4. Методические особенности афк в дошкольном и школьном возрасте при врожденных, ампутационных дефектах и дефектах нижних конечностей.
Методические особенности применения физических упражнений в старшем дошкольном возрасте (4—7 лет)
Для развития моторики здоровых детей старшего дошкольного возраста наиболее характерно совершенствование основных движений — ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазания и овладение простейшими спортивными навыками — катанием на санях, на коньках, на лыжах, игрой в волейбол, настольный теннис и др.
Подбор упражнений и методика проведения занятий у детей данной возрастной группы в большей мере, чем в раннем и младшем дошкольном возрасте, зависит от отставания в развитии моторики и от особенностей сформированных у детей компенсаций. При врожденных или ампутационных дефектах нижних конечностей в период подготовки к протезированию применяются упражнения для развития силы мышц и уменьшения контрактур в суставах, для подготовки культи к давлению гильзы протеза, для коррекции положений таза, позвоночника и плечевого пояса, акробатические
упражнения, упражнения, направленные на сохранение устойчивости вертикальной позы, для профилактики плоскостопия здоровой конечности, обучение пользованию костылями.
Для увеличения подвижности в сохраненных суставах и для развития силы мышц пораженной конечности применяются упражнения, выполняемые сидя, лежа на спине, лежа на животе.
При коротких культях бедра наиболее часто формируются сгибательные и отводящие контрактуры тазобедренных суставов. При таких контрактурах необходимо акцентировать внимание на разгибании и приведении культи. При отведении культи назад, чтобы избежать компенсаторных движений таза, туловища и участия других мышц в сгибании, обязательна фиксация таза в положении лежа на животе мешками с песком или рукой методиста. При сгибательных контрактурах тазобедренного сустава основное исходное положение — лежа на животе.
Необходимо отметить, что положение стоя на одной ноге способствует формированию косого положения таза и «5» - образному искривлению позвоночника. При односторонних дефектах общий
центр массы тела смещается в сторону сохранившейся конечности, развивается асимметрия в тонусе мышц туловища, происходит наклон таза в сторону ампутированной конечности, формируется сколиоз, асимметрия надплечий и лопаток. Для коррекции положения плечевого пояса, позвоночника, таза применяются специальные упражнения. Овладение протезом начинается с обучения его надеванию и привыкания к нему. При этом ребенок пробует ходить на протезе с поддержкой за руку или за подмышечные области. В процессе обучения ходьбе регулярно выявляются жалобы ребенка на боли и неудобства и проверяется появление наминов и потертостей на культе. Дефекты протеза должны быстро устраняться. После отделки протеза совершенствование ходьбы ребенка осуществляется при помощи упражнении, обеспечивающих ее ритмичность и «мягкость», например ходьба через барьеры небольшой высоты для исключения задевания носком протеза за поверхность опоры, ходьба вверх и вниз по наклонной скамейке. В обучении ходьбе выделяются три этапа.
I этап — обучение сохранению вертикальной позы с равномерным распределением веса тела на обе конечности и переносу веса тела с одной ноги на другую; постепенному переходу от положения
стоя у неподвижной опоры (у стены, в брусьях) к положению стоя без дополнительной опоры.
II этап (переходный от стояния к ходьбе) — формирование равновесия в двух- и одноопорной фазе шага; обучение управлению протезом. При обучении ходьбе важно сформировать у ребенка правильное движение культей. Необходимо использовать подготовительные упражнения, которые формируют умение сгибать коленный шарнир в протезах после ампутации бедра.
На III этапе совершенствуется техника ходьбы и отрабатываются элементы шага. Осуществляется коррекция таких дефектов ходьбы, как отсутствие сгибания коленного шарнира, переката стопы,
чрезмерная асимметрия в длине шагов, несвоевременный перенос веса тела с протеза на ногу, широкое расставление протезов (особенно после ампутации обоих бедер); избыточные движения туловищем, руками, скованность движений; приподнимание плеча, наклон туловища и головы вперед.
