работы скорой медицинской помощи.
2) структура больных, доставленных по экстренным показаниям
3) удельный вес оперированных больных по экстренным показаниям
4) летальность больных, доставленных по экстренным показаниям
При своевременной доставке отражает качество оказания экстренной хирургической помощи.
Показатели обеспеченности стационарной помощью - это в первую очередь обеспеченность населения больничными койками, уровень госпитализации, показатели использования коечного фонда.
Основная учетная и отчетная документация стационара:
1. история болезни (медицинская карта стационарного больного)
2. журнал приемов больных и отказов в госпитализации
3. журнал для записи оперативных вмешательств
4. листок ежедневного учета больных и коечного фонда в отделении
5. карта выбывшего из стационара (ф.066/у)
6. книга патологоанатомических вскрытий
7. лист назначений
8. температурный лист
9. порционное требования.
Организация работы приемного отделения больницы. Документация.
Организация работы приемного отделения.
Борьба за здоровье пациента начинается в стационаре с приемного отделения, поэтому это важнейшее подразделение, от того, насколько правильно и оперативно организована его работа, во многом зависит успех последующего лечения.
Приемное отделение обычно располагается на первом этаже и осуществляет круглосуточный прием плановых и экстренных больных. Работа ведется врачом приемного покоя (при мощности больницы свыше 400 коек) или дежурным врачом. Кроме того, в любое время суток к работе в приемном отделении могут быть привлечены врачи узких специальностей.
Функции приемного отделения:
- прием больных, их осмотр и обследование.
- установление диагноза и решение вопроса о госпитализации.
- оказание экстренной помощи
- регистрация поступивших и выбывших, заполнение паспортной части истории болезни.
- санитарная обработка поступивших.
- выполнение срочных анализов.
- организация консультации специалистов.
- наблюдение за больными,находившимися в диагностической палате.
- справочно-информационная работа.
Задачи врача приемного отделения
1.Тщательно собрать анамнез.
2.Установить потребность в экстренной помощи поступившему и обеспечить ее оказание.
3.Обследовать пациента с целью установления диагноза.
4.Установить показания или противопоказания к госпитализации (в случае отказа произвести запись в журнале отказов с указанием причины отказа).
5.Заполнить необходимые документы.
6.Направить в определенное отделение.
Различают следующие виды поступлений в стационар:
а) плановые (по направлению поликлиники) - в стационаре составляется график плановых мест по дням недели. Ведется журнал предварительной записи на госпитализацию плановых больных.
б) экстренные (доставка машиной скорой помощи)
в) поступление самотеком.
Госпитализация больных, доставленных скорой помощью, более сложна в организационном отношении, так как обычно включает неотложную диагностику, оказание экстренной помощи.
Документация приемного покоя: журнал регистрации госпитализируемых больных; история болезни, врачебное свидетельство о смерти.
Лечебно-охранительный режим - составная часть комплекса лечебной работы в стационаре. Это система мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий для больного, на поднятие нервно-психического тонуса и стимуляцию защитных и компенсаторных сил организма. В его основе лежит прежде всего внимание к больному, меры, способствующие повышению общего нервно-психического тонуса больных, устранению факторов, отрицательно влияющих на самочувствие (плохое освещение, неудобная постель, невкусно приготовленная пища и др). Важными элементами лечебно-охранительного режима является борьба с болью и страхом перед болью, отвлечение больного от "ухода в болезнь" (психологическая подготовка к операции, использование болеутоляюших средств). Для отвлечения больных необходимо обеспечить в стационарах наличие комнат отдыха, в детских стационарах организуется воспитательно-педагогическая работа.
Элементы лечебно-охранительного режима:
а) строгое соблюдение режима (свовременное и правильное питание, организация сна, досуга).
