3. Роль физиотерапии в комплексе реабилитационных мероприятий: теплолечение, водолечение, бальнеологические курорты.
Физиотерапия – специализированная область клинической медицины, изучающая физиологическое и лечебное действие природных и искусственно создаваемых физических факторов на организм человека. Физиотерапия связана с физикой, химией, электро-и радиотехникой, биофизикой, биохимией, а также с курортологией и клиническими дисциплинами и биологии. Совокупность физиотерапевтических мер, мер физической реабилитации, направлены на восстановление утраченного здоровья, степени функционального состояния и трудоспособности.
Цель физиотерапии – достижение наилучшего эффекта в лечении какого-либо заболевания, при наименьшей нагрузке на организм пациента, используя, в основном, физические методы лечения.
Физиотерапия, проводимая по показаниям и с учетом противопоказаний, является одним из самых безопасных методов лечения на сегодняшний день. Физиотерапия применяется как самостоятельно так и в совокупности с другими методами лечения. В комплекс физической реабилитации включают физиотерапию, ЛФК, массаж, мануальную терапию, иглорефлексотерапию, элементы психотерапии, методы курортологии и т.д., на завершающих этапах – подвижные игры, игровые виды спорта, адаптирующие и оздоровительные тренировки.
Физиотерапевтические методы лечения, как все другие, назначаются с учетом патологии (заболевания), стадии течения заболевания, его тяжести, истории жизни и болезни пациента, его возраста, пола, физического и психического состояния, географии его проживания. Также могут учитываться и другие факторы, такие как социальное положение, личное отношение пациента к предложенным методам лечения и др.
Теплолечение – метод физиотерапии, заключающийся в дозированном воздействии на организм больного тепла. Нагревание ткани происходит при непосредственном контакте с теплоносителем.
Теплолечение является одним из самых старых и самых распространенных методов физиотерапии. Применялось прежде и применяется в настоящее время большое количество разнообразных теплоносителей, предложенных как народной, так и официальной медициной. Тепловые воздействия вызывают изменение обмена веществ. При повышении температуры ткани на 1°С интенсивность обменных процессов в ней возрастает приблизительно на 10%. Для достижения лечебного действия достаточно повысить температуру ткани на 4-5°С, но нагревание должно быть достаточно длительным, а тепловой поток равномерным и стабильным. В связи с этим, теплоноситель должен обладать определенными физическими свойствами, благодаря которым обеспечивается такое нагревание. Предпочтение следует отдать теплоносителям, имеющим большую теплоемкость и небольшую теплопроводность.
Для теплолечения используют нагретые парафин, озокерит, водные или электрические грелки, электролампы, соль, песок, а также синюю лампу, лампу Соллюкс. Их тепло действует на ткани и универсально усиливает микроциркуляцию, обмен в тканях, обладает рассасывающим и противовоспалительным действием. Тепло усиливает проницаемость кожи для лечебных веществ. Теплолечение улучшает кровообращение и микроциркуляцию в тканях, стимулирует трофические и регенеративные процессы, оказывает взаимно потенцирующее противовоспалительное, спазмолитическое, рассасывающее, аналгезирующее действие.
Основные показания к теплолечебным процедурам.
1. Воспалительные процессы (без нагноения) в стадии разрешения;
2. Дегенеративно-дистрофические и воспалительные заболевания опорно-двигательного аппарата.
3. Заболевания и травмы периферической нервной системы;
4. Последствия травм с целью болеутоления (ушибы, растяжения связок);
5. Гипермоторные дискинезии внутренних органов;
6. Контрактуры мышц спастического типа (перед лечебной гимнастикой).
Основные противопоказания к теплолечению.
1. Острые и подострые стадии воспалительного процесса, гнойное воспаление, обострение хронических заболеваний.
2. Нарушение термической чувствительности кожи.
Водолечение – применение воды в виде ванн, душей, обливаний, обтираний, компрессов, обертываний и т.д. Водолечение отличается от других видов лечений своей простотой, доступностью и безопасностью.
