1. Предмет реабилитология. Цели и задачи реабилитологии. Аспекты реабилитологии: медицинский, физический, психологический, педагогический, социальный и профессиональный.
Реабилитология (лат. reabilitatio – вновь приспособленный + греч. logos – учение, наука) – это наука, изучающая фундаментальные закономерности, механизмы и условия процесса выздоровления и восстановления утраченных в процессе болезни функций организма
Реабилитация (франц. réhabilitation, от лат. re- вновь + habilis удобный, приспособленный) – сочетание медицинских, общественных и государственных мероприятий, проводимых с целью максимально возможной компенсации (или восстановления) нарушенных или утраченных функций организма и социальной реадаптации (или адаптации) больных, пострадавших и инвалидов. Реабилитация или восстановительное лечение – это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. По заключению Комитета экспертов ВОЗ по медицинской реабилитации (1970), реабилитация определяется как «комбинированное и координированное использование медицинских и социальных мер, обучения и профессиональной подготовки или переподготовки, имеющее целью обеспечить больному наиболее высокий возможный для него уровень функциональной активности».
Развитие медицины и здравоохранения на современном этапе приводит к выделению нового научно-практического направления — реабилитологии. Поскольку данное направление является новым, в медицинских научных словарях толкование понятия «реабилитология», как научной дисциплины, отсутствует. Методологические основы (т.е. принципы построения, формы и способы научного познания) медицинской реабилитологии, как самостоятельной медико-биологической науки, до сих пор и не разработаны – предмет, объект, методы исследования и научный терминологический инструментарий четко не обозначены.
Реабилитология — новая синтезная наука, интегрирующая медицину, педагогику, психологию, физическую культуру, курортологию и экологию. В сферу интересов реабилитологии, как науки, входит исследование закономерностей процессов реабилитации, методов проведения реабилитационных мероприятий и форм оптимальной организации системы реабилитации.
В реабилитологии рассматривается система «Человек — Среда обитания» (т.е. человек в среде обитания), поскольку разработка индивидуальных реабилитационных подходов, дающих максимальный эффект, возможна только при учете многомерных влияний внешних и внутренних факторов на человека.
В качестве теоретической основы медицинской реабилитации взята трехмерная концепция болезни, разработанная экспертами ВОЗ (Женева, 1980 г.) и представленная как дополнение к Международной статистической классификации болезней. Согласно этой концепции, выделяют три уровня медико-биологических и социальных последствий болезни:
1. Повреждение (impairment) – любая аномалия или утрата морфологической целостности анатомическими структурами, сопровождаемая расстройством или потерей физиологических функций.
2. Нарушение жизнедеятельности (disability) – потеря или ограничение возможности полноценно осуществлять повседневную деятельность, которые возникают в результате повреждения, в пределах, считающихся нормальными для человеческого общества.
3. Социальные ограничения (handicap) – нарушения жизнедеятельности, возникающие в результате повреждения и ограничивающие выполнение социальной роли.
В последнее время в систему реабилитационных понятий введено понятие «качество жизни» (качество жизни, связанное со здоровьем – healthrelated quality of life). Качество жизни рассматривают как интегральную оценку здоровья и эффективности реабилитации.
Направления практической реабилитации и реабилитологии, как науки, можно определить также, исходя из определения здоровья ВОЗ – выделить физический, психологический и социальный аспекты реабилитация. Эта концепция нашла применение, начиная с 1990-х годов.
Для 80-85% всех реабилитационных контингентов восстановление трудоспособности достигается в процессе выполнения комплексной программы реабилитации, включающей медицинские, профессиональные и социально-психологические мероприятия. В международной науке и практике реабилитологии разработаны критерии оценки эффективности реабилитации. Большое внимание уделяется психологическому аспекту, т.к. успех реабилитации, во многом, зависит от активного участия в реабилитации больных.
Непосредственными объектами реабилитации являются:
- первичный контингент – больные, травмированные, раненые и реконвалесценты после различных заболеваний с временной утратой трудоспособности или ее снижением в различной степени;
- вторичный контингент – больные хроническими заболеваниями, пострадавшие с последствиями травм и ранений со стойкой утратой трудоспособности и временной инвалидностью, у которых в результате принятых мер возможна положительная коррекция,
- третичный, или постоянный, контингент – инвалиды с последствиями заболеваний, травм и ранений с различной степенью стойкой утраты трудоспособности.
- 1.1. Дисциплина: «Теория и методика физической культуры и спорта»
- Принципы оздоровительной тренировки.