б) правильный выбор лекарственных средств
в) снятие страха перед проведением манипуляций
г) организация отдыха, особенно в вечернее время
д) эстетика учреждения
е) отношение с родственниками больного
Организация противоэпидемического режима является одним из важнейших разделов работы стационара, направленных на внутрибольничной инфекции, включает:
- предупреждение заноса инфекции в стационар
- предупреждение распространения инфекции
- создание в отделениях оптимальных санитарно-гигиенических условий с учетом характера и тяжести заболевания
В соотвествиии с Положением о государственном санитарном надзоре руководители лечебных учреждений являются ответственными за обеспечение необходимого санитарно-эпидемического режима
Большое значение имеет организация работы приемного отделения, соблюдение норматива площади на 1 койку, режим обработки и уборки палат, контроль за выполнением медперсоналом правил личной гигиены и т.д.
Организация лечебно-диагностического процесса в больничных организациях. Функции заведующего отделением. Меры по эффективному использованию коечного фонда.
Заведующий отделением осуществляет руководство отделением и врачами; составляет график работы; следит за правильной диагностикой и лечением; решает вопросы о выписке, производстве операций, экспертизы трудоспособности; консультирует врачей; устраивает консилиумы; осматривает вновь принятых на стационарное лечение пациентов в день их поступления; систематически осматривает тяжелых пациентов; проводит «пятиминутки»; внедряет в работу важнейшие достижения науки и практики; участвует в патологоанатомическом исследовании умерших пациентов; проводит врачебные клинические и патологоанатомические конференции; осуществляет специализацию врачей-интернов; совершенствует качество медицинской помощи в отделении.
Заведующий отделением делает обходы отделения, в которых участвуют ординаторы и старшая медицинская сестра отделения. В ходе их контролируется выполнение врачебных назначений, санитарное состояние отделения, организация посещения родственников пациентов, лечебно-охранительный режим дежурства, уход за пациентами, выполнение правил внутреннего распорядка, хранение медикаментов, график работы и повышение квалификации медицинского персонала.
Консультация – это осмотр пациента специалистом более высокой квалификации, чем лечащий врач, или другого профиля. Консультация организуется заведующим отделением (ответственным дежурным врачом) по заявке лечащего врача (дежурного врача) ЛПО.
Консилиум – это осмотр пациента двумя более специалистами одного или разных профилей более высокой квалификации, чем лечащий врач. Консилиум организуется заместителем главного врача по медицинской части (ответственным дежурным врачом) по заявке заведующего отделением (дежурного врача) ЛПО на проведение консилиума.
Рациональное использование коечного фонда
К способам рационального использования коечного фонда относятся.
1. Своевременная госпитализация пациентов.
2. Преемственность обслуживания между поликлиникой и стациона-ром с целью сократить время пребывания в стационаре, увеличить число госпитализированных, не перегружать лабораторию дополнительными анализами.
3. Своевременно начатое профилактическое лечение.
4. Хорошая организация режима в стационаре.
5. Эрудиция врача.
Согласно приказу Министерства здравоохранения в обязанности каждого врача входит проведение санпросветработы среди населения по ФЗОЖ (ежемесячно 4 часа). С целью медико-гигиенического воспитания и обучения населения создаются лекторские группы в составе 2 врачей и 1 среднего медработника. Определяется тематика лекций.
Факторы, влияющие на длительность пребывания пациента в стационаре и рациональное использование коечного фонда: своевременность госпитализации; соблюдение преемственности; своевременность диагностических исследований; выполнение клинических протоколов диагностики и лечения; адекватная экспертиза трудоспособности; своевременные консультации; осмотры заведующего отделением; клинический мониторинг; внедрение новых эффективных методов лечения; анализ работы отделения; контроль работы среднего медперсонала.
109.. Функции и организация труда врача-ординатора больницы. Учетные формы медицинской документации в стационаре. Показатели результативности и дефектов модели конечных результатов (МКР) для стационара больницы.