Различные способы наружного применения воды с лечебной и профилактической целью имеют общее действие: температурное, механическое и химическое. Формирование ответных реакций организма на воздействие водолечебных процедур происходит сложным рефлекторным путем, ведущая роль в котором принадлежит центральной нервной системе. Через раздражение кожи путем рефлекса осуществляется влияние на важные процессы в организме – теплорегуляцию и обмен веществ, сердечно-сосудистую, нервную и эндокринную системы, дыхательную функцию и процессы иммунитета.
Большое разнообразие водолечебных процедур и их хорошее терапевтическое влияние позволяют выбрать почти для каждого больного соответствующую его силам и реактивности водолечебную процедуру.
Процедуры индифферентных температур показаны при переутомлении, бессоннице, неустойчивости нервных процессов, вегетоневрозах, тиреотоксикозе. Ванны и души индифферентных температур (от 33—35 до 36°С) – температура воды равная или близкая к температуре тела – оказывают выраженное успокаивающее действие, способствуют снижению артериального давления, улучшению сна.
Теплые ванны показаны при различных заболеваниях суставов, периферических нервов (радикулиты, плекситы, невриты), миозитах; при хронических отравлениях солями тяжелых металлов – ртутью, свинцом (особенно теплые сероводородные). Умеренно теплые процедуры (от 36-37 до 38°С). Кратковременные процедуры (5-8-10 мин) повышают тонус сердечно-сосудистой системы, усиливают обмен веществ, действуют успокаивающе на центральную нервную систему, улучшают сон.
Горячие ванны предъявляют повышенные требования к работе сердечной мышцы, применяют их очень редко – показаны при почечной колике, при некоторых острых отравлениях (пары бензина), их применение требует большой осторожности для предотвращения передозировки).
Холодные процедуры действуют как общетонизирующие – они повышают обмен веществ, сопротивляемость организма, тонус сердечно-сосудистой и нервной систем. Горячие водолечебные процедуры (выше 39°С) только в самой начальной фазе, в течение первых минут, вызывают спазм сосудов, повышают тонус сердечно-сосудистой системы и скелетной мускулатуры, повышают обмен веществ. Очень быстро эта фаза сменяется расслабляющим влиянием на тонус сердечнососудистой системы, скелетной мускулатуры, угнетением нервной системы. Общие холодные (температура воды ниже 20°С) и прохладные (температура от 20 до 33°С) процедуры способствуют повышению тонуса сердечно-сосудистой системы, улучшают условия венозного кровообращения и лимфообращения, улучшают обмен веществ; повышают мышечный тонус и артериальное давление. Тонизирующее влияние холодных и прохладных процедур на нервную систему выражается в ощущении бодрости, свежести, общего подъема сил и повышении трудоспособности. Пре передозировке, может наступить переутомление нервной и сердечно-сосудистой систем.
Техника и методика. Водолечение обычно проводится в виде курса (10-12-15 процедур, через день). Ванны, продолжительностью 8-10-15 мин, реже меньше или больше. Души допустимо проводить ежедневно продолжительностью 2-3-5 мин. После каждой водолечебной процедуры, в особенности после ванны, необходим отдых в течение 20-30 мин.
Ванны бывают:
- Ванны пресные. Влияние их в основном обусловлено только температурным воздействием; как курсовое лечение они применяются редко.
- Ванны хвойные. К пресной воде (36-37°С) добавляют хвойный экстракт.
- Ванны шалфейные. К пресной воде (36-37-38°С) добавляют шалфейный экстракт.
- Ванны щелочные. К пресной воде (36-37°С) добавляют 300-500 г неочищенного гидрокарбоната натрия. Ванны возбуждают нервную систему, их применяют также с целью размягчения рогового слоя кожи при некоторых кожных заболеваниях.