- 2 Методика составления реабилитационных программ.
- 7 Вопрос. Структура обучения двигательному действию: цель, задачи и результативность методики обучения на каждом из его этапов.
- 9 Билет требования к образовательному учреждению с позиции здоровье сбережения.
- 11 Вопрос. Планирование нагрузок в работе с лицами с отклонениями в состоянии здоровья.
- 12 Дыхательные упражнения в физкультурных занятиях.
- 1.2.Дисциплина: «Теория и организация адаптивной физической культуры»
- 1.Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «адаптивное физическое воспитание».
- 2. Основные опорные концепции, лежащие в основе теории организации адаптивной физической культуры, концепция «целостность» организма и возможности ее применения в адаптивной физической культуре.
- 3.Принципы адаптивной физической культуры, их значение в организации работы специалиста по афк.
- 4.Профессиональные знания и черты характера, необходимые для успешной работы специалиста по афк.
- 5.Смысл терминов «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни».
- 6.Цель адаптивной физической культуры, приоритетные задачи, их связь с традиционными задачами физической культуры.
- 7.Эволюция отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, сущность трех аксиологических концепций.
- 8 Современный подход к развитию специального образования и комплексной реабилитации инвалидов, роль афк.
- 9.Понятие о реактивности организма и ее роль в адаптации и компенсации функций.
- 10.Отличительные признаки адаптивного спорта, виды адаптивного спорта, значение в комплексной реабилитации пациентов.
- 11. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, роль афк в этом процессе.
- 12.Особенности работы специалиста по афк с пациентами различных видов патологии.
- 2. Дисциплины вторых вопросов билета
- 2.1. Дисциплина: «Психология и педагогика
- 2.3.. Дисциплина: «Психология болезни и инвалидности»
- 1. Представление об уровнях саморегуляции человека. Уровни регуляции. Виды ощущений, регулирующих движения.
- 2. Интроцептивные ощущения, их место в формировании внутренней картины болезни. Иатрогенные заболевания, механизмы их происхождения.
- 4. Стресс, его роль в регуляции поведения и возникновения заболеваний. Критические ситуации в жизни человека и способы реагирования на них (ф.Е. Василюк). Проблема критической ситуации
- Фрустрация
- Конфликт
- 5. Депрессия, ее психологические истоки и следствия. Инвалидность и ее психологические последствия для личности. Суицидальные попытки, их различные формы и смысл для личности. Депрессия и мания
- Ненасильственный суицид
- Насильственный суицид
- 3. Дисциплины третьих вопросов билета
- 3.1. Дисциплина: «Общая и частная патология, тератология»
- Факторы болезни
- 3.3 Дисциплина: «Лечебная физическая культура»
- 1.Содержание и формы занятий лечебной физической культурой (лфк). Формы контроля по переносимости нагрузок. Основные показания и противопоказания при занятиях лфк.
- 2.Характеристика двигательных нарушений при дцп. Лфк в системе двигательной реабилитации детей с дцп. Физическое воспитание в дошкольном и школьном возрасте.
- 1. Спастическая диплегия.
- 2. Двойная гемиплегия.
- 3. Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия).
- 4. Гиперкинетическая форма.
- 5. Атонически-астатическая форма (мозжечковая).
- Лфк в системе двигательной реабилитации детей с дцп.
- Адаптивное физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 3.Основные и специфические задачи методов афк с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью.
- 4. Методические особенности афк в дошкольном и школьном возрасте при врожденных, ампутационных дефектах и дефектах нижних конечностей.
- Методические особенности применения физических упражнений в старшем школьном возрасте.
- Содержание и направленность подвижных игр для детей с дефектами верхних и нижних конечностей
- 3.5 Дисциплина: «Реабилитология»
- 1. Предмет реабилитология. Цели и задачи реабилитологии. Аспекты реабилитологии: медицинский, физический, психологический, педагогический, социальный и профессиональный.
- 2. Этапы реабилитационных мероприятий: стационарный, поликлинический, санаторный.
- 3. Роль физиотерапии в комплексе реабилитационных мероприятий: теплолечение, водолечение, бальнеологические курорты.
- 4. Адаптация инвалидов к условиям деятельности, которые создает для него внешняя и внутренняя среда.
- 5. Организация медико-социальной реабилитации. Общая характеристика воздействия методов лфк на организм лиц с отклонениями в состоянии здоровья: тонизирующее, трофическое, компенсаторное.