Ординатор ведет установленное число пациентов; применяет необходимые диагностические исследования; проводит лечение пациентов; ведет медицинские карты стационарного пациента; контролирует своевременность и правильность выполнения средним медицинским персоналом врачебных назначений; участвует в обходе пациентов заведующим отделением; несет дежурство по больнице; представляет пациентов в ВКК и МРЭК. Врач ординатор должен:
– Поставить в известность заведующего отделением о поступлении больного и его состоянии.
– Дневник ведения больного оформлять при плановом ведении – ежедневно, при динамическом наблюдении – каждые 6 часов, при интенсивном наблюдении – каждые 2 часа с отражением динамики заболевания, заключением консультантов и консилиумов за их личной подписью (Приложение 7). Отмечать в дневнике изменения за время, прошедшее после предыдущего осмотра, дополнительные назначения медикаментов и обследований.
– Следить за выполнением медперсоналом назначений по обследованию и лечению больного, согласно записи в листе назначений, за внесением данных обследования в историю болезни.
– Оказывать экстренную МП больным в случае их непосредственного обращения, при возникновении острых состояний, травм, отравлений.
– В необходимых случаях проводить консультацию больных заведующим отделением, врачами других специальностей.
– Использовать в своей работе современные методы профилактики, диагностики и лечения больных, в том числе комплексной терапии и восстановительного лечения (медикаментозные средства, диетотерапия, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия).
– Осуществлять экспертизу ВН больным, в соответствии с действующим положением об экспертизе ВН.
– Проводить противоэпидемические мероприятия: раннее выявление, диагностика и лечение, заполнение и направление «Экстренного извещения об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку (форма № 058/у)» в соответствующий ЦГЭ и ОЗ на каждого выявленного инфекционного больного или подозреваемого на инфекционное заболевание.
– Систематически и непрерывно повышать свою квалификацию.
– Активно проводить санитарно-просветительную работу среди пациентов по вопросам ЗОЖ, семейных отношений и предупреждения заболеваний, связанных с воздействием вредных привычек и др.
– Участвовать в обходе больных заведующим отделением.
– Обеспечивать преемственность в оказании первичной МП.
– Нести дежурство по больнице.
– Представлять больных на ВКК и МРЭК.
– При выписке больного оформлять заключительную часть истории болезни, статистическую карту, эпикриз.
– Оформить справку о нахождении больного в стационаре и выписку, должна быть заполнена согласно всех установленных граф, подписана заведующим отделением и передана в оперативный отдел, для отправки ее по месту жительства больного. Выдавать выписку на руки иногородним и больным, которым необходимо явиться в поликлинику для дальнейшего лечения на следующий день после выписки.
– В случае смерти больного руководствоваться «Положением о поступлении больного в бессознательном состоянии и смерти больного в отделениях и подразделениях организаций здравоохранения», и приказом МЗРБ № 111 от 17.06.1993 г. (Приложения 5, 6).
– Заполнять талон к сопроводительному листу и передавать его в оперативный отдел, для отправки на СМП.
Учетные формы медицинской документации в стационаре
Медицинская карта стационарного пациента.
Журнал приема пациентов и отказов в госпитализации.
Журнал для записи оперативных вмешательств.
Листок ежедневного учета пациентов и коечного фонда в отделении.
Карта выбывшего из стационара.
Книга патологоанатомических вскрытий.
Лист назначений.
Температурный лист.
Порционное требование.
Показатели деятельности стационара больницы
I. Обеспеченность населения стационарной помощью (характеризуется числом коек на 10000 человек).
II. Нагрузка медицинского персонала (характеризуется числом коек на 1 должность, а также укомплектованностью штатных должностей персонала).
III. Использование коечного фонда (характеризуется числом дней занятости койки в году, средней длительностью пребывания больного на койке, оборотом койки).
IV. Качество стационарной помощи (определяется летальностью, частотой расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов, частотой послеоперационных осложнений, сроками госпитализации больных). Модель конечных результатов (МКР) для стационара:
I. Показатели результативности (ПР).
1. Уровень качества (% к стандарту).