Для устранения этих дефектов, кроме специальных упражнений, используются словесные указания методиста, а также создаются условия, при которых достигается исправление ошибок.
При дефектах верхних конечностей в период подготовки к первичному протезированию наибольшее внимание уделяется решению следующих задач:
1) мобилизации подвижности в плечевых суставах и движений плечевым поясом, развитию силы мышц плечевого пояса и культей;
2) расширению и совершенствованию имеющихся у ребенка компенсаций, необходимых для возможно лучшего самообслуживания, в том числе с использованием простейших приспособлений;
3) развитию координационных способностей, помогающих более быстрому освоению управления протезами;
4) совершенствованию осанки и коррекции ее дефектов;
5) уменьшению отставания в развитии основных движений ребенка (метаний, лазания, подскоков, прыжков, ходьбы, бега) и т.д.;
6) формированию у ребенка положительного отношения к протезу.
При обучении управлению протезом и формировании простейших движений, осуществляемых с его помощью, должно обеспечиваться привыкание к протезу и воспитание чувства необходимости
пользоваться им. В первую очередь проводится обучение самостоятельному надеванию протезов, выполнению наиболее важных движений, необходимых при самообслуживании (прием пищи, питье, рисование, захват и перемещение предметов и др.).
Используются также упражнения в ходьбе, беге, прыжках. Большинство основных движений выполняется в игровой форме и в соревновательных условиях. Из упражнений, требующих проявления ловкости, используются простейшие акробатические упражнения, обучение падениям и вставанию.
Занятия проводятся ежедневно в группах, численностью 3—5 человек, с использованием индивидуально-группового метода. Продолжительность занятий для детей 4—5 лет — 25—30 мин, для детей 6—7 лет — 45 мин.
Методические особенности применения физических упражнений в младшем и среднем школьном возрасте и (7—12 лет).
После ампутации нижних конечностей при подготовке к первичному протезированию наиболее важными является решение следующих задач:
1) развитие силы усеченных или недоразвитых мышц нижних конечностей;
2) профилактика и устранение контрактур и ограничений подвижности в суставах пораженной конечности;
3) подготовка кожи культи к использованию протеза;
4) коррекция дефектов осанки;
5) совершенствование координации движений культей и общей координации движений, совершенствование равновесия;
6) профилактика плоскостопия при односторонних дефектах.
Для достижения поставленных задач используются индивидуальные, индивидуально-групповые и групповые занятия, проводимые по типовой схеме.
Для групповых занятий подбираются пять-шесть детей одной возрастной группы с однотипными дефектами, освоивших выполнение элементарных упражнений или ранее занимавшихся индивидуально. Продолжительность занятия 30—35 мин.
Индивидуально-групповые занятия проводятся с детьми одной возрастной группы в количестве трех-четырех человек с неоднородными дефектами. Первая половина основной части занятия проводится групповым методом, во второй половине каждый ребенок выполняет индивидуально подобранные для него упражнения и задания, осваивает новые или совершенствует разученные ранее упражнения.
Дети с ампутационными дефектами требуют длительной и разносторонней подготовки культи. Особенно после ампутаций, произведенных в школьном возрасте, они легко осваивают передвижение на протезах на фоне сформированного у них к моменту усечения локомоторного акта ходьбы. Для развития силы мышц усеченных и недоразвитых конечностей применяются упражнения с сопротивлением в виде небольших грузов (1—3 кг), выполняемые на блочном устройстве, не допуская статических напряжений мышц. При дефектах бедер внимание уделяется развитию силы разгибателей и приводящих мышц бедра, после ампутаций голеней — разгибателей голеней.
Для развития силы мышц культей используется фантомно-импульсивная гимнастика, содержанием которой является изометрическое напряжение мышц. Она назначается к выполнению 3—4 раза в
день по 20—50 повторений. В первые дни необходимо контролировать правильность их выполнения, так как дети младшего школьного возраста при врожденных дефектах с трудом осваивают технику этих упражнений.
