1. Современная концепция здоровья
Следует отметить, что определение понятия "здоровье" значительно сложнее, чем понятия "болезнь". И не только потому, что для большинства людей и практически для всех врачей здоровыми являются все те, кто не болен.
Существует значительное число определений понятия "здоровье". В Уставе ВОЗ здоровье определяется как "состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов". В критерий здоровья в качестве непременного условия входит возможность полноценно, активно, без ограничений заниматься трудом и обшественно-полезной деятельностью. Переход от здоровья к болезни можно рассматривать, как процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, к окружающим человека условиям.
Адаптация и гомеостаз — взаимосвязанные и дополняющие друг друга процессы. Классификация функциональных состояний организма:
1. Состояние физиологической нормы. Оно характеризуется удовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды. Имеются достаточные функциональные возможности организма. Гомеостаз поддерживается при минимальном напряжении регуляторных систем.
2. Донозологические состояния, при которых для поддержания равновесия организма с окружающей средой необходима мобилизация функциональных ресурсов, что требует напряжения регуляторных систем.
3. Преморбидные состояния. Состояние неудовлетворительной адаптации к условиям окружающей среды. Функциональные возможности организма снижены. Гомеостаз сохранен лишь благодаря значительному напряжению регуляторных систем либо за счет включения дополнительных компенсаторных механизмов.
4. Срыв (поломка) механизмов адаптации. Резкое снижение функциональных возможностей организма. Гомеостаз нарушен. Развитие специфических патологических изменений на органно-системном уровне. С точки зрения клиницистов относится к состоянию болезни, в то время как все остальные состояния могут рассматриваться как различные уровни здоровья.
2. Здоровье и болезнь.
К клинической норме относятся все те, у кого не поставлен диагноз какого-либо заболевания. Таким образом, под клинической нормой подразумевается обширный класс функциональных состояний, где отсутствуют клинические признаки патологии. Однако здоровье, это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и способность полноценно адаптироваться к условиям окружающей среды. В этом плане здоровье можно определить как гармоническое единство всевозможных обменных процессов между организмом и окружающей средой и как результат этого согласованное течение разнообразных обменных процессов внутри самого организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем.
В классе патологических состояний, могут быть условно выделены преморбидные состояния (ПМ), заболевания (ЗБ) и критические состояния (КР). Имея дело преимущественно с выраженными и тяжелыми формами заболеваний, практическая медицина мало внимания уделяет самым начальным проявлениям болезни, так называемым преморбидным состояниям.
Сейчас понятие "предболезнь" в подавляющем большинстве случаев связывается с началом конкретного заболевания. Так, говорят о предраковых заболеваниях, предынфарктном состоянии, предгипертоническом состоянии. Клиницисты изучают и развивают проблему предболезни с позиций нозологического подхода. При этом основное внимание обращают на изменения в организме, которые можно рассматривать как начальное звено патогенеза определенного заболевания. Такой патогенетический подход к предболезни значительно более прогрессивен.
Клинико-физиологический анализ функционального состояния больных на разных стадиях развития заболевания позволяет не только вскрыть этиологические и патогенетические механизмы, но и определить роль внутренних и внешних факторов в снижении приспособительных возможностей организма.
В последние годы активно развивается научное направление, получившее название "валеология" (наука о здоровье). Этот термин был предложен И. И. Брехманом в 80-е годы. Сейчас это направление, ориентирующее на сохранение и укрепление здоровья, приобретает все большую значимость.
- Медицина как наука и искусство, теория и практика. Объект и предмет медицины. Специфика медицины как науки.
- Философские основания медицины. Смена парадигм в истории медицины.
- Современная (научная) медицина и традиционная (альтернативная) медицина.
- Классификация медицинских наук как философская и методологическая проблема. Дифференциация и интеграция медицинских знаний.
- Биологическая модель болезни и ее основные принципы. Критика биологической модели болезни. Биопсихосоциальная модель болезни.
- Понятия «здоровье» и «болезнь», их значение для медицины. Объективный и ценностный подходы к определению понятий здоровья и болезни.
- 1. Современная концепция здоровья
- Философские и методологические проблемы нозологии. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие. Антинозологизм. Диалектика общего и специфического в медицине.
- Проблема души и тела в философии. Современные подходы к решению психофизической проблемы в философии (бихевиоризм, теория тождества, функционализм, дуализм).
- Происхождение и сущность сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности.
- Психическое отображение действительности - начало сознания
- Эволюция представлений о связи психического и соматического (теория конверсии з.Фрейда, теория специфического конфликта ф.Александера, теория стресса г.Селье и др.)
- Возникновение психосоматической медицины
- Три стадии общего адаптационного синдрома:
- Психосоматический подход в современной медицине. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний. Болезнь и личность больного.
- Доказательная медицина
- Категории «целое и часть», структура и функции в медицине. Системный подход в медицине.
- Диалектика социального и биологического в человеке. Социальная обусловленность здоровья и болезни человека. Болезни цивилизации.
- Проблема истины в философии. Классическая теория истины и ее современные альтернативы (когерентная, конвенциональная, прагматическая и марксистская теории).
- Цель научного познания - достижение истины
- Диагностика как специфический познавательный процесс. Распознавание типичного. Принцип индивидуального подхода. Роль интуиции в диагностике. Компьютеризация диагностического процесса и ее значение.
- Логическая структура диагноза. Основные этапы диагностического процесса, их цели и правила, причины возможных врачебных ошибок.
- Эксперимент и моделирование. Их роль в медицинском познании