2. Летальность в отделениях для взрослых по профилям: терапевтическому, хирургическому (% к числу выбывших пациентов).
3. Послеоперационная летальность (% к числу прооперированных).
II. Показатели дефектов (ПД).
1. Расхождение клинико-патологоанатомических диагнозов (% к умершим).
2. Послеоперационные осложнения (для отделений хирургического профиля) - % к оперированным.
3. Осложнения, наступившие в процессе лечения по вине врача (шок, кровотечение, постинъекционные абсцессы) - % к пролеченным.
4. Повторная госпитализация в связи с осложнением и преждевременной выпиской по вине отделения (% к госпитализированным).
5. Несвоевременное направление на МРЭК (% от подлежащих освидетельствованию).
110.Медицинская сестра отделения больницы. Ее участие в соблюдении больничного режима, в лечении и уходе за пациентами. Функции старшей и палатной медицинских сестер отделения. График работы и организация труда.
При поступлении больного в отделение медицинская сестра обязана:
принять больного под личную подпись;
поместить больного в палату;
поставить в известность врача о поступлении больного;
выполнить все назначения врача приемного покоя по плану обследования и лечения поступившего больного, с отметкой в листе назначений даты и подписью об исполнении, внесением данных в температурный лист, подписью больного в листе назначений о получении медикаментов.
Функции старшей и палатной медицинских сестер отделения
Старшая медицинская сестра осуществляет руководство работой среднего и младшего медицинского персонала; контроль организации ухода за пациентами; контролирование санитарно-гигиенического состояния отделения; поддержание персоналом, пациентами и посетителями правил внутреннего распорядка; выписывание и доставка медикаментов из аптеки; контроль за хранением медикаментов; составление графика работы среднего и младшего медицинского персонала.
Палатная медицинская сестра осуществляет выполнение врачебных назначений; уход за пациентами, обеспечение гигиенического режима, кормление тяжелых пациентов; наблюдение за санитарным состоянием палаты; организация связи с родными пациентов и забота о культурном времяпрепровождении пациентов; проведение санитарно-просветительской работы с пациентами; помощь врачу и старшей медсестре в ведении медицинской документации связи со вспомогательными отделениями; контроль за работой санитарок; измерение температуры (утром и вечером), наблюдение за пульсом и дыханием, измерение по назначению врача суточного диуреза, сбор мочи, кала для лабораторных исследований; обеспечение лечебно-охранительного режима отделения; ознакомление вновь поступивших с правилами внутреннего распорядка.
График дежурств медсестер
График работы медицинских сестер в стационаре строится по принципу трехсменной или двухсменной работы. При трехсменной работе, в течении суток отделение обслуживается сестрами в три смены - с 900 до 1530 часов (утренняя смена), с 1500 до 2130 часов (дневная сме¬на) и с 2100 до 930 часов утра (ночная смена). При двухсменной работе в течении суток сменяется две сестры, работающие, примерно, по 12 часов. Медицинская сестра утренней смены приходит в отделение в 830 часов утра и в течении получаса принимает дежурство у ночной сестры. Последняя передает ей сведения о состоянии тяжелых пациентов в отделении и той помощи, которая была им оказана. Затем сестра принимает по описи белье, предметы ухода, инструментарий, медикаменты.
Двухстепенная система обслуживания пациентов в стационаре предусматривает оказание медицинской помощи пациенту в стационаре только врачом и медсестрой. Трехстепенная система предусматривает участие в непосредственном уходе за пациентом санитарки. В настоящее время не практикуется.
Для контроля за работой среднего и младшего персонала осуществляются: «пятиминутки», обход, выполнение врачебных назначений, контроль санитарного состояния отделения, посещения родственников пациентов, лечебно-охранительный режим, дежурства, уход за пациентами, правила внутреннего распорядка, хранение медикаментов, график работы.
- 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
- 2. Здравоохранение. Определение. История развития здравоохранения. Современные системы здравоохранения, их характеристика.