Упражнения для устранения контрактур суставов следует применять в сочетании с использованием укладок мешочками теплого песка (3—4 раза в день, длительностью 20—30 мин). При сгибательно-отводящих контрактурах тазобедренных суставов наиболее эффективны укладки в положении лежа на животе при максимально возможном разгибании и приведении культи. При сгибательных
контрактурах коленных суставов используются как положения лежа на животе, так и на спине (при максимальном разгибании в коленном суставе).
Для развития координационных способностей движения культей выполняются в сочетании с движениями туловища, таза и верхних конечностей. Большое внимание уделяется формированию навыка правильной осанки и коррекции ее дефектов. Кроме овладения ощущениями правильной осанки и умением удерживать ее, используются упражнения, направленные на развитие силы мышц туловища и формирование «мышечного корсета». Одним из методических приемов формирования навыков осанки является осуществление самоконтроля при выполнении упражнений перед зеркалом, а также постоянное напоминание о необходимости сохранять правильное положение тела.
При односторонних дефектах применяются упражнения с целью профилактики плоскостопия здоровой конечности.
Кроме коррекционно-компенсаторных упражнений, дети должны освоить доступные им основные движения (лазание, перелезание, прыжки, метание и др.), а также простейшие построения и перестроения, повороты, выполнение различных команд. Из общеразвивающих применяются упражнения без предметов и с предметами (мячами, гантелями, гимнастическими палками) для
мышц верхних конечностей, туловища и здоровой ноги. Овладение протезом начинается с обучения его надеванию. Обучение ходьбе на протезе бедра осуществляется в три этапа по методике, описанной выше.
При дефектах верхних конечностей методика занятий приближается к методике применяемой у взрослых. Дети в школьном возрасте нуждаются в первичном протезировании чаще по поводу ампутационных дефектов, чем врожденных недоразвитии. Ампутация в меньшей степени обуславливает нарушение физического развития ребенка, чем врожденная аномалия. Менее выражено их влияние и на образование вторичных деформаций. Значительно чаще наблюдаются порочные культи, требующие оперативного вмешательства. Среди основных задач двигательной реабилитации можно выделить следующие:
1) мобилизация подвижности и развитие силы мышц культи и плечевого пояса;
2) мобилизация максимальной амплитуды движение в суставах нижних конечностей, в поясничном и грудном отделах позвоночника;
3) совершенствование мышечно-суставной чувствительности;
4) коррекция вторичных деформаций опорно-двигательного аппарата;
5) формирование у детей «чувства протеза» как составной части тела и потребности к постоянному ношению и пользованию протезом;
6) формирование необходимых навыков самообслуживания.
Применение физических упражнений осуществляется так же, как и в других возрастных группах, и направлено на подготовку к протезированию, овладение простейшими движениями, формирование навыков владения протезом Формы проведения занятий различны.
Чаще всего используются индивидуально-групповые и групповые занятия, проводимые по типовой схеме, включающей вводную, основную и заключительную части. Продолжительность занятия 30 — 45 мин. Индивидуальное проведение занятий целесообразно с детьми в первые дни после снабжения протезом при освоении навыков самообслуживания, а также с детьми, которые раньше не занимались физическими упражнениями или нуждаются в индивидуальном подходе, например после оперативных вмешательств на культях. Продолжительность индивидуальных занятий от 10—15 до 30 мин (Добровольский В.К. с соавт.,1979; Добровольский В.К. с соавт.,1981).
- 1.1. Дисциплина: «Теория и методика физической культуры и спорта»
- Принципы оздоровительной тренировки.
- 2 Методика составления реабилитационных программ.
- 7 Вопрос. Структура обучения двигательному действию: цель, задачи и результативность методики обучения на каждом из его этапов.
- 9 Билет требования к образовательному учреждению с позиции здоровье сбережения.
- 11 Вопрос. Планирование нагрузок в работе с лицами с отклонениями в состоянии здоровья.
- 12 Дыхательные упражнения в физкультурных занятиях.
