logo
Ответы ГОТОВЫЕ

2. Этапы реабилитационных мероприятий: стационарный, поликлинический, санаторный.

Создание целостной системы реабилитации в здравоохранении имеет огромное значение для государства, общества, личности и предполагает организацию и координацию усилий врачей, психологов, социальных работников и других специалистов. Реабилитация в здравоохранении должна представлять собой долговременную государственную политику, направленную на оптимальное и полномасштабное восстановление жизнедеятельности лиц, перенесших острые и хронические заболевания, травмы или имеющих аномалии развития в различных сферах: образования, досуга, профессиональной деятельности. В соответствии с современным определением ВОЗ, «реабилитация – это координированное применение медицинских, социальных, педагогических и профессиональных мероприятий в целях подготовки (переподготовки) индивидуума на оптимум трудоспособности».

Реабилитационный потенциал пациента – научно обоснованный предел возможного восстановления дефицитных (нарушенных) физиологических функций в конкретном клиническом случае. Разработка частной реабилитационной программы основывается на реабилитационном потенциале конкретного пациента. Ключевым звеном реализации частной реабилитационной программы являются индивидуализированные реабилитационные задачи, реализуемые имеющимся в наличии у медицинского учреждения набором методов и средств.

Процесс реабилитации разделяется на этапы:

1. госпитальный этап – патогенетическое лечение заболевания; ликвидация основной клинической симптоматики при обострениях хронических патологических процессов; адаптация к условиям и нагрузкам щадящего санаторного режима;

2. санаторный этап – полная ликвидация клинической симптоматики и морфофункциональных нарушений или формирование нестойкой компенсации дефицитных функций при обострении хронических патологических процессов; адаптация к условиям и нагрузкам амбулаторного режима;

3. диспансерный этап – полная реабилитация, реадаптация и ресоциализация к предшествовавшим заболеванию или травме нагрузкам и условиям или стойкая компенсация дефицитных функций; адаптация к измененным условиям жизни при обострении хронических патологических процессов; периодическое санаторное реабилитационное лечение.

Целостный подход к реабилитируемому пациенту требует отношения к нему не как носителю комплекса жалоб, симптомов и повреждений, а как целостному био-психо-социальному субъекту со всей присущей ему индивидуальной системой взаимосвязей с обществом и его членами. В современной концепции реабилитация рассматривается как комплексный процесс, включающий ряд основных аспектов.

1. Медицинский аспект – восстановление, коррекция или компенсация утраченных и дефицитных физиологических функций. Средства реабилитации -научно обоснованный индивидуальный комплекс различных методов лечения (фармакологическое, хирургическое, физиотерапевтическое, рефлексотерапевтическое, психотерапевтическое, диетическое). По мере возрастания двигательной активности пациента интенсивнее активируются механизмы саногенеза за счет регламентируемых лечебных физических нагрузок. (Уже на госпитальном этапе к реабилитации должны подключаться психотерапевт, психолог, а также, возможно, педагог).

2. Физический аспект – воссоздание исходного или нового (оптимального) уровня двигательной дееспособности пациента в быту и достижимой социальной среде. Проводится начиная с госпитального этапа реабилитации средствами кинезотерапии (лечебной физкультуры) как одного из направлений рефлексотерапии. Последовательное, адекватное и оптимальное применение лечебных физических нагрузок обеспечивает целенаправленный патогенетический и генерализованный (общий) эффект на организм пациента. В результате стимулируются механизмы неспецифической резистентности, гипосенсибилизации, участвует в коррекции нарушенного психологического статуса реабилитируемого человека.

3. Психологический аспект – коррекция психического статуса пациента, измененного основной патологией для профилактики возможной соматизации нарушений психических функций пациента, адаптации его к прежней (или новой) бытовой и социальной среде. Коррекции может подвергаться навязчивое чувство ущербности в бытовой, семейной, профессиональной, социокультурной средах, различного рода фобии и т.п. В результате формируется психология уверенности в достижении отдаленных задач реабилитационного процесса, создается устойчивая мотивация к достижению его декларируемой цели. В ряде случаев использование психологических методик направлено не только на самого пациента, но и на лиц его ближайшего социального окружения.

4. Профессиональный аспект – профессиональное обучение (переобучение) и трудоустройство, адекватные сформировавшемуся стойкому дефекту физических и психических функций. Профессиональная реабилитация базируется на анализе формы и тяжести патологического процесса, характера и степени дефицита функций, особенностей психологического статуса и профиля личности пациента, его исходного образовательного уровня. Профессиональное образование лиц с ограниченными физическими возможностями требует нестандартных, специфичных методик и технологий. Трудоустройство такого сотрудника возможно в обычных и специализированных учреждениях; может требовать особого оборудования его рабочего места.

5. Социально-экономический аспект – включает социально-медицинскую, социально-психологическую, социально-педагогическую, социально-средовую, социально-бытовую формы реабилитации. Их целью является воссоздание утраченных и нарушенных общественных связей и отношений пациента или формирование новых (вынужденных), устранение социальных ограничений, вызванных патологией. Этот аспект является подчиненным по отношению к предыдущим видам реабилитации, дополняется рядом специфических форм и средств (включая систематический патронаж). Степень снижения зависимости реабилитируемой личности в удовлетворении своих жизненных потребностей от членов семьи и социального окружения является конечным критерием эффективности всей реабилитационной программы в целом.