- 3. Государственная политика в области охраны здоровья населения (Закон Республики Беларусь "о здравоохранении"). Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
- 4. Номенклатура организаций здравоохранения
- 6. Страховая и частная формы здравоохранения.
- 7. Врачебная этика и деонтология. Определение понятия. Современные проблемы врачебной этики и деонтологии, характеристика.
- 10. Статистика. Определение понятия. Виды статистики. Система учета статистических данных.
- 11. Группы показателей для оценки состояния здоровья населения.
- 15. Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков
- 23. Интенсивные показатели. Методика расчета, единицы измерения, использование в работе организаций здравоохранения.
- 24. Экстенсивные показатели. Методика расчета, единицы измерения, использование в работе организаций здравоохранения
- 25. Показатели наглядности и соотношения. Методика расчета, использование в работе организаций здравоохранения.
- 26. Динамические ряды, их виды.
- 27. Показатели динамического ряда, вычисление, применение во врачебной деятельности.
- 28. Вариационный ряд, его элементы, виды, правила построения.
- 29. Средние величины, виды, методики расчета. Применение в работе врача.
- 30. Показатели, характеризующие разнообразие признака в изучаемой совокупности.
- 31. Репрезентативность признака. Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Понятие о критерии «t» Стьюдента.
- 33. Графические отображения в статистике. Виды диаграмм, правила их построения и оформления.
- 34. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических данных для здравоохранения.
- 35. Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.
- 36. Ведущие медико-социальные проблемы народонаселения. Проблемы численности и состава населения, смертности, рождаемости. Взять из 37,40,43
- 37. Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения, значение для здравоохранения
- 38. Динамика населения, ее виды.
- 39. Механическое движение населения. Методика изучения. Характеристика миграционных процессов, влияние их на показатели здоровья населения.
- 40. Как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни рождаемости по данным воз. Современные тенденции в Республике Беларусь и в мире.
- 42. Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Показатели, методика вычисления.
- 43. Смертность населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни общей смертности по данным воз. Современные тенденции. Основные причины смертности населения.
- 44. Младенческая смертность как медико-социальная проблема. Факторы, определяющие ее уровень. Методика расчета показателей, оценочные критерии воз.
- 45. Перинатальная смертность. Методика расчета показателей. Причины перинатальной смертности.
- 46. Материнская смертность. Методика расчета показателя. Уровень и причины материнской смертности в Республике Беларусь и мире.
- 52.Медико-социальные аспекты нервно-психического здоровья населения. Организация психоневрологической помощи.
- 60. Методика изучения заболеваемости.
- 61. Методы изучения заболеваемости населения, их сравнительная характеристика.
- Методика изучения общей и первичной заболеваемости
- Показатели общей и первичной заболеваемости.
- 63. Изучение заболеваемости населения по данным специального учета (инфекционных и важнейших неэпидемических заболеваний, госпитализированная заболеваемость). Показатели, учетные и отчетные документы.
- Основные показатели "госпитализированной" заболеваемости:
- Основные показатели для анализа заболеваемости с вут.
- 65. Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров населения, виды профилактических осмотров, порядок проведения. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность».
- 66. Заболеваемость по данным о причинах смерти. Методика изучения, показатели. Врачебное свидетельство о смерти.
- Основные показатели заболеваемости по данным о причинах смерти:
- 67. Прогнозирование показателей заболеваемости.
- 68. Инвалидность как медико-социальная проблема. Определение понятия, показатели.
- Тенденции инвалидности в рб.
- 69. Летальность. Методика расчета и анализ летальности. Значение для практической деятельности врача и организаций здравоохранения.
- 70. Методы стандартизации, их научно-практическое предназначение. Методики вычисления и анализ стандартизованных показателей.
- 72. Критерии определения инвалидности. Степень выражения стойких нарушений функций организма. Показатели, характеризующие инвалидность.
- 73. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
- 76. Первичная медицинская помощь, определение понятия, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.