- 1.2.Дисциплина: «Теория и организация адаптивной физической культуры»
- 1.Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «адаптивное физическое воспитание».
- 2. Основные опорные концепции, лежащие в основе теории организации адаптивной физической культуры, концепция «целостность» организма и возможности ее применения в адаптивной физической культуре.
- 3.Принципы адаптивной физической культуры, их значение в организации работы специалиста по афк.
- 4.Профессиональные знания и черты характера, необходимые для успешной работы специалиста по афк.
- 5.Смысл терминов «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни».
- 6.Цель адаптивной физической культуры, приоритетные задачи, их связь с традиционными задачами физической культуры.
- 7.Эволюция отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, сущность трех аксиологических концепций.
- 8 Современный подход к развитию специального образования и комплексной реабилитации инвалидов, роль афк.
- 9.Понятие о реактивности организма и ее роль в адаптации и компенсации функций.
- 10.Отличительные признаки адаптивного спорта, виды адаптивного спорта, значение в комплексной реабилитации пациентов.
- 11. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, роль афк в этом процессе.
- 12.Особенности работы специалиста по афк с пациентами различных видов патологии.
- 2. Дисциплины вторых вопросов билета
- 2.1. Дисциплина: «Психология и педагогика
- 2.3.. Дисциплина: «Психология болезни и инвалидности»
- 1. Представление об уровнях саморегуляции человека. Уровни регуляции. Виды ощущений, регулирующих движения.
- 2. Интроцептивные ощущения, их место в формировании внутренней картины болезни. Иатрогенные заболевания, механизмы их происхождения.
- 4. Стресс, его роль в регуляции поведения и возникновения заболеваний. Критические ситуации в жизни человека и способы реагирования на них (ф.Е. Василюк). Проблема критической ситуации
- Фрустрация
- Конфликт
- 5. Депрессия, ее психологические истоки и следствия. Инвалидность и ее психологические последствия для личности. Суицидальные попытки, их различные формы и смысл для личности. Депрессия и мания
- Ненасильственный суицид
- Насильственный суицид
- 3. Дисциплины третьих вопросов билета
- 3.1. Дисциплина: «Общая и частная патология, тератология»
- Факторы болезни
- 3.3 Дисциплина: «Лечебная физическая культура»
- 1.Содержание и формы занятий лечебной физической культурой (лфк). Формы контроля по переносимости нагрузок. Основные показания и противопоказания при занятиях лфк.
- 2.Характеристика двигательных нарушений при дцп. Лфк в системе двигательной реабилитации детей с дцп. Физическое воспитание в дошкольном и школьном возрасте.
- 1. Спастическая диплегия.
- 2. Двойная гемиплегия.
- 3. Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия).
- 4. Гиперкинетическая форма.
- 5. Атонически-астатическая форма (мозжечковая).
- Лфк в системе двигательной реабилитации детей с дцп.
- Адаптивное физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 3.Основные и специфические задачи методов афк с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью.
- 4. Методические особенности афк в дошкольном и школьном возрасте при врожденных, ампутационных дефектах и дефектах нижних конечностей.
- Методические особенности применения физических упражнений в старшем школьном возрасте.
- Содержание и направленность подвижных игр для детей с дефектами верхних и нижних конечностей
- 3.5 Дисциплина: «Реабилитология»
- 1. Предмет реабилитология. Цели и задачи реабилитологии. Аспекты реабилитологии: медицинский, физический, психологический, педагогический, социальный и профессиональный.
- 2. Этапы реабилитационных мероприятий: стационарный, поликлинический, санаторный.
- 3. Роль физиотерапии в комплексе реабилитационных мероприятий: теплолечение, водолечение, бальнеологические курорты.
- 4. Адаптация инвалидов к условиям деятельности, которые создает для него внешняя и внутренняя среда.
- 5. Организация медико-социальной реабилитации. Общая характеристика воздействия методов лфк на организм лиц с отклонениями в состоянии здоровья: тонизирующее, трофическое, компенсаторное.