- Ванны соляные. К пресной воде ванны (35-36°С) добавляют 3-8 кг хлорида натрия. Действие соляной ванны не ограничивается сроком пребывания в ванне; частицы соли, оставшиеся на коже, оказывают легкое возбуждающее действие на нервные окончания, улучшают трофику кожи и в последующие после ванны часы. Показания: заболевания опорно-двигательного аппарата – хронические полиартриты различной этиологии, хронические радикулиты, плекситы, полиневриты, начальная стадия гипертонической болезкни.
- Ванны йодо-бромные. В воде ванны растворяют 2 кг поваренной или морской соли, затем добавляют 10 г йодида натрия или калия и 25 г бромида калия или натрия. Показаны при полиартритах различной этиологии, при поражениях сердечнососудистой системы, некоторых эндокринных заболеваниях. Оказывают успокаивающее, болеутоляющее и десенсибилизирующее воздействие.
- Ванны газовые, углекислые. Искусственные углекислые ванны готовят при помощи специального аппарата, в котором холодная водопроводная вода насыщается углекислотой из баллона. Насыщенную углекислотой холодную воду из аппарата добавляют к горячей воде ванны. Температура углекислых ванн в течение курса постепенно снижается (с 36 до 30-29°С), а продолжительность ванны увеличивается с 6-8 до 12-15 мин. Показаны при пороках сердца, кардиосклерозе, гипертонической болезни I стадии, при функциональных расстройствах нервной системы. Противопоказания: нарушения кровообращения II-III стадии, эндокардиты, стенокардия, гипертоническая болезнь II-III стадии.
- Ванны радоновые. Радон – единственный газ, образующийся при распаде радия. Радоновую воду добавляют в воду ванны (36-37°С) при помощи сифона. Продолжительность 10-12-15 мин, курс 10-12, реже 15 ванн. Повторяют курс через 4-6 мес. Показаны при полирадикулоневритах, радикулитах, плекситах, полиневритах, полиартритах вне периода обострения. Противопоказаны при стенокардии. Отпуск родоновых ванн в домашних условиях не допустим.
- Ванны сероводородные. Сероводородные ванны начинают с температуры 34-35°С длительностью 6 мин. У больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы температуру постепенно снижают до 32-30°, а у больных с заболеваниями суставов — постепенно повышают до 37-38° продолжительностью 10-12 мин. Показаны при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, особенно в сочетании с поражением опорно-двигательного аппарата, при полиартритах, радикулоневритах, полиневритах, нарушениях обмена, а также при некоторых заболеваниях кожи.
- Жемчужные ванны готовят, нагнетая воздух компрессором (1-2 атм) в специальную решетку из металлических трубочек с мелкими отверстиями, положенную на дно ванны. Температура воды 34-36°С. Показаны при всех формах неврастении, астении, климактерическом неврозе, заболеваниях сердечно-сосудистой системы с нарушением кровообращения, не выше I стадии.
Души. Действие душа обусловлено температурой и в особенности давлением струй воды. Душ небольшого давления (0,3-1 атм) продолжительностью 2-5 мин индифферентной температуры при ежедневном приеме действует успокаивающе и несколько тонизирующе. Души прохладные и холодные, особенно струевые (Шарко, веерный с давлением 2-3 атм), являются процедурой возбуждающей, повышающей обмен и общий тонус организма. Для ослабленных больных водные процедуры можно начинать с пылевого душа, который оказывает щадящее действие.
- 1.1. Дисциплина: «Теория и методика физической культуры и спорта»
- Принципы оздоровительной тренировки.
- 2 Методика составления реабилитационных программ.
- 7 Вопрос. Структура обучения двигательному действию: цель, задачи и результативность методики обучения на каждом из его этапов.
- 9 Билет требования к образовательному учреждению с позиции здоровье сбережения.
- 11 Вопрос. Планирование нагрузок в работе с лицами с отклонениями в состоянии здоровья.
- 12 Дыхательные упражнения в физкультурных занятиях.
- 1.2.Дисциплина: «Теория и организация адаптивной физической культуры»
- 1.Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «адаптивное физическое воспитание».
- 2. Основные опорные концепции, лежащие в основе теории организации адаптивной физической культуры, концепция «целостность» организма и возможности ее применения в адаптивной физической культуре.
- 3.Принципы адаптивной физической культуры, их значение в организации работы специалиста по афк.
- 4.Профессиональные знания и черты характера, необходимые для успешной работы специалиста по афк.
- 5.Смысл терминов «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни».
- 6.Цель адаптивной физической культуры, приоритетные задачи, их связь с традиционными задачами физической культуры.
- 7.Эволюция отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, сущность трех аксиологических концепций.
- 8 Современный подход к развитию специального образования и комплексной реабилитации инвалидов, роль афк.
- 9.Понятие о реактивности организма и ее роль в адаптации и компенсации функций.
- 10.Отличительные признаки адаптивного спорта, виды адаптивного спорта, значение в комплексной реабилитации пациентов.
- 11. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, роль афк в этом процессе.
- 12.Особенности работы специалиста по афк с пациентами различных видов патологии.
- 2. Дисциплины вторых вопросов билета
- 2.1. Дисциплина: «Психология и педагогика
- 2.3.. Дисциплина: «Психология болезни и инвалидности»
- 1. Представление об уровнях саморегуляции человека. Уровни регуляции. Виды ощущений, регулирующих движения.
- 2. Интроцептивные ощущения, их место в формировании внутренней картины болезни. Иатрогенные заболевания, механизмы их происхождения.
- 4. Стресс, его роль в регуляции поведения и возникновения заболеваний. Критические ситуации в жизни человека и способы реагирования на них (ф.Е. Василюк). Проблема критической ситуации
- Фрустрация
- Конфликт
- 5. Депрессия, ее психологические истоки и следствия. Инвалидность и ее психологические последствия для личности. Суицидальные попытки, их различные формы и смысл для личности. Депрессия и мания
- Ненасильственный суицид
- Насильственный суицид
- 3. Дисциплины третьих вопросов билета
- 3.1. Дисциплина: «Общая и частная патология, тератология»
- Факторы болезни
- 3.3 Дисциплина: «Лечебная физическая культура»
- 1.Содержание и формы занятий лечебной физической культурой (лфк). Формы контроля по переносимости нагрузок. Основные показания и противопоказания при занятиях лфк.
- 2.Характеристика двигательных нарушений при дцп. Лфк в системе двигательной реабилитации детей с дцп. Физическое воспитание в дошкольном и школьном возрасте.
- 1. Спастическая диплегия.
- 2. Двойная гемиплегия.
- 3. Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия).
- 4. Гиперкинетическая форма.
- 5. Атонически-астатическая форма (мозжечковая).
- Лфк в системе двигательной реабилитации детей с дцп.
- Адаптивное физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 3.Основные и специфические задачи методов афк с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью.
- 4. Методические особенности афк в дошкольном и школьном возрасте при врожденных, ампутационных дефектах и дефектах нижних конечностей.
- Методические особенности применения физических упражнений в старшем школьном возрасте.
- Содержание и направленность подвижных игр для детей с дефектами верхних и нижних конечностей
- 3.5 Дисциплина: «Реабилитология»
- 1. Предмет реабилитология. Цели и задачи реабилитологии. Аспекты реабилитологии: медицинский, физический, психологический, педагогический, социальный и профессиональный.
- 2. Этапы реабилитационных мероприятий: стационарный, поликлинический, санаторный.
- 3. Роль физиотерапии в комплексе реабилитационных мероприятий: теплолечение, водолечение, бальнеологические курорты.
- 4. Адаптация инвалидов к условиям деятельности, которые создает для него внешняя и внутренняя среда.
- 5. Организация медико-социальной реабилитации. Общая характеристика воздействия методов лфк на организм лиц с отклонениями в состоянии здоровья: тонизирующее, трофическое, компенсаторное.