- 78.. Организация медицинской помощи, представляемой населению в амбулаторных условиях. Основные организации: врачебная амбулатория, городская поликлиника. Структура, задачи, направления деятельности.
- 79. Номенклатура больничных организаций. Организация медицинской помощи в условиях стационара организаций здравоохранения. Показатели обеспеченности стационарной помощью.
- 80. Виды, формы и условия оказания медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи, их задачи.
- 81. Основные направления совершенствования стационарной и специализированной помощи.
- 82. Охрана здоровья женщин и детей. Управление. Медицинские организации.
- 83. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи.
- 84. Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению. Ведущие проблемы охраны здоровья детей.
- 85. Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы организации.
- II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
- III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
- 86. Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
- Основные показатели деятельности поликлиники.
- 87. Участково-территориальный принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков.
- 88. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы врача-терапевта участкового.
- 89. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
- 90. Профилактическая работа поликлиники. Отделение профилактики поликлиники. Организация профилактических осмотров.
- 91. Диспансерный метод в работе поликлиники, его элементы. Контрольная карта диспансерного наблюдения, информация, отражаемая в ней.
- 1Ый этап. Учет, обследование населения и отбор контингентов для постановки на диспансерный учет.
- 2Ой этап. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья диспансеризуемых и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
- 3Ий этап. Ежегодный анализ состояния диспансерной работу в лпу, оценка ее эффективности и разработка мер по ее совершенствованию (см. Вопрос 51).
- 96.Отделение медицинской реабилитации поликлиники. Структура, задачи. Порядок направления в отделение медицинской реабилитации.
- 97. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы.
- 98. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях
- 99. Основные разделы работы участкового педиатра. Содержание лечебно-профилактической работы. Связь в работе с другими лечебно-профилактическими организациями. Документация.
- 100. Содержание профилактической работы врача-педиатра участкового. Организация патронажного наблюдения за новорожденными.
- 101. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Профосмотры. Группы здоровья. Диспансеризация здоровых и больных детей
- 111.Организация патологоанатомической службы, ее структура и функции.
- 112.Мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций. Лечебно-охранительный режим.
- 113.Годовой отчет лечебно-профилактической организации. Структура, порядок составления (ф. 30).
- Раздел 1. Сведения о подразделениях, установках лечебно-профилактической организации.
- Раздел 2. Штаты лечебно-профилактической организации на конец отчетного года.
- Раздел 3. Работа врачей поликлиники (амбулаторий), диспансера, консультации.
- Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации.
- Раздел 5. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов).
- Раздел 6. Работа диагностических отделений.
- 114.Структура, организация, содержание работы женской консультации.
- 115. Задачи женской консультации.
- 116. Организация медицинской помощи беременным на амбулаторно-поликлиническом этапе.
- 117. Организация амбулаторно-поликлинической гинекологической помощи женщинам.
- 118.Формирование групп резерва родов.
- 119.Показатели работы по обслуживанию беременных женщин.
- 120.Медико-генетическое консультирование, основные организации. Его роль в профилактике перинатальной и младенческой смертности.
- 121.Задачи медико-генетической консультации. Связь медико-генетического кабинета с другими организациями здравоохранения.
- 122.Показания к медико-генетическому консультированию.
- Раздел I. Деятельность женской консультации.
- Раздел II. Родовспоможение в стационаре
- Раздел III. Материнская смертность
- Раздел IV. Сведения о родившихся
- 145. Медико-социальная экспертиза, определение, содержание, основные понятия.
- 146. Законодательные документы, регламентирующие порядок проведения медико-социальной экспертизы.
- 147. Виды мрэк. Состав областных, районных, межрайонных, городских и специализированных мрэк. Организация работы, права и обязанности. Порядок направления на мрэк и осмотра граждан.
- 148. Основные задачи и понятия медико-социальной экспертизы.
- 149. Реабилитация, определение, виды. Закон Республики Беларусь «о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».
- 150. Медицинская реабилитация: определение понятия, этапы